Правовые системы мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:41, реферат

Краткое описание

1. Классификация правовых систем
2. Англосаксонская правовая система
3. Романо-германская правовая система
4. Мусульманская правовая система
5. Социалистическая правовая система
6. Система обычного права

Вложенные файлы: 1 файл

Проверила.docx

— 20.66 Кб (Скачать файл)
 
 
 

 
 
 
 

                                                                             Проверила: Зонова.Ю.С.

                                                                             Сдала: Шевченко Виталина

                                                                             Группа: 402 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Классификация правовых  систем

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикцион-ные  органы, сформировались особенности  правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет  говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в  узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют  их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных  в правовом отношении стран.

Существует несколько  критериев объединения, классификации  правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего  развития). Иначе говоря, системы  связаны между собой исторически,  имеют общие государственно-правовые  корни (произрастают из одного  древнего государства, основаны  на одних и тех же правовых  началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения  норм права. Речь идет о внешней  форме права, о том, где и  как фиксируются его нормы  (в законах, договорах, судебных  решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран,  входящих в одну правовую семью,  должны обладать сходством структурного  построения нормативно-правового  материала. Как правило, это  находит выражение на микроуровне  — на уровне строения нормы  права, ее элементов, а также  на макроуровне — на уровне  строения крупных блоков нормативного  материала (отраслей, суботраслей,  других подразделений).

4. Общность принципов  регулирования общественных отношений.  В одних странах это идеи  свободы субъектов, их формального  равенства, объективности правосудия  и т.д., в других — теологические,  религиозные начала (например, мусульманские  страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи  и т. п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий,  а также техники изложения  и систематизации норм права.  Родственные в правовом отношении  страны обычно используют тождественные  или сходные по своему значению  термины, что объясняется единством  их происхождения. По этой же  причине законодатели стран, входящих  в одну правовую систему, при  разработке правовых текстов  применяют одинаковые юридические  конструкции, способы построения  нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного  в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и  др.); 2) романо-  германскую (страны континентальной  Европы, Латинской Америки, некоторые  страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии  ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему  обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). 

2. Англосаксонская  правовая система

Происхождение англосаксонской  правовой системы. Становление и  развитие англосаксонского права связано  со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических  и других факторов. С исторической точки зрения, эпохальным для Англии и англосаксонского права является период нормандского завоевания. До этого  времени в стране действовали  разрозненные местные акты, приказы  королей, регулирующие отдельные вопросы  общественной жизни. Римляне, правившие  в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего  воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось  и вскоре было вытеснено местными нормами..

Многие вопросы  парламентской процедуры, взаимоотношений  высших государственных должностных  лиц, ритуально-этические нормы поведения  монарха, членов его семьи также  регулируются в обычно-правовом порядке. Здесь обычай заполняет ниши в  праве, которые образовались из-за отсутствия писаной конституции и других конституционных актов.

Особое место среди  источников англосаксонского права  занимает юридическая доктрина (наука). Если в романо-германской правовой системе она нр является самостоятельной  формой выражения и закрепления  юридических норм, хотя и играет в ней определяющую роль, то в  англосаксонском праве некоторые  литературные источники имеют повсеместное признание и используются при  решении конкретных дел. К таким  источникам относятся старинная  руководства по общему праву, написанные наиболее авторитетными английскими  юристами, чаще всего судьями. Значение этих источников заключается не столько  в теоретических суждениях авторов, сколько в представленных в них  обязательных прецедентах, приводимых и анализируемых учеными. Например, наиболее авторитетный источник —  «Институция» Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах  чаще, чем любой другой сборник  прецедентов. Современные же научные  руководства в качестве первичных  источников англосаксонского права  не выступают, они имеют лишь убеждающее значение при решении судебных дел.

Таким образом, под  английской доктриной как источником права следует понимать не собственно юридическую науку, теоретические  представления, идеи, конструкции, а  судебные комментарии, описания преце-дентной  практики, призванные выполнять роль практического руководства для  юристов.

3. Романо-германская  правовая система 

Происхождение романо-германской правовой системы. Романо-германское право  возникло в XII—XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной  Европы. Основанием для рецепции в  экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета  и патримониальной юрисдикции, укоренившейся  в деревне, не соответствовали принципам  самоуправления свободных, «вольных»  городов. Им потребовалась другая система  нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального  равенства и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее отвечающей названным идеям, оказалось римское право. Первоначально  социальной основой и сферой его  применения в средневековой Европе было преимущественно городское  население, однако через несколько  веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне  зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской. 

Кроме экономических  причин существовали и социально-культурные предпосылки заимствования Европой  римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры подготовило почву  для восприятия римских юридических  концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли  университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа  глоссаторов), а затем их адаптация  к условиям средневековья (школа  постглоссаторов). Не случайно некоторые  исследователи романо-германского  права рассматривают его как  «право разума», «право университетов». Университетские профессора активно  занимались совершенствованием юридической  доктрины, категориального аппарата, а позже - разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В университетах  получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской  юридической доктрины.

Вместе с тем  обобщенный характер придает нормам и негативные черты: чем более  общей является норма, тем труднее  ее применять на практике. Возникает  серьезная проблема ее конкретизации  и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя. В результате судебными, арбитражными, другими органами вырабатывается множество  вторичных норм, положений, разъясняющих, конкретизирующих положения законов.

Законы принимаются  парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению  ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его  частью, содержанием. В настоящее  время законы регулируют все основные стороны жизни общества, закрепляют правовое положение субъектов, их имущества, отношения между ними.

Подобного рода решения  вырабатываются, как правило, высшими  судебными инстанциями и конституционными судами стран системы. В силу места  и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. Таким образом, создаются  своеобразные судебные нормы — право-•положения судебной практики, учитываемые всеми  применяющими право юристами. Эти  правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую  известность и становятся частью правовой системы.

4. Мусульманская правовая  система 

Происхождение мусульманской  правовой системы. Мусульманское право  возникло как часть шариата (система  предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший  компонент исламской религии. История  мусульманского права, нередко обозначаемого  термином «фикх», начинается с пророка  Му-хаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)— 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал  некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти  нормы формулировались им главным  образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухамме-да. Позднее и  те и другие нормы нашли отражение  в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

Особенности норм мусульманского права. Система мусульманского права  отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские  юристы под нормой права подразумевают  предписание конкретного исторического  законодателя, то исламские правоведы  под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных  догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно  бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая  природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных  юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.

5. Социалистическая  правовая система 

Происхождение социалистической правовой системы. Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены  не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской  идеологией, ее принципами политического  устройства общества. Отсюда главные  отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере  содержания правовых норм.

В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие идеи: централизованного  управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой  использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации  гражданских договоров, правового  положения имущества и полномочий субъектов; обобществления собственности, создания государственной, «общенародной» собственности как основы экономики; национализации предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах—земли, других объектов недвижимости; регулирования  меры труда и потребления и, как  следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ. 
 
 
 
 

6. Система обычного  права 

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной  Африки и в Мадагаскаре форма  регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании  сложившихся естественным путем  и вошедших в привычку населения  социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского  и англосаксонского права он выполняет  лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Информация о работе Правовые системы мира