Принципы бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система основывается на следующих принципах:
1) принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан;
2) принцип полноты - отражение в бюджетах и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;

Вложенные файлы: 1 файл

гос.бюджет. конспект.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

      Принципы бюджетной системы     

 Бюджетная система основывается на следующих принципах:     

1) принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан;     

2) принцип полноты - отражение в бюджетах и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;     

3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов;     

4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля;     

5) принцип последовательности - соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;     

6) принцип эффективности и результативности - разработка и  исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ с использованием оптимального объема бюджетных средств, необходимого для достижения этих результатов, или обеспечение наилучшего результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств;     

7) принцип приоритетности - осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики или региона;     

8) принцип ответственности - привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан;     

9) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, свободных остатков средств местных бюджетов в вышестоящий бюджет, за исключением случаев, установленных пунктом 6 статьи 40 настоящего Кодекса, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей компенсации. 
      

Виды и уровни бюджетов     

1. В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: 
      республиканский бюджет; 
      областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы; 
      бюджет района (города областного значения).     

2. В Республике Казахстан в случаях, установленных Бюджетным Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет. 
      

Республиканский бюджет     

1. Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики.     

2. Республиканский бюджет на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. 
            

Областной бюджет, бюджет города  
                республиканского значения, столицы     

1. Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.     

2. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы. 
      

 Бюджет района (города областного значения)     

1. Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения).     

2. Бюджет района (города областного значения) на соответствующий финансовый год утверждается решением маслихата района (города областного значения). 
     

Чрезвычайный государственный бюджет     

1. Чрезвычайный государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан.     

2. Чрезвычайный государственный бюджет разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан.     

3. Основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории Республики Казахстан чрезвычайного или военного положения.     

4. О принятии чрезвычайного государственного бюджета незамедлительно информируется Парламент Республики Казахстан.     

5. На время действия чрезвычайного государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета на соответствующий финансовый год приостанавливается.     

6. Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.     

 С прекращением действия чрезвычайного государственного бюджета исполнение республиканского и местного бюджетов осуществляется в соответствии с законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и решениями маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета на соответствующий финансовый год.     

7. В случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях Республики Казахстан чрезвычайный государственный бюджет не вводится.     

8. Введение чрезвычайного положения на территории нескольких регионов Республики Казахстан одновременно может являться основанием для введения чрезвычайного государственного бюджета лишь в случае, когда последствия чрезвычайного положения могут создать реальную угрозу национальным интересам и экономической безопасности республики. 
            

Национальный фонд Республики Казахстан

  1. Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.  
  2. Национальный фонд Республики Казахстан предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.

 

      3. Национальный фонд Республики Казахстан осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, и доходность активов Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан. 
      Часть Национального фонда Республики Казахстан, используемая для осуществления стабилизационной функции, определяется в размере, необходимом для обеспечения гарантированного трансферта.     

4. Формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Национального фонда Республики Казахстан     

5. Поступление и расходование Национального фонда Республики Казахстан производятся в национальной и иностранной валюте.     

 Учет и отчетность по операциям Национального фонда Республики Казахстан осуществляются в национальной валюте.     

6. Доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.  

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА 
      

Поступления и расходы республиканского и  
                 местных бюджетов     

1. Поступлениями республиканского и местных бюджетов являются доходы, погашение бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, полученные трансферты, а также государственные займы.     

2. Расходами республиканского и местных бюджетов являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение основного долга по займам.       

Структура республиканского и местных бюджетов     

1. Структура республиканского и местных бюджетов состоит из следующих разделов: 
      1) доходы: 
      налоговые поступления; 
      неналоговые поступления; 
      поступления от продажи основного капитала; 
      поступления трансфертов; 
      2) затраты; 
      3) операционное сальдо; 
      4) чистое бюджетное кредитование:  
      бюджетные кредиты; 
      погашение бюджетных кредитов; 
      5) сальдо по операциям с финансовыми активами: 
      приобретение финансовых активов; 
      поступления от продажи финансовых активов государства; 
      6) дефицит (профицит) бюджета; 
      7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета: 
      поступление займов; 
      погашение займов; 
      движение остатков бюджетных средств. 

 

 

      Структура консолидированного бюджета 
  
      Структура консолидированного бюджета состоит из следующих разделов: 
      1) республиканский бюджет; 
      2) бюджет области, бюджеты города республиканского значения, столицы; 
      3) поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан в соответствии со статьей 49-1 настоящего Кодекса, и переводы их в Национальный фонд Республики Казахстан на счета Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.             

 Доходы бюджета     

2. Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.     

3. Неналоговые поступления - обязательные, невозвратные платежи в республиканский, местные бюджеты и поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме устанавливаемых Налоговым кодексом Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.     

4. Поступлениями от продажи основного капитала являются деньги: 
      1) от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями; 
      2) от продажи товаров из государственного материального резерва; 
      3) поступающие от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами; 
      4) от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.     

5. Поступления трансфертов - поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в бюджет.     

6. Введение новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс.     

7. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов. 

 Деньги от реализации государственными  
                 учреждениями товаров (работ, услуг)     

1. Деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг) подлежат зачислению в соответствующий бюджет, за исключением денег от реализации товаров (работ, услуг), оказываемых государственными учреждениями в сферах образования, лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 
      2. Если законодательными актами Республики Казахстан предусмотрены виды деятельности по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые государственными учреждениями на платной основе, то деньги от реализации таких товаров (работ, услуг) могут оставаться в распоряжении государственного учреждения. 
      3. Плата за осуществление видов деятельности по реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями определяется по соглашению с физическим или юридическим лицом в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.   
       Затраты республиканского и местных бюджетов 
  
      1. Затратами республиканского и местных бюджетов являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. 
      2. Затраты республиканского и местных бюджетов подразделяются на следующие виды: 
      1) затраты, обеспечивающие деятельность государственных учреждений; 
      2) затраты, связанные с организацией и проведением мероприятий, не носящих постоянного характера; 
      3) затраты на государственный заказ - оплата государственными учреждениями товаров (работ, услуг), полученных от физических, юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств на основе гражданско-правовых сделок в рамках реализации бюджетных программ (подпрограмм); 
      4) денежные выплаты физическим лицам - затраты, связанные с платежами физическим лицам в денежной форме в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, кроме денежных выплат работникам за труд; 
      5) иные виды затрат на выполнение обязательств государства. 
      3. Бюджетные субсидии могут предоставляться физическим, юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам только при отсутствии другого более эффективного способа выполнения государственных функций и реализации социально-экономических задач развития республики или региона и в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Приоритетные государственные функции и направления по реализации социально- экономических задач развития республики или региона, которые подлежат субсидированию, определяются среднесрочной фискальной политикой. 
      4. Трансферты могут иметь как общий характер, так и целевой. Трансферты, носящие целевой характер, являются целевыми трансфертами.  Резервы Правительства Республики 
                 Казахстан и местных исполнительных органов     

Информация о работе Принципы бюджетной системы