Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:31, реферат
Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории, и практики. За годы, прошедшие после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. .на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики. До этого во Франции были: Первая Республика (1793–1802 гг.); Вторая Республика (1848–1852 гг.); Третья Республика (1875–1940 гг.); Четвертая Республика (1946–1958 гг.).
Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории, и практики. За годы, прошедшие после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. .на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики. До этого во Франции были: Первая Республика (1793–1802 гг.); Вторая Республика (1848–1852 гг.); Третья Республика (1875–1940 гг.); Четвертая Республика (1946–1958 гг.).
. Конституционное право – это система конституционно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимоотношений индивида, общества и государства, связанных с осуществлением публичной власти и призванных обеспечить законность этой власти.
Действующая Конституция Франции является 17-й в истории Франции. Она была принята в условиях острого политического кризиса, вызванного мятежом в Алжире – одной из французских колоний. В июне 1958 г. парламент Франции принял закон о наделении правительства, возглавляемого генералом Шарлем де Голлем, полномочиями по разработке проекта новой конституции. Конституция была одобрена на референдуме 28 октября 1958 г. Она положила начало историческому периоду, именуемому Пятой французской республикой. Основное внимание Конституция уделяет регулированию организации государственного механизма. Конституция не может быть изменена при посягательстве на целостность территории страны. Республиканская же форма правления вообще не подлежит пересмотру.
Во Франции традиционно существует многопартийная система. В стране действует несколько десятков политических партий.
В качестве формы правления Конституция Франции 1958 г. учредила в данной стране смешанную президентско-парламентарную республику, сочетающую черты президентской и парламентарной республик. Элементами президентской республики во Франции являются непарламентский способ избрания президента, наличие у него значительных полномочий по руководству исполнительной властью. Признаками парламентарной республики выступают наличие поста премьер-министра, политическая ответственность правительства перед Нижней палатой парламента – Национальным собранием, право президента распустить Национальное собрание.
К системе общенациональных органов государственной власти относятся президент Республики, правительство, парламент, судебные и квазисудебные органы.
Президент Республики занимает, согласно Конституции, юридически первое место в системе высших органов государственной власти
Президент обладает
обширными полномочиями в
Правительство Франции состоит из премьер-министра и министров.
Премьер-министр назначается президентом Республики. Премьер-министр имеет особый статус в правительстве.
Конституция Франции различает понятия «Совет министров» и «Кабинет министров». Совет министров – это собрание министров под председательством Президента, а Кабинет министров – это собрание министров под председательством премьер-министра. Только Совет министров осуществляет конституционные полномочия правительства. Все акты, принимаемые данным органом, подписываются президентом.
Парламент Франции состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.
Парламент – постоянно действующий орган.
Компетенция парламента, согласно Конституции, абсолютно ограничена. Это означает, что парламент может решать только те вопросы, которые прямо указаны в Конституции и органическом законе.
Среди высших органов государственной власти Франции особое место занимают органы конституционного контроля. Французская модель конституционного контроля имеет несколько особенностей.
Конституционный контроль является предварительным.
Разные правовые акты проверяются на предмет соответствия Конституции различными органами: законы – Конституционным советом, а акты исполнительной власти – Государственным советом.
Конституционный совет и Государственный совет являются не судами, а квазисудебными органами.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующими документами конституционного значения Франции считаются Конституция 1958 г., «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г., Преамбула Конституции 1946 г.
Основания и порядок приобретения гражданства регламентируются Кодексом законов 1945 г.
Основные права и свободы комплексно и детально регулируются «Декларацией прав человека и гражданина», а также Преамбулой Конституции. Декларация провозглашает в качестве основных принципов признание их естественного характера прав и свобод, а также равноправие граждан. Преамбула провозглашает главным образом социально-экономические права.
Конституция впервые в истории страны включила положения, регламентирующие основы статуса партий.
Форма правления Франции – президентско-парламентарная (смешанная) республика.
Правительство Франции состоит из премьер-министра и министров.
Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (Нижняя палата) и Сената (Верхняя палата).
Органы конституционного контроля: Конституционный совет и Государственный совет.
Судебная система Франции является многоэлементной. Она включает систему судов общей юрисдикции, административных и специальных судов.
Территориальное деление Франции включает в себя: территориальные коллективы (коммуны, департаменты и регионы) и иные территориальные образования (кантоны и округа).