Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:02, контрольная работа
Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП. Целью данной работы является изучение государственного бюджета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность, и содержание бюджета, его функции и принципы построения, а также его влияние на социально-экономические процессы.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность и содержание бюджета……………………………..4
2. Функции и принципы построения бюджета…………………………………….8
3. Влияние бюджета на социально-экономические процессы…………………..15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая сущность и содержание бюджета……………………………..4
2. Функции и принципы построения бюджета…………………………………….8
3. Влияние бюджета на социально-экономические процессы…………………..15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.
Государственный бюджет в общем виде - это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью, например, из промышленности – в сельское хозяйство. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы имеет большое значение в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами федерации), а различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование.
Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.
Целью данной работы является изучение государственного бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность, и содержание бюджета, его функции и принципы построения, а также его влияние на социально-экономические процессы.
Объектом исследования является государственный бюджет, его содержание и значение.
Возникновение бюджета
связано с зарождением и
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое – связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Понимание сущности бюджета как основного звена системы финансов, непосредственно связано с вопросом о роли государства в рыночной экономике. Несовершенство рынка предопределяют необходимость участия государства в воспроизводственном процессе. Это участие приобретает разнообразные формы и масштабы: законодательное регулирование и контроль, перераспределение ВВП, предоставление общественных благ, регулирование общеэкономического равновесия и т. д. В этих процессах бюджет выступает как наиболее важный инструмент государственного регулирования.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
Бюджетные
отношения представляют собой
финансовые отношения
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.
Основы бюджетного
устройства определяются
Бюджетная
система призвана играть
Федеральный
бюджет служит основным финансо
Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:
1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;
2) посредством бюджета
3) область бюджетного
Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально- вещественное воплощение. Бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств.
По экономической
сущности государственный
В формировании
и развитии экономической и
социальной структуры общества
большую роль играет
Таким образом, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.
Бюджет выполняет следующие функции:
Распределительная функция бюджета. Проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределительная
функция национального дохода и
ВВП проявляется
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывные стадии:
Доходы бюджета
– денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов, т.е. налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Информация о работе Значение и содержание государственного бюджета