Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:34, реферат
Указом Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года № 299 была утверждена новая Военная доктрина Республики Казахстан, которая представляет собой систему основополагающих взглядов на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, развитие и применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Военная доктрина Республики Казахстан
Указом Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года № 299 была утверждена новая Военная доктрина Республики Казахстан, которая представляет собой систему основополагающих взглядов на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, развитие и применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Новая Военная доктрина разработана в развитие Военной доктрины Республики Казахстан 2000 года, которая была ориентирована на совершенствование системы обеспечения военной безопасности на этапе строительства демократического и правового государства, в том числе и в военной области.
Основанием для
принятия новой Военной доктрины
послужила социально-
Как указано в Военной доктрине, Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, когда значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов.
Военная доктрина конкретизирует основные положения Конституции Республики Казахстан, требований указов Главы государства, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии национальной безопасности, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров, участницей которых является Казахстан.
Военная доктрина имеет оборонительный характер, определяет приверженность Республики Казахстан миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность страны, конкретизирует условия и новые направления развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом борьбы с асимметричными угрозами: терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, незаконным распространением оружия, нелегальной миграцией.
Реализация положений Военной доктрины будет обеспечиваться за счет дальнейшего совершенствования системы военного управления, проведения комплекса взаимоувязанных политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Казахстана.
Новая Военная доктрина состоит из четырех взаимосвязанных частей.
В первой части
раскрываются военно-политические основы
безопасности, дается прогноз развития
военно-политической обстановки, излагается
политика Казахстана в области обеспечения
военной безопасности, раскрывается
сущность военной организации
Прогнозируя развитие военно-политической обстановки, следует отметить, что геополитическое положение Казахстана, находящегося на пересечении торговых и транспортно-коммуникационных потоков Европы и Азии, богатейшие природные ресурсы страны дают ему значительные преимущества в области развития международного и регионального сотрудничества.
Ситуация вокруг Казахстана изменилась коренным образом. Возникли новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе и создающие угрозу национальной безопасности, что требует повышения эффективности системы постоянного мониторинга военных угроз.
Геополитическая обстановка характеризуется противоречиями социального, экономического и демографического характера, несет в себе угрозу дестабилизации.
В этих условиях ключевыми целями в сфере обеспечения военной безопасности Казахстана являются укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.
Приоритет в достижении этих целей отдается политическим мерам и превентивной дипломатии. Наряду с этим сохраняется востребованность военно-оборонительных компонентов и, следовательно, остается актуальной проблема адаптации Военной доктрины к новым условиям.
Анализ военно-политической обстановки предполагает, что основными угрозами военной безопасности Республики Казахстан могут быть:
внешние:
наличие вблизи границ Казахстана очагов вооруженных конфликтов;
осуществление отдельными государствами программ по созданию оружия массового уничтожения и средств его доставки;
деятельность
международных радикальных
внутренние:
противоправная деятельность экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, нарушающая единство и территориальную целостность Республики Казахстан, внутриполитическую стабильность в стране;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение на территории страны оружия, боеприпасов, взрывчатых и других веществ, которые могут быть использованы для диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
организованная преступность, контрабанда и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих экономической и политической стабильности.
Принятая новая
Военная доктрина излагает политику
Казахстана в области обеспечения
военной безопасности как одно из
важнейших направлений
Казахстан рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте развития демократического, правового государства, осуществления социально-экономических и политических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества, добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления мира в регионе.
Казахстан отдает
предпочтение невоенным мерам обеспечения
безопасности, к которым, в первую
очередь, относятся политико-
Это определяет решение следующих задач:
усиление связей
и интеграционных процессов на основе
взаимовыгодного
активизация деятельности по созданию международных механизмов предотвращения военных конфликтов и развязывания агрессии;
укрепление мер доверия, отказ от применения силы для разрешения межгосударственных противоречий, урегулирования международных споров;
расширение экономических связей и углубление отношений с демократическими и индустриально развитыми государствами мира;
использование помощи и содействия международных институтов и форумов для обеспечения поддержки страны со стороны международного сообщества;
всемерное содействие укреплению международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля за вооружением.
Широко используя инструмент партнерства и сотрудничества, диалог и связи с другими государствами и международными организациями, Казахстан будет активно участвовать в формировании миропорядка и решении вопросов предотвращения военных конфликтов, а в случае их возникновения - разрядки конфликтных ситуаций на ранних стадиях их развития.
Доктрина отмечает, что в деле предотвращения военных конфликтов, укрепления международной безопасности и стабильности республики на основе норм международного права Казахстан сотрудничает с государствами в форматах Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Североатлантического договора (в рамках Индивидуального плана действий партнерства и программы «Партнерство во имя мира»), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В силу ряда объективных обстоятельств укрепление обороноспособности страны остается одной из актуальных задач государства. Поэтому наличие высокопрофессиональной армии, оснащенной современным вооружением и техникой по мировым стандартам, является одним из условий надежной защиты жизненно важных национальных интересов Республики Казахстан.
Исходя из этого, основными задачами обеспечения военной безопасности являются:
в мирное время - защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории государства, поддержание обороноспособности государства на уровне, обеспечивающем противодействие наиболее вероятным военным угрозам, оснащение современными образцами вооружения, военной и специальной техники, совершенствование подготовки кадров, выполнение международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, в том числе участие в миротворческой деятельности, коалиционном военном строительстве;
в угрожаемый период и с началом военного конфликта - использование потенциала международных организаций для предотвращения агрессии или принуждения агрессора к прекращению военного конфликта на ранней стадии для восстановления мира, организация и ведение всех видов борьбы, перевод экономики страны на работу в условиях военного положения, организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны, использование возможностей дружественных государств для локализации и прекращения военных конфликтов на основе договоров в военной сфере.
В Военной доктрине
определены приоритетные направления
обеспечения военной
Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, предназначенные для выполнения задач военными методами.
Современная и
эффективная военная
Государство принимает необходимые меры по развитию и всестороннему обеспечению своих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Главной целью развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований является обеспечение их готовности к нейтрализации существующих и потенциальных угроз военной безопасности государства.
В этой связи определены основные принципы развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан:
научная обоснованность;
централизованное руководство организацией и проведением планируемых мероприятий;
заблаговременность, плановость и всесторонняя обеспеченность намечаемых мероприятий;
комплексность
и согласованность
единая государственная военно-техническая политика;
унификация системы обучения и подготовки кадров.
Развитие военной
организации государства
Задачи развития
военной организации
повышение эффективности государственного и гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
сбалансированное
и гармоничное развитие всех компонентов
военной организации
установление
технологических и
приведение системы военного образования в соответствие с международными требованиями, совершенствование контрактной службы;
повышение эффективности систем тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
выведение системы резервов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на качественно новый уровень.