ВВЕДЕНИЕ
Финансовая система любой
страны, в том числе Российской
Федерации, включает, как известно,
комплекс составляющих – государственные
и негосударственные финансовые
органы и структуры, фонды финансовых
ресурсов централизованного и децентрализованного
назначения, а также систему взаимосвязей
между ними. Финансы общественного
сектора определяются как отношения
по поводу системного перераспределения
государственных, муниципальных финансов
и ресурсов негосударственного некоммерческого
сектора экономики на основе противоречивой
взаимосвязи интересов федерального,
субфедерального, муниципального уровней
управления и населения в целях
достижения устойчивого социально-экономического
развития общества. Критерием, позволяющим
объединить общественные финансы в
отдельную подсистему, является достижение
единой цели – обеспечение производства
и доставка потребителям общественных
благ, то есть товаров коллективного
пользования, которые обладают особыми
свойствами и предоставление которых
осуществляется либо государством (чистые
общественные блага), либо государством,
рынком и некоммерческим сектором (смешанные
общественные блага).
Структурно к финансам
общественного сектора как части
финансовой системы относятся:
- Государственные финансы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, государственный кредит, государственные внебюджетные социально-страховые фонды);
- Муниципальные финансы (местный бюджет, местные внебюджетные фонды органов самоуправления);
- Финансы некоммерческого сектора в части реализации задач по производству смешанных общественных благ, в том числе различные внебюджетные фонды.
Финансы общественного сектора
имеют существенные структурные
отличия от подсистемы общественных
финансов (государственных и муниципальных).
К общественным финансам относятся:
федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов
РФ, государственный кредит, государственные
внебюджетные социально-страховые
фонды, местные бюджеты, внебюджетные
фонды органов местного самоуправления.
На уровне субъекта Федерации
структура финансов общественного
сектора региона выглядит следующим
образом:
- Консолидированный бюджет субъекта РФ с разделением на региональный (областной, краевой, республиканский) и местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений);
- Территориальные отделения государственных социально-страховых внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, территориальных фондов медицинского страхования);
- Внебюджетные фонды, созданные, управляемые и контролируемые региональными властями и органами местного самоуправления; другие внебюджетные средства, контролируемые администрацией региона и администрациями муниципальных образований;
- Часть финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- Финансы государственных и негосударственных некоммерческих организаций, используемые в производстве и при предоставлении общественных товаров и услуг.
За период перехода от административной
к рыночной экономике структура
финансовой системы России претерпела
существенные изменения, которые вызваны
адаптацией к потребностям рыночных
отношений переходной экономики. Они
обусловлены переменами в отношениях
собственности, перераспределением властных
полномочий между федеральным центром
и регионами, усилением финансовой
децентрализации, развитием бюджетного
федерализма. Изменились структура
и роль государственных финансов.
Понятие государственных финансов,
во-первых, существенно расширено в связи
с принятием Бюджетного кодекса РФ, законодательным
определением трехуровневой бюджетной
системы, отдельным вынесением категорий
государственного кредита, государственных
заимствований, а также финансов государственных
внебюджетных социально-страховых фондов.
Во-вторых, конституциональное
определение государственных уровней
власти и управления предполагает отдельное
существование муниципальных финансов,
развитие которых наряду с Бюджетными
и Налоговыми кодексами РФ подчиняется
законодательству о местном самоуправлении.
Финансы предприятий и корпораций в настоящее
время расширяются и дополняются анализом
финансов не только государственных коммерческих
предприятий производственного сектора,
включая фермерские хозяйства, но и сферы
услуг, банков страховых компаний, других
коммерческих структур. Отдельный сектор
на рынке занимают государственные и муниципальные
унитарные предприятия, представляя организационно-правовую
форму государственного хозяйствования
или предпринимательства.
В обществе все более созревает
понимание необходимости глубокого
и всестороннего изучения финансов
домашних хозяйств как перспективного
источника привлечения ресурсов
для развития экономики, формирования
доходов населения как важнейшей
составляющей воспроизводства человеческого
капитала – фактора роста национальной
экономики. Существенные изменения
в современные представления
о составе российской финансовой
системы вносит особое звено – финансовые
отношения некоммерческого сектора. Это
напрямую связано с движением современного
государства в сторону гражданского общества,
неотъемлемой частью и характеристикой
которого становится, наряду с государственным
и сектором коммерческих организаций,
энергично развивающийся третий, или некоммерческий,
сектор современного общества. Темпы роста
этого сектора в индустриально развитых
странах, да и в России, роль, которую он
играет в современном обществе, а также
объемы финансовых потоков, которыми он
располагает, заставляют считаться с ним
при анализе финансовой системы страны.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
- Бюджетное устройство.
Ведущая роль в финансах
общественного сектора, безусловно,
принадлежит государственным и
муниципальным финансам, которые
включают бюджетную систему, в том
числе – государственные внебюджетные
социально-страховые фонды (Пенсионный
фонд России, Фонд социального страхования,
Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования), а также государственный
кредит (государственный долг). Бюджет
в государствах с различным устройством
представлен бюджетной системой,
имеющей несколько уровней. В
унитарном государстве это, как
правило, два уровня бюджета – центральный
и местные бюджеты; при федеративном государственном
устройстве бюджетная система имеет больше
уровней – федеральный бюджет, бюджеты
субъектов Федерации, местные бюджеты.
Бюджетная система РФ строится на принципах
бюджетного федерализма, под которым понимается
обеспечение баланса интересов между
Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением
с помощью инструментов бюджетно-налоговой
политики.
Бюджетная система Российской
Федерации включает следующие уровни:
- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (территориальный уровень местных бюджетов); бюджеты городских и сельских поселений (поселенческий уровень местных бюджетов).
Новым является принятое решение
о выделении двух уровней местных
бюджетов – муниципальных районов
и городских округов, а также
бюджетов городских и сельских поселений.
Основная координирующая роль в бюджетной
системе принадлежит федеральному
бюджету. Федеральный бюджет и свод бюджетов
других уровней бюджетной системы образуют
консолидированный бюджет Российской
Федерации. Федеральный бюджет – это основной
финансовый план правительства на текущий
финансовый год, имеющий силу закона, и
основной фонд денежных средств федерального
правительства. Федеральный бюджет утверждается
Федеральным собранием РФ и является главным
звеном бюджетной системы федеративного
государства.
Процентными расходами федерального
бюджета называются расходы, направляемые
на обслуживание государственного долга.
Непроцентными расходами федерального
бюджета называются расходы, направляемые
на финансирование всех других, кроме
обслуживания государственного долга,
платежей. К территориальным бюджетам
относятся бюджеты субъектов РФ и местные
бюджеты. Бюджеты субъектов Федерации
(республик, краев, областей, автономных
округов), иначе называемые региональными
бюджетами, образуют второй уровень бюджетной
системы. Межбюджетные трансферты – финансовая
помощь из вышестоящих бюджетов нижестоящим
для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности.
В рамках распределения расходных
полномочий за каждым уровнем бюджетной
системы закреплены определенные расходы.
В Бюджетном кодексе РФ устанавливаются
расходные обязательства Российской
Федерации, ее субъектов, расходные
обязательства муниципального образования
на основе общего принципа – тот
уровень власти, которые устанавливает
расходное обязательство, должен обеспечивать
его выполнение либо непосредственно
из своего бюджета, либо путем передачи
целевых средств бюджетам других
уровней. Например, национальная оборона,
судебная власть, международная деятельность,
обслуживание и выплата государственного
долга преимущественно финансируются
из федерального бюджета. За бюджетами
субъектов Федерации закреплены в первую
очередь расходы на социальную политику.
Они ответственны за осуществление учебного
процесса и выплату заработной платы учителям
в общеобразовательных школах, за выплату
адресных жилищных субсидий населению,
обеспечение платежей за неработающее
население в систему обязательного медицинского
страхования, обеспечение социальной
защиты и социального обслуживания населения.
Кроме того, они обеспечивают противопожарную
безопасность, поддержку сельскохозяйственного
производства и так далее.
Местные бюджеты отвечают
за реализацию вопросов местного значения,
то есть непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения. Речь
идет об обеспечении граждан электричеством,
теплом, водой; распоряжении муниципальным
имуществом; содержании и строительстве
автомобильных дорог; обеспечении
малоимущих граждан жильем; предоставлении
услуг связи, транспорта, общественного
питания и бытового обслуживания;
организации досуга; благоустройстве
территории; вывозе мусора и так
далее. Вместе с тем значительная часть
расходов осуществляется из нескольких
бюджетов. Например, социальные расходы
финансируются из нескольких уровней
бюджетной системы, а также из государственных
внебюджетных социально-страховых фондов.
- Бюджетный процесс и его участники.
Каждый российский бюджет
проходит ряд стадий, которые называются
бюджетным процессом. Бюджетный
кодекс РФ четко определяет порядок
бюджетного процесса, его участников
и их полномочия. Бюджетный процесс
включает: составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение бюджета,
отчет об исполнении бюджета, государственный
и муниципальный финансовый контроль.
Участниками бюджетного процесса являются:
президент РФ; органы законодательной
и исполнительной власти, денежно-кредитного
регулирования (Банк России); органы государственного
и муниципального финансового контроля
(Счетная палата Российской Федерации,
Министерство финансов РФ и его структуры:
Федеральное казначейство, соответствующие
департаменты, контрольные и финансовые
органы исполнительной власти, контрольные
органы законодательных и представительных
органов субъектов РФ и местного самоуправления);
государственные внебюджетные фонды,
главные распорядители и распорядители
бюджетных средств (министерства, ведомства,
органы государственной власти субъекта
РФ, органы местного самоуправления, имеющие
право распределения бюджетных средств
бюджетополучателям); бюджетные учреждения,
государственные, муниципальные и унитарные
предприятия.
В демократическом обществе
бюджетные приоритеты отражают волю граждан,
выраженные через представителей политических
партий в органах законодательной власти.
От того, насколько продуманы и корректно
встроены в структуру общегосударственной
политики бюджетные отношения и бюджетные
приоритеты, во многом зависит реальный
баланс общегосударственных и региональных
интересов, а значит и целостность государства,
стабильность состояния общества. Исходной
точкой отсчета для начала бюджетного
процесса является ежегодное Бюджетное
послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ. В нем обозначаются важнейшие
приоритеты бюджетной политики на очередной
финансовый год и на трехлетнюю среднесрочную
перспективу.
На основании послания,
с учетом прогнозов социально-экономического
развития страны и ее регионов Правительство
России, органы исполнительной власти
субъектов Федерации и органы
местного самоуправления приступают к
составлению проектов своих бюджетов.
За составление проекта федерального
бюджета в Правительстве РФ отвечает Министерство
финансов на основе макроэкономических
показателей развития страны, рассчитываемых
Министерством экономического развития
и торговли, важнейших направлений денежно-кредитной
политики, разрабатываемых Банком России,
и других данных составляет проект федерального
бюджета. Его основными характеристиками
являются: общий объем доходов, общий объем
расходов и дефицит (профицит) бюджета.
Следующим этапом является рассмотрение
и утверждение бюджета. До 26 августа текущего
года Правительство России вносит на рассмотрение
Государственной Думы проект федерального
бюджета. В течение суток Совет Думы на
основании заключения Комитета по бюджету
решает – принимать ли документ к рассмотрению
либо возвращать Правительству РФ на доработку.
Если документ принимается к рассмотрению,
его сразу рассылают во все комитеты Госдумы,
в Совет Федерации, Счетную палату и другие
ведомства для обсуждения и представления
заключения. Рассмотрение и утверждение
федерального бюджета осуществляются
вначале нижней палатой Федерального
Собрания РФ – Государственной Думой,
затем он передается на рассмотрение в
верхнюю палату – Совет Федерации и, наконец
– Президенту РФ. Государственная Дума
рассматривает законопроект о федеральном
бюджете в четырех чтениях.
В первом чтении (оно должно
состояться не позднее 30 дней со дня внесения
проекта федерального бюджета Правительством
РФ) главным является обсуждение и принятие
основных характеристик федерального
бюджета, которые будет невозможно изменить
при последующих чтениях: общий объем
расходов, доходов федерального бюджета,
дефицит и источники его покрытия. Помимо
этого, рассматриваются прогноз социально-экономического
развития России, основные направления
бюджетной и налоговой политики, принципы
и расчеты по взаимоотношениям федерального
бюджета с бюджетами субъектов Федерации,
программы внешних заимствований. Во время
первого чтения Госдума не имеет права
увеличивать доходы и дефицит федерального
бюджета, если на эти изменения отсутствует
положительное заключение Правительства
РФ. В случае отклонения законопроекта
в первом чтении Государственная Дума
может поставить вопрос о доверии Правительству
РФ.