Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:55, контрольная работа
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Введение…………………………………………………………………………3
Бюджет как многоаспектное понятие (экономическая категория,
правовой акт и финансовый план)………………………………………….4
Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее организации на современном этапе…………………………………………………………6
Виды бюджетов……………………………………………………………...8
Доходы федерального бюджета, их состав и структура …………….10
Расходы федерального бюджета, их состав и структура……………11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...14
Введение
Государственный бюджет как
явление в истории
По материальному содержанию
бюджет - это сам централизованный
фонд денежных средств государства.
В юридическом аспекте
Политическое значение бюджета
многогранное, и в частности, оно
состоит в том как
1.Бюджет как многоаспектное понятие (экономическая категория, правовой акт и финансовый план)
Бюджет — это публичные экономические
отношения, опосредующие процесс аккумулирования,
распределения и использования централизованного
фонда денежных средств определенного
государственно-
Бюджет является исходной сферой бюджетной деятельности и одной из основополагающих финансово-правовых категорий, поэтому его определение образуется из экономического, финансового и юридического (правового) аспектов.
Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются государственные потребности в денежной форме. Таким образом, экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.
По организационной форме бюджет представляет собой финансовый план.
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их покрытия.
Это основной финансовый план, имеющий силу закона. Бюджет доминирует среди всех остальных финансовых планов, то есть все остальные финансовые планы своими отдельными разделами связываются с бюджетом.
Правовое значение бюджета определяет юридическое выражение его как правового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке.
В соответствии с БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджет субъекта РФ — в форме закона субъекта РФ, местный бюджет — в форме правового акта представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципального образования. Однако данная норма не разграничивает сам бюджет и закон (правовой акт) о его утверждении.
2.Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее организации на современном этапе
До 1991 года бюджетная система России была чрезвычайно централизованной и унитарной. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 году закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В законе устанавливались принципы построения бюджетной системы, основы формирования доходов, расходов и отдельно регламентировался порядок организации бюджетного процесса на республиканском уровне. Важным этапом в нормативном регулировании бюджетных правоотношений явился закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов», который был принят в 1993 г. Этот закон определил права субъектов РФ и местных образований на получение доходов в соответствующие бюджеты, на расходование средств этих бюджетов, определил взаимоотношения указанных органов власти в бюджетном процессе. Этот закон установил общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и использования бюджетов на региональном уровне. Следующий этап – принятая в 1993 конституция РФ, которая закрепила федеральное устройство государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Это потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы и необходимость разработки принципов бюджетного федерализма (разграничение полномочий между органами власти всех уровней в бюджетной сфере). Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходование бюджетных средств. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Он используется для расчетов и анализа.
Консолидированный бюджет РФ
включает в себя федеральный бюджет
и бюджеты субъектов РФ. Консолидированный
бюджет республики в составе Российской Федерации
состоит из республиканского бюджета
республики и
бюджетов районов, республиканских городов
республики.
Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.
Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области.
Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.
Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.
Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.Изменения, внесенные данным законом, вступают в силу с 1 января 2005 года.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как "минимальные государственные социальные стандарты" и "минимальная бюджетная обеспеченность".
Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
4.Доходы федерального бюджета, их состав и структура
Основной источник доходов - это налоги.
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.
Налоги выполняют две основные функции:
·фискальную;
·регулирующую.
Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.
Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.
К неналоговым доходам относятся:
·доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;
·доходы от приватизации;
·доходы от внешнеэкономической деятельности;
·доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)
Основное направление государственной политики в области налоговой реформы состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.
5.Расходы федерального бюджета, их состав и структура
Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.
Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В условиях рынка резко
сокращаются бюджетные
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:
·достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
·целевой характер использования бюджетных ассигнований;
·предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
·безвозвратность бюджетных ассигнований.
В области расходов бюджета
имеют место серьезные
·сокращение числа федеральных
целевых программ для обеспечения
концентрации бюджетных средств
на наиболее эффективных и социально-
·снижение расходов на содержание госаппарата;
·продолжение децентрализации инвестиционного процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;
·повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;
·снижение дотаций отдельным отраслям;
·усиление контроля за использованием бюджетных средств;
·приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.
Бюджет
государства - центральное звено финансовой
системы страны. Его главное назначение
- с помощью финансовых средств создать
условия для эффективного развития экономики
и решения общегосударственных социальных
задач. Таких, например, как обеспечение
населения общественными товарами и услугами,
перераспределение доходов, стабилизация
экономики. Общественные товары и услуги
- дороги, пожарная охрана, правоохранительные
службы, национальная оборона, общественные
школы и клиники - служат большому числу
людей и не могут быть произведены в рамках
частного предпринимательства. Правительственные
программы борьбы с бедностью предусматривают
перераспределение доходов людей, с избытком
зарабатывающих себе на жизнь, в пользу
бедных слоёв населения. Программы по
стабилизации экономики направлены на
нейтрализацию колебаний деловой активности
в обществе. Все эти задачи не могут быть
решены без соответствующего финансового
обеспечения. Поэтому государство аккумулирует
определённую сумму денежных средств
(доходы государственного бюджета), а затем
распределяет их по целевому назначению
(расходы бюджета государства). В странах
с рыночной экономикой основным источником
доходов являются налоговые поступления
- до 90% всех доходов бюджета государства.
Если этих поступлений оказывается недостаточно
для покрытия расходов правительства,
последнее прибегает к займам государственным,
также составляющих доходную статью государственного
бюджета, пособий ветеранам войны и т.д.
Кроме того, к расходнойстатье бюджета
государства относится выплата процентов по государст