Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:35, реферат
Цель работы проанализировать деятельность внебюджетных фондов и определить направления совершенствования.
Для этого необходимо будет решить следующие задачи:
– раскрыть сущность внебюджетных фондов;
– рассмотреть виды внебюджетных фондов;
– проанализировать механизм функционирования, соответствие задач и функций данных фондов с действительностью;
– описать перспективу развития, исходя из состояния на сегодняшний момент;
– сформулировать предложения по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов.
Оглавление
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды.
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Цель работы проанализировать деятельность внебюджетных фондов и определить направления совершенствования.
Для этого необходимо будет решить следующие задачи:
– раскрыть сущность внебюджетных фондов;
– рассмотреть виды внебюджетных фондов;
– проанализировать механизм функционирования, соответствие задач и функций данных фондов с действительностью;
– описать перспективу развития, исходя из состояния на сегодняшний момент;
– сформулировать предложения по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов.
При подготовке работы использовались научные труды в области финансов, а так же законодательные акты РФ.
Фонд – некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно-полезных целей.
Имущество, переданное фонду, является собственностью фонда. В свою очередь, учредители не несут ответственность по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам, возникшим у его учредителей. Нельзя обратить судебное взыскание на имущество лица, внесенное в фонд. Фонд использует имущество для целей, указанных в уставе и обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только суд и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд представляет собой некоммерческую организацию – специалиста по трате денежных средств. Поэтому круг его учредителей обычно не широк. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более – прибыль. Членства в фонде нет, как и договоров. Есть только устав. Учредитель не отвечает за долги фонда, потому что фонд – автономная организация и способна зарабатывать средства сама. Отсюда наличие у фондов большого «соблазна» заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому с целью контроля за деятельностью фондов создается попечительский совет, он же – орган управления в фонде. Обязательным условием совета является его формирование из сторонних лиц. В гражданском кодексе Российской федерации существует 2 статьи о фондах (глава четвертая) – 118 и 119. 118 Статья об основных положениях о фонде, статья 119 об изменении устава и ликвидации
Пенсионный фонд Российской Федерации
История пенсионного страхования насчитывает более 100 лет. За этот период было выработано несколько видов пенсионных систем. Одна из них представляет собой минимальную защиту престарелых, предоставляя некоторый минимум средств независимо от трудового вклада (стажа, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д.). Такую пенсию можно трактовать как социальную. Две других модели относятся к трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает зависимость размера пенсии от вышеперечисленных параметров, но сама пенсия образуется по солидарному (распределительному) принципу: последующее поколение финансирует предыдущее. Другая модель работает по накопительному принципу: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью увеличения.
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в федеральной собственности.
Пенсионный фонд – это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный прежде всего на выплату пенсий.
Пенсионный фонд осуществляет ряд значимых функций:
– учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию
– назначение и выплата пенсий
– назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан
– персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово – кредитным учреждением. С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах.
Пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера заработной платы и страховых взносов.
Трудовая пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
Виды трудовых пенсий:
– по старости
– по инвалидности
– по потери кормильца
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.
Базовая часть пенсии гарантируется государством, страховая часть зависит от результатов труда конкретного человека, накопительная образуется у граждан 1967 года и моложе.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
– мужчины, достигшие возраста 60 лет;
– женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени определяемой по мед показаниям.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Средства Пенсионного фонда РФ используются:
– на выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
– на оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам;
– на выплату пособий на погребение получателям пенсий;
– на финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
– на прочие расходы.
С 2002 г. впервые средства Пенсионного фонда стали направляться организациями непосредственно в государственный бюджет и только потом оттуда передаются в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам "базовых пенсий".
Фонд социального страхования Российской Федерации
Социальное страхование – это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т. п.).
Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года. В настоящее время Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово – кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
– выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
– оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
– санаторно – курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;
– частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан.
Источниками образования Фонда являются:
– страховые взносы работодателей — предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;
– страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
– добровольных взносов физических и юридических лиц;
– средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады.
Фонд государственного социального страхования – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.
Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Средства Фонда социального страхования РФ используются на следующие цели:
– на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Доля этих расходов составляет около 70%;
– финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;
– частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;
– выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;
– финансирование исполнительной дирекции Фонда.
Бюджет доходов и расходов Фонда социального страхования утверждается законом Российской Федерации. Поступления и расходование средств Фонда социального страхования РФ, утвержденные Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ.
Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо – в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.
Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением Фонда социального страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины. Оно ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т. е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", вступившим в действие с 1 января 1993 г., в России создаются фонды обязательного медицинского страхования:
– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
– Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
– финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
– обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
– обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
– части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных Федеральным законом;
– добровольных взносов юридических и физических лиц;
– налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам согласно ст. 146 БК РФ;
Информация о работе Характеристика социальных внебюджетных фондов