Культура латинской Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:02, реферат

Краткое описание

Своеобразной обаянием наделена культура доколумбовой Америки - культуры майя, ацтеков и инков, тесно связанные общностью городской цивилизации. Существенно то, что в Мезоамерике и Перу, подобно Месопотамии, Древнему Египту и др.., Процесс возникновения и развития города протекал в «чистом» виде, без влияния извне со стороны более высоких культур. Видимо, можно считать доказанным, что в этих первичных очагах культуры наиболее ранней формой территориально-политической организации раннеклассовых обществ являются города-государства. [4; 143]

Вложенные файлы: 1 файл

культура латинской америки.docx

— 19.82 Кб (Скачать файл)

Своеобразной обаянием наделена культура доколумбовой Америки - культуры майя, ацтеков и инков, тесно связанные общностью городской  цивилизации. Существенно то, что  в Мезоамерике и Перу, подобно  Месопотамии, Древнему Египту и др.., Процесс возникновения и развития города протекал в «чистом» виде, без  влияния извне со стороны более  высоких культур. Видимо, можно считать  доказанным, что в этих первичных  очагах культуры наиболее ранней формой территориально-политической организации  раннеклассовых обществ являются города-государства. [4; 143]  
 
Города-государства майя  
 
Структура типичного города-государства в доколумбовой Мезоамерике X-XVI вв. и на Древнем Востоке отличается поразительным сходством: метрополия и ее сельскохозяйственная округа, находящаяся от города на расстоянии 15 км Столица - основное политико-административное, культовое н экономическое ядро ??города-государства. Это прежде всего место пребывания правителя и его приближенных, а также храма главного городского божества и связанного с ним жречества. Здесь же находились представители знати, воины, торговцы, чиновники, ремесленники и т.п.. Однако основную массу городского населения составляли, вероятно, общинники, занимающиеся различными видами сельскохозяйственного производства. [4; 143-144]  
 
Подсечно-огневое земледелие майя способно было давать устойчивый прибавочный продукт, достаточный для содержания господствующей верхушки общества, государственного аппарата и других групп населения. Археологические признаки города майя - каменные дворцы и храмы, планировка зданий вокруг прямоугольных двориков и площадей, "акрополе", культ стелы-алтаря, иероглифическая письменность и календарь представлены в комплексе где на рубеже нашей эры. Вся полнота власти внутри майяского города-государства в I тыс. н. э была сосредоточена в руках правителя. Данные письменных источников кануна конкисты и ряд бесспорных археологических признаков (некоторые мотивы классического искусства, заупокойные храмы и гробницы с особо пышным ритуалом) свидетельствуют о наличии у майя обожествления царя. Это косвенно указывает на существование уже в то время деспотической формы правления (наподобие той, что известна нам в фараоновском Египте и городах-государствах Шумера). Имеется ряд данных в пользу того, что на рубеже новой эры у майя появился культ царских предков, который стал со временем общегосударственной религией.  
 
Религиозные представления пронизывали все стороны жизни общества древних майя. Пантеон божеств майя был весьма обилен и сложен, как и в других раннеклассовых обществах. Исследователям известны десятки имен, в зависимости от их функций могут быть разделены на группы. Это прежде всего боги плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны и т.п..  
 
Вселенная майя (как и у ацтеков) состояла из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли стоит мировое (зеленое или первое) дерево, пронизывающее все слои небес, а по четырем ее углам (по сторонам света) - четыре других: красное (восток), белое (север), черное (запад) и желтое ( юг). Мировые деревья служили местопребыванием бога дождя, обычно изображаемого с топором или с факелом под дождем. Все эти атрибуты напоминают об исконной связи его с подсечно-огневым земледелием. [4; 144]  
 
Характерной чертой религиозных воззрений народов Мезоамерики было представление о том, что вся история вселенной делится на определенные периоды или циклы, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел своим правителем то или иное божество и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, наводнением, землетрясением и др.. Текущий мировой цикл должен также закончиться гибелью Вселенной. [4; 144-145]  
 
Древнемайяские культы характерны сложными и изощренными ритуалами, целью которых было, как и во всех других религиях, удобрения божеств и получение от них различных благ. К числу обрядов принадлежали воскурения ароматных смол, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы и ветви кустарников, плоды, кушанья, ткани, изделия и статуэтки из глины, нефрита, кости и раковины, перья ценных птиц. Регулярно совершавшиеся человеческие жертвоприношения.  
 
Понятно, что жрецы занимали почетное место в обществе майя, причем они, как и жрецы других народов Мезоамерики, составляли специальные корпорации, в которых господствовала строгая иерархия: от верховного жреца до юношей-прислужников. Жрецы майя, подобно жрецам других культур древнего мира, занимались исследованием окружающего мира, накапливали научные знания. Развитие научных знаний у майя достигло значительного уровня, хотя в большинстве они были тесно связаны с религией.  
 
Древние майя уделяли внимание календарю и летоисчислению, математики, астрономии, медицины и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях. К тому же накопленные знания излагались на запутанном и перегруженном мифологическими намеками языке. Большим достижением майя в области математики была разработка в период последних веков до нашей эры позиционной системы счета и математического понятия нуля. Оба эти понятия являются значительным шагом вперед в истории математического мышления, ведь в Индии они были разработаны приблизительно в VIII в., А в Европу попали только в XV в. [4; 145]  
 
В одного из народов Древней Америки мы не находим столь высоко развитых календаря и системы летоисчисления, как у древних майя классического периода (300 - 900 гг). Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который стал в руках жречества могучим орудием идеологического воздействия на массы. Определяя наиболее удобные сроки для земледельческих работ (отклонения от них в условиях тропиков и при тогдашней системе сельского хозяйства означало бы настоящую катастрофу), жрецы окружали это сложнейшей мистической символикой и сопровождали пышными религиозными церемониями. Точное летоисчисление, возникшее сперва из календарных потребностей, позже было связано с чисто религиозными учениями о смене богов, управлявших вселенной, и с культом правителя города-государства. [4; 145-146]  
 
Высокого уровня достигла медицина. , Была развита диагностика, майя также знали специализация врачей по видам болезней. Широкое распространение получили чисто хирургические приемы: при переломах накладывались шины, раны сшивались волосами; опухоли и нарывы ??вскрывались: катаракты соскабливались обсидиановыми лезвиями. Во время сложных операций больному давали наркотические средства. В фармакопее применялось более 400 лекарственных растений. Ряд лекарств, впервые освоенных майя, после открытия Нового Света вошел в европейскую медицину и до сих пор широко используется в современной фармакологии.  
 
Самыми известными областью культуры майя архитектура и изобразительное искусство, тесно связанные с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через определенные промежутки времени. И каждая из них носило функцию не только жилья или храма, но и календаря. Культура Древнего царства, существовавшая в центрах Вашактун, Тикаль, Копан, Паленке и Нового царства, характерная для Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан, были "скульптурным выражением хронологии майя. Археологические данные свидетельствуют, что регулярно, через каждые 52 года, майя заново облицовывают свои пирамиды камнем или штукатуркой, каждые 5 лет возводили потолка, а данные, содержавшиеся на них, всегда были связаны с определенными событиями.  
 
Значительного развития достигла у майя литература. Такие литературные жанры, как эпические предания о судьбах тех или иных племен, мифы и сказки, трудовые, военные и любовные песни, загадки, пословицы были уже в глубокой древности. До нашего времени сохранился знаменитый эпос «Пополь-Вух», в котором говорится о сотворении мира и о подвигах двух божественных близнецов. «Пополь-Вух» имеет параллели в таких литературных памятниках Старого Света, как «Теогония» Гесиода, первые книги Библии, «Калевала» и другие эпические произведения народов Европы и Азии. [4; 146]  
 
Большим признанием и любовью у древних майя пользовалось драматическое искусство, подавляющее большинство драматических произведений было тесно связано с танцами и представляло собой своеобразные балеты с обширным текстом. До нас дошла драма «Рабиналь-ачи», по своей форме она достаточно близка древнегреческой трагедии. Это свидетельствует о наличии определенных строгих закономерностей развития этого искусства. Танцы у майя были неразрывно связаны не только с драматическим искусством, но и с музыкой. [4; 146-147]  
 
Древняя культура майя не исчезла бесследно, несмотря на все усилия испанских завоевателей и монахов. Она оказывает значительное влияние сегодня, как и в прошлом, на культуру народов латиноамериканских стран, а значит, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  
 
Доколумбова Мезоамерика представляет собой мозаику народов, языков и культур. Однако для нее характерны общие культурные элементы. К ним относятся: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги (кодексы), календарь, жертвоприношение людей, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти и трудный путь умершего в потусторонний мир, ступенчатые пирамиды и пр.. Долина Мексики занимает особое место в Мезоамерике, ибо здесь формировались и развивались древнейшие культуры средней части Мексики. Здесь возникла крупнейшая в регионе Мезоамерики государство ацтеков, упоминавшееся во многих испанских хрониках как подлинная империя, здесь находилась его столица Теночтитлан, вызывающая изумление конкистадоров своим величием, красотой и удобствами городской жизни (она насчитывала 300 000 жителей).  
 
Переход к оседлости и развитому земледелию произошел, вероятно, между 2300 - 1500 гг. е., этот период является переломным в истории доиспанской Мексики. Творцами древнейших земледельческих шаровур были народы, происходящие из разных групп охотников и собирателей, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни. На своих землях они выращивали кукурузу, фасоль, разновидности дыни и перец, а также занимались охотой и рыболовством. Доступность и разнообразие способов добывания пищи и необходимых материалов (камень, дерево, кости, ракушки, хлопок и др..) Способствовали оседлости и развитию культуры. [4; 147]  
 
Ацтеки  
 
В ходе взаимодействия местных культур Мексики постепенно возникли такие высокие культуры, как тольтекская и ацтекская. Последняя многое заимствовала из культуры тольтеков; особенный интерес в связи с этим представляет мифологический цикл тольтеков о Кецалькоатля. Это - древний бог народов Мексики с исключительно сложной мифической биографией. В тольтекской традиции он скорее всего культурным героем, легендарным владыкой Х в., Основателем тольтекской столицы Тула, любителем и учителем искусств и ремесел, духовным наставником и моральным вождем, противником кровавого, требующего человеческих жертв культа Тескатлипоки. Для тольтеков Кецалькоатль как бог или герой был прежде всего символом мудрости Ометеотла, двойного бога, бога-гермафродита. [4; 147-148]  
 
Ометеотль - это взаимно и взаимодействующие мужское - начало Ометекут-ли - «Владыка Двойственности» и женское - Омецихуатль - «Владычица Двойственности». Ометеотль - космическая творческая сила, имеющая исток в самой себе, принцип Вселенной. Это слишком трудно было представить, как и место пребывания - Омейокан («Город двойственности»); это был бог, которому не приносили жертв.  
 
Кецалькоатль считался ацтеками великим учителем своего народа, во время его правления Тула и ее окрестности были сказочной страной. Дворцы для жреца-правителя были построены из драгоценных камней, серебра, разноцветных раковин и перьев. Земля приносила Щедрые дары, обильные плоды, рождая необычные растения. Однако Кецалькоатль не только заботился о благополучии своих подданных и развитии различного рода искусств и ремесел, но и много времени посвящал внутреннему самосовершенствованию, молитвам, размышлению и духовным упражнениям. Но пришло время, когда кончилось счастье Кецалькоатля и тольтеков, выступили против него три чародея и заставили покинуть Тулу. Когда Кецалькоатль из своего города, он обещал вернуться, и вера индейцев Мексики в его возвращение драматически отразилась на их судьбе, когда они приняли Кортеса за бога Кецалькоатля. 


Информация о работе Культура латинской Америки