Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:17, реферат
Субъекты бюджетного права исполняют бюджетные обязанности и осуществляют бюджетные права, вступая в конкретные бюджетные правоотношения.
Бюджетное правоотношение — разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще.
Кроме того, бюджетное правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода бюджетно-правового регулирования.
Бюджетно-правовые отношения и их виды
Субъекты бюджетного права исполняют бюджетные обязанности и осуществляют бюджетные права, вступая в конкретные бюджетные правоотношения.
Бюджетное правоотношение — разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще.
Кроме того, бюджетное правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода бюджетно-правового регулирования.
Во-первых, бюджетное правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Во-вторых, бюджетное правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что бюджетное правоотношение возникает на основе нормы бюджетного права, которая, как уже отмечалось, является t родством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.
В-третьих, бюджетное правоотношение является, в сущности, отношением экономическим. Е.А. Ровинский отмечал: «Важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений»1.
В-четвертых, одна из характерных черт бюджетного правоотношения — его имущественный характер. В качестве имущественных благ в бюджетных правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы) в безналичной форме.
В рамках бюджетных правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от государства или муниципальных образований к различным субъектам.
Однако подчеркивая имущественный характер бюджетного правоотношения, надо помнить, что бюджетные правоотношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные).
К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других.
Процедурными (процессуальными) являются отношения, которые возникают в процессе распределения денежных средств, контроля за их использованием и т.д. К числу последних относятся, в частности, бюджетно-процессуальные отношения. Тот факт, что процедурные (процессуальные) отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики бюджетных правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо процессуальные отношения имеют конечной целью движение денежных средств, т.е. реализацию имущественных отношений как первичных.
Таким образом, бюджетные правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств.
В-пятых, бюджетное правоотношение, в сущности, является властеотношением. Это обусловлено тем, что оно служит формой реализации бюджетно-правовой нормы, имеющей императивный характер. В связи с этим одной из сторон бюджетного правоотношения всегда является:
а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты Федерации);
б) муниципальное образование или в) уполномоченный государством орган, управомоченный давать властные предписания.
С учетом отмеченного квалифицирующими признаками бюджетного правоотношения являются следующие три признака :
а) возникновение и развитие в сфере бюджетной деятельности государства или муниципальных образований;
б) властный характер, в связи с чем одной из сторон правоотношения всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование;
в) имущественный характер бюджетного правоотношения.
В итоге следует заключить, что бюджетное правоотношение сеть общественное отношение, основанное на бюджетно-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.
Важнейший элемент бюджетного правоотношения — его субъекты.
Субъекты бюджетного правоотношения - лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями бюджетных обязанностей и прав.
Субъект бюджетного правоотношения связан с субъектом бюджетного права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом бюджетного правоотношения.
В большинстве случаев субъект бюджетного права и субъект бюджетного правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою бюджетную правосубъектность, становятся субъектами бюджетного правоотношения. Однако в ряде случаев субъект бюджетного права и субъект бюджетного правоотношения не совпадают. Это имеет место главным образом тогда, когда государство (Российская Федерация в целом, субъекты Федерации) как субъект бюджетного нрава вступает в бюджетное правоотношение. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, будучи субъектами бюджетного права, вступая в конкретное бюджетное правоотношение, выступают в лице определенного государственного органа. При этом как субъекты бюджетного права они обладают бюджетной правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией. В конкретном бюджетном правоотношении дееспособность Российской Федерации или субъекта Федерации приходится на долю представляющих их государственных органов.
Все вышеназванные признаки бюджетных правоотношений характерны и для финансовых правоотношений, так как бюджетные правоотношения являются их разновидностью.
Вместе с тем бюджетные правоотношения характеризуются некоторыми особенностями, обусловленными предметом бюджетного права.
Во-первых, только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерен столь уникальный объект, как закон о бюджете на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом бюджетно-правового отношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект соответствующего бюджета на следующий финансовый год, а объектом правоотношения по исполнению бюджета является бюджет — плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден.
Во-вторых, в системе финансовых правоотношений только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерна цикличность. Это обусловлено цикличностью бюджетного процесса и ограниченностью срока действия бюджетного закона. Так, в частности, бюджетные правоотношения по поводу исполнения бюджета ограничены сроком действия закона о бюджете, который принимается на один финансовый год (ст. 5 БК РФ). После окончания финансового года и принятия нового закона о бюджете правоотношения по поводу исполнения бюджета возникают вновь.
В-третьих, бюджетные правоотношения в самой большей степени политически направлены. Такой вывод вытекает из понимания того, что бюджетная деятельность государства и муниципальных образований — в самой высокой степени политически зависимая деятельность. В этой связи Конституционный Суд РФ отметил, что «нормы права, в том числе финансового, проявляют свое регулятивное воздействие на бюджетные отношения не сами по себе, а в связи с целями государственной экономической политики, включая финансовую политику и финансовое регулирование в их конституционно-правовом смысле».
В-четвертых, бюджетные правоотношения возникают, как правило, на основе реализации не одной, а нескольких норм бюджетного права.
Учитывая тот факт, что в современных условиях в системе бюджетно-правовых норм велика роль общих норм, норм-дефиниций, норм-принципов, можно утверждать, что большинство бюджетно-правовых отношений базируется на реализации нескольких бюджетно-правовых норм: специальных норм, рождающих конкретное правоотношение, плюс реализации норм-принципов, норм-дефиниций или иных общих норм. Примером могут являться любые правоотношения, возникающие в ходе составления проектов бюджетов. Помимо того, что каждое из этих правоотношений возникает на основе конкретной нормы, закрепленной в Бюджетном кодексе РФ, обязательным условием возникновения правоотношения будут являться еще и нормы-принципы, закрепленные в гл. 5 БК РФ. В частности, актуальны нормы-принципы ст. 32 и 33 БК РФ, т.е. принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, а также принцип сбалансированности бюджета.
Это следует из того, что нормы-принципы не являются самостоятельной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным или охранительным нормам.
Полинормная реализация как условие возникновения бюджетного правоотношения — весьма характерный признак, который позволяет отличать бюджетное правоотношение от всякого иного правоотношения в рамках финансового права. Исключением является, пожалуй, налоговое право, которое, как и бюджетное право, имеет общую и особенную части, а значит, имеет общие нормы, которые присоединяются к реализации специальных.