Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в Узбекистане;
Введение
Для того чтобы управлять
будущим, человечество создало определенные
механизмы, которые в экономической
науке называются - прогнозирование,
макроэкономическое планирование и
экономическое
Прогнозирование - это предвидение,
которое базируется на специальном
научном исследовании. Поисковый
прогноз - это определение возможного
положения явления в будущем;
нормативный - определение путей
и сроков достижения возможного положения
явления, которое принято за цель.
Прогнозирование имеет два
Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.
В странах с развитой рыночной
моделью экономики
В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах.
Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками - с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в Узбекистане;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
Раздел 1 Содержание, значение и задачи бюджетного планирования и прогнозирования
1.1 Содержание и значение планирования
Бюджет - это основной финансовый план. Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:
Первый уровень - бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Второй уровень бюджеты субъектов РУз и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень - местные бюджеты.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Содержание бюджетного планирования
включает также вопросы теории и
методологии составления
1.2 Задачи бюджетного планирования
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
- организация работы по
мобилизации денежных
- осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РУз, министерства финансов республик в составе РУз, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.
Бюджетное планирование имеет
две стадии. На первой стадии осуществляется
сводное бюджетное
1.3 Значение и задачи прогнозирования
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.
Важнейшее условие успешного ведения хозяйства -- постоянное совершенствование методов его управления. Управлять -- значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.
В отличие от сводного финансового
планирования осуществляемого, как
правило, на более длительный период,
бюджетное прогнозирование
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования -- на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.
Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.
Раздел 2 Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики
2.1 Этапы бюджетного планирования и прогнозирования
Бюджетное планирование осуществляется
в несколько этапов: составление
проектов бюджетов финансовыми органами
разных уровней; рассмотрение проектов
бюджетов в исполнительных органах
власти; рассмотрение проектов бюджетов
и утверждение бюджетов в законодательных
и представительных органах государственной
власти разных уровней и в органах
местного самоуправления; поквартальное
распределение финансовыми
Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) - это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.
Прогнозирование
бюджета ориентирует на поиск
оптимального решения задач, на выбор
наилучшего из возможных вариантов.
В процессе бюджетного прогнозирования
рассматриваются различные
2.2 методы бюджетного планирования и прогнозирования
К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования относят:
Индексный метод (от достигнутого);
Нормативный метод;
Балансовый метод;
Бюджетирования ориентированного на результат;
Программно - целевой метод;
Метод экспертного прогнозирования;
Метод экстраполяции;
Метод моделирования;
Метод экономического анализа.
Традиционным методом бюджетного планирования и прогнозирования является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.
Индексный
метод основан на использовании
разнообразных индексов, отражающих
динамику цен, динамику уровня жизни
населения, реальных доходов населения.
В настоящее время в бюджетном
планировании достаточно хорошо применяются
индексы дефляторы. Специфика индексного
метода состоит в том, что в
индексе количественно
Использование балансового
метода позволяет увязать финансовые
ресурсы органов
С помощью балансового
метода реализуется принцип
Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования