Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:38, реферат
Географическое положение Республики Беларусь является очень важным с точки зрения расселения водных чужеродных видов, поскольку по территории страны проходит континентальный водораздел между бассейнами Черного и Балтийского морей. Многочисленные озера и реки также содействуют распространению вселенцев. Однако наиболее важным фактором, приведшим к появлению в Беларуси первых чужеродных видов и их дальнейшему продвижению в восточную и западную Европу, было создание нескольких межбассейновых судоходных каналов.
Географическое положение Республики Беларусь является очень важным с точки зрения расселения водных чужеродных видов, поскольку по территории страны проходит континентальный водораздел между бассейнами Черного и Балтийского морей. Многочисленные озера и реки также содействуют распространению вселенцев. Однако наиболее важным фактором, приведшим к появлению в Беларуси первых чужеродных видов и их дальнейшему продвижению в восточную и западную Европу, было создание нескольких межбассейновых судоходных каналов.
Озера
На территории Беларуси располагаются 1072 озера ледникового происхождения с площадью поверхности >0.1 км2. Большинство этих озер (72.7%) находится в северной части страны в пределах водосборного бассейна реки Западная Двина (см. рисунок ниже). Помимо озер ледникового происхождения в Беларуси есть более 1000 пойменных водоемов. Последние в основном приурочены к бассейнам рек Днепр, Припять и Сож. Большинство озер являются изолированными; крупные озерные системы, состоящие из нескольких связанных протоками водоемов, немногочисленны (Курлович и Серафимович 1981).
Реки
Среди более чем 20800 известных в Беларуси ручьев и рек, только 6 (Днепр, Березина, Сож, Неман и Западная Двина) имеют длину свыше 500 км; длина 42 рек превышает 100 км, а 19300 водотоков имеют длину <10 км. Реки Днепр и Припять дренируют 56% территории Беларуси в Черное море, остальные 46% дренируются в Балтийское моря реками Неман, Западная Двина, Нарев, Западный Буг и Ловать. Таким образом, около 56% белорусского речного стока уходит на территорию Украины, 25% – в Латвию, 17% – в Литву и 2% – в Россию и Польшу. В свою очередь, питание водотоков Беларуси осуществляется с территории России (70%) и Украины (30%). Общая длина судоходных рек Беларуси составляет около 3900 км. При этом наиболее интенсивное судоходство имеет место на реках Днепр, Припять, Березина и Сож (Блакiтная кнiга Беларусi 1994).
Днепровско-Бугский канал (Королевский канал)
Этот канал пролегает между реками Днепр и Висла (Черное море → р. Днепр → р. Припять → р. Пина → канал → р. Мухавец → р. Западный Буг → р. Висла → Балтийское море) и был построен для осуществления судоходства между Херсоном (побережье Черного моря) и Гданьском (побережье Балтийского моря). Общая длина канала составляет 196 км. В его состав входят канализованная часть реки Пина (74 км), собственно канал, проходящий через водораздельный бьеф (Королевский канал, 58 км), и канализованная часть реки Мухавец (64 км). Строительство канала началось в 1775 г., однако вскоре было приостановлено и далее возобновлено только в 1848 г. (Тюльпанов и др. 1948). Тем не менее, перемещение грузов началось еще до окончания строительства. Например, уже в 1817 г., по каналу прошли 382 судна и 221 плот древесины (Лопух 1989).
Судоходство было
возможным только в
В 1919-1939 гг. основные
конструкции канала вышли из
строя, однако в 1940 г. их отремонтировали,
а сам канал расширили для
облегчения судоходства (
В последние годы
Беларусь продала несколько
Днепровско-Неманский канал (Огинская система)
Канал Огинского соединял реки Днепр и Неман (р. Днепр → р. Припять → р. Ясельда → канал → оз. Выгоновское → р. Щара → р. Неман → р. Куршский залив, Балтийское море). Общая длина канала составляла 54 км. Его сооружение было начато по инициативе и при финансовой поддержке известного композитора и поэта Михаила Казимира Огинского. Строительство канала длилось с 1770 по 1784 гг., а затем в 1866-1868 гг. выполнялась реконструкция отдельных его частей (Тюльпанов и др. 1948). Канал преимущественно использовался для транспортировки древесины из Российской Империи в Мемель (теперь Клайпеда) и Кенигсберг (теперь Калининград). Перевозились также зерно, мех, лен, мед и другие грузы. Максимальный грузопоток был достигнут в 1847-1848 гг. (Лопух 1989).
Полностью разрушенный во время Первой мировой войны, канал был реконструирован в 1924-1939 гг. Однако его значение как транспортного пути было утеряно уже к концу XIX в. в связи с широким развитием железных дорог. В первой половине XX в. Огинская система использовалась лишь как местный судоходный путь на отдельных участках (Телеханы-Пинск) и между крупными населенными пунктами по реке Щара. В 1942 г. во время боя между белорусскими партизанами и немецкими войсками навигационная система канала была разрушена и больше не восстанавливалась. В 1980 г. канал перекрыли земляной дамбой на выходе из озера Выгоновского (Геаграфiя Беларусi 1992). В настоящее время правительство Беларуси планирует реконструировать всю Огинскую систему для восстановления судоходства. Это, в свою очередь, восстановит коридор миграции гидробионтов из Днепра в Неман.
Днепровско-Западно-Двинский канал (Березинская водная система)
Это была очень
сложная система из рек, озер
и каналов, соединяющая
Августовский канал
Этот канал соединяет реки Неман и Висла (р. Неман → канал → р. Черная Ганча → оз. Микашево → канал → оз. Кривое → озера Панево и Орлово → канал → оз. Студеничное → озера Белое и Нетта (Нецко) → р. Нетта → р. Висла → Балтийское море). Общая длина канала с 18 шлюзами составляет 102 км, из которых 22 км приходится на белорусскую часть и 80 км – на польскую. Построен в 1824-1839 гг. для транспортировки древесины в виде плотов кораблями с грузоподъемностью до 130 т (Тюльпанов и др. 1948, Блакiтная кнiга Беларусi 1994). К концу XIX в. (после восстания Кастуся Калиновского, 1963) транспортировка древесины по белорусской части канала была остановлена и выполнялась только на территории Польши. Пик грузооборота пришелся на 1928 г. (Туризм и отдых… 2007).
Большинство конструкций
канала было разрушено во
Литература:
Информация о работе Географическое положение Республики Беларусь