Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:38, реферат
Коренное население Приморского края представлено удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами ( 204 чел.). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском 112 удэгейцев, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (76 удэгейцев), Красный Яр (399 удэгейцев, 115 нанайцев, 15 орочей), Верхний Перевал (128 удэгейцев), Ясеневый (34 удэгейца), Соболиный (21 удэгеец), Олон (13 удэгейцев, 3 нанайца), Охотничий (2 удэгейца); Красноармейском 122 удэгейца: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - 204 тазов (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).
|
Коренное
население Приморского края |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ Приморского края
|
Вопрос о происхождении удэгейцев, как и других коренных народов Приморского края, окончательно не решен. До сих пор существует две точки зрения. Согласно одной из них - южной - удэгейцы происходят из южной Маньчжурии. Впоследствии на их культуру напластовалось много элементов культуры палеоазиатов. Некоторые ученые считают, что по ряду элементов материальной и духовной культуры, удэгейцы, а также орочи - это народы северного происхождения. Благодаря археологическим исследованиям в настоящее время установлено, что в конце второго тысячелетия до нашей эры в район Нижнего Амура и северного Приморья пришли тунгусские племена из Сибири.
Культура
пришельцев смешалась с
Совместное проживание тазов и нанайцев способствовало дальнейшему процессу консолидации и ассимиляции, увеличению числа смешанных браков, стиранию этнических различий. В разные периоды своего существования количество тазов значительно варьировало. Так, в 1872 г. их насчитывалось в Уссурийском крае 638 человек, в 1902 г. - 782, в 1915 г. - 183, в 1955 г. - 156, 1971 г. - 172, в 1990-х гг. - 204. |
ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Основными видами
хозяйственной деятельности коренных
народов региона были и в некоторой
степени остаются до сих пор охота, рыболовство
и собирательство. Жили аборигены небольшими
родовыми стойбищами. У каждого родового
стойбища были свои промысловые угодья,
места для отправления родовых культов
и кладбище. В зависимости от специфики
хозяйственной деятельности и географических
условий их поселения разделялись на временные
и постоянные. Временные поселения всегда
устраивались на берегу реки или в лесной
пади. При устройстве временного летнего
поселения джуасикси удэгейцы старались,
чтобы это место было рядом с рекой и хорошо
обдувалось ветром. В таком стойбище чаще
всего было имелось три-пять жилых построек,
в которых проживали от трех до десяти
семей. |
ЖИЛИЩА И ПОСТРОЙКИ
|
Любую жилую
постройку, кроме промысловой,
удэгейцы называют джугди. Общая
терминология для жилища у
большинства тунгусо- |
СНАРЯЖЕНИЕ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ
|
Летом удэгейцы,
нанайцы и тазы покидали зимние жилища и переселялись
на берега рек, богатых рыбой. С наступлением
холодов снова возвращались в постоянные
жилища. Зимой в жилищах оставались только
женщины, старики и маленькие дети. Все
взрослое население уходило на охоту,
которая была главным занятием удэгейцев.
По сравнению с охотой рыболовство играло
второстепенную роль. Этим удэгейцы и
тазы отличались от уссурийских нанайцев,
у которых в пищевой модели главную роль
играла рыба. Охотничьим промыслом занимались
с 12 лет. К охотничьему сезону удэгейцы,
нанайцы и тазы готовились заблаговременно:
с лета ремонтировали или изготавливали
новый охотничий костюм, нарты, лыжи, самострелы
и ловушки, запасали продовольствие. Отправлялись
в тайгу сразу же после выпадения первого
снега. Снаряжение охотника состояло из
лука со стрелами, копья, нескольких ножей
и сумочки паду для мелких вещей. |
СЕЗОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
|
Главными
сезонными занятиями орочей, удэгейцев,
нанайцев и тазов были зимняя охота и летне-осенняя
заготовка рыбы. Зимняя охота начиналась
в ноябре и продолжалась до начала марта.
Добывали лося, кабана, изюбря, медведя,
кабаргу. Тазы добывали также куницу, горного
козла, волка. Промысел крупного и копытного
зверя давал людям не только мясо, но также
и материал для одежды, обуви и покрытия
жилищ. Питание коренных народов Приморского края напрямую зависело от их хозяйственной деятельности - охоты, рыболовства, собирательства и впоследствии огородничества, а также от времени года. Так, в последний месяц весны и в начале лета в рационе преобладала рыбная пища, съедобные травы и коренья. С середины лета особенно у тазов важное значение в питании занимают овощи. С начала сентября главное место на столе занимает рыба, птица и мясо диких зверей. С декабря до самой весны и весной аборигены в основном питались мясом зверей. Прежде, как и сейчас, ели три раза в день. Повседневная пища состояла из различных рыбных и мясных блюд, супов, каш и чая. В традиционной модели питания аборигенов место хлеба занимала сушеная рыба юкола. Юколой они кормились сами и кормили своих собак. Юколу предпочитают всей остальной пище. Очень интересным и своеобразным блюдом удэгейских и орочских стариков было блюдо солими, сейни. Это юкола жеванная вместе с китовой икрой и ягодами и залитая рыбьим или животным жиром. Приготавливают его обычно женщины: одна жует рыбу, другая ягоды, затем выплевывают в общую чашку и подают как угощение только самым уважаемым и дорогим гостям. У приморских удэгейцев имеется интересная легенда в которой рассказывается о происхождении этого блюда. Когда удэгейский царь Сагди Коюн состарился и потерял зубы жевать рыбу с ягодами для него стали молодые девушки. Впоследствии он приказал, чтобы такое блюдо подавали только уважаемым гостям. |
ОДЕЖДА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
|
Одежда коренных жителей
Приморского края подразделялась на повседневную,
праздничную, свадебную, ритуальную и
погребальную. Одежда мужчин состояла
из верхнего халата, коротких штанов, длинных
штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников,
накидки на голову и плечи, шапки, наушников,
обуви, обуви, меховых чулок. Одежда женщин
отличалась от мужской более длинными
халатами, была более украшена орнаментом
и дополнялась некоторые элементами: наколенниками,
берестяной шапкой и т.п. В целом материальная
культура аборигенов Приморского края
соответствовала их хозяйственным занятиям,
образу жизни и является важным вкладом
в общемировую культуру.
При оформлении
мастерицы использовали разнообразные
технико-художественные приемы: аппликацию
и вышивку, тиснение и роспись, меховую
мозаику и плетение. На рубеже XIX-XX веков
в традиционной национальной одежде и
орнаментике нанайцев, удэгейцев
и тазов произошел коренной перелом, связанный
с внедрением шелковых ниток и фабричных
тканей. Русские и китайские ткани принесли
в облик традиционной одежды аборигенов
края повышенную насыщенность и разнообразие
цвета. Можно отметить некоторые особенности
орнамента коренных народов Приморья.
Известно, что в целом орнамент народов
Приамурья делится на четыре вида: зооморфный,
растительный, облаковидный, геометрический.
Для удэгейского декоративного искусства
характерны лишь геометрический и растительный. |
НАВЫКИ И ЗНАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ
|
Народные
знания удэгейцев, нанайцев, орочей
и тазов о природе, человеке
и обществе были важным следств |