Мировое машиностроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения.

Содержание

Введение
Различие стран в уровне развития машиностроения.
Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей.
Факторы размещения производства.
Краткая характеристика отдельных отраслей.
Главные регионы машиностроения:

6.1 Северная Америка

6.2 Зарубежная Европа

6.3 Восточная и Юго-восточная Азия

6.4 Страны СНГ
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение 
  2. Различие стран  в  уровне развития  машиностроения.  
  3. Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей. 
  4. Факторы размещения производства. 
  5. Краткая характеристика отдельных отраслей. 
  6. Главные регионы машиностроения: 
     
    6.1 Северная Америка  
     
    6.2 Зарубежная Европа 
     
    6.3 Восточная и Юго-восточная Азия 
     
    6.4 Страны СНГ 
  7. Заключение 
  8. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Машиностроение как отрасль  существует более двухсот лет.  По  числу занятых и по стоимости  выпускаемой  продукции  оно  занимает  первое  место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития  машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.  Машиностроение определяет  отраслевую  и  территориальную  структуру  промышленности  мира, обеспечивает машинам  и  оборудованием  все  отрасли  экономики,  производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования,  приборов  и инструментов  производственного  назначения, оно   выпускает   всевозможные изделия бытового и культурного  назначения.  В  зависимости  от  выпускаемой продукции   машиностроение   делится   на   энергетическое,    транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для  многих отраслей промышленности, станкостроение и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различие  стран  в  уровне развития  машиностроения.

 Различия стран по  уровню  развития  машиностроения  крайне  велики. Более  90%  машиностроительной   продукции   производят   развитые   страны. Безусловными  лидерами  в  производстве  являются:  США,  Япония,  Германия, Франция, Великобритания,  Италия,  Канада,  Китай,  Россия.  Они  производят практически все виды металлоизделий, машин и оборудования –  от  «иголок  до самолётов».  Страны  Западной  и  Восточной  Европы,  а   также,   некоторые развивающиеся   страны   (Бразилия,   Индия,   Сингапур   и   др.)    обычно специализируются   на   выпуске   определенных   видов    машиностроительной продукции, с которой они  выходят  на  мировой  рынок.  В  целом  отставание развивающихся стран в этой отрасли ещё очень велико. Низка и доля  продукции машиностроения в структуре всей  промышленности  –  она  не  превышает  20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих  развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими  по  обслуживанию транспорта,   горнодобывающей   промышленности,   сельского   хозяйства    и изготовлению простейшего инвентаря.

Отраслевой  состав машиностроения. Факторы размещения отраслей.

По отраслевому составу  машиностроение – самая сложная  отрасль.  Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от  выпускаемой  продукции).

Среди них можно выделить:

1) транспортное    машиностроение    (автомобилестроение,    судостроение,  авиастроение и др.);

2)сельскохозяйственное  машиностроение   (тракторостроение,   производство  комбайнов);

3) приборостроение;

4) производство технического оборудования и т.п.

В зависимости от технологии производства выделяются:

Трудоемкое и  наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного  внедрения  научных  достижений (приборостроение,  производство  вычислительной  техники,  радиоэлектроника, роботостроение, и другие новейшие отрасли);

Металлоемкое  машиностроение,  требующее больших затрат  металла,  так называемое   «тяжелое   машиностроение»   (тракторостроение,    производство кузнечно-прессового оборудования, энергетического машиностроения и пр.).

Факторы размещения производства

Факторы размещения производства для разных отраслей  машиностроения различны. Среди основных можно выделить:

- Фактор трудоемкости;

- Фактор наукоемкости;

- Сырьевой фактор;

 - Потребительский фактор;

 - Транспортный фактор;

 - Фактор территориальной концентрации.

В соответствии с этим отрасли  «тяжелого машиностроения» находятся  в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток  США, Рурский район в Германии,  Уральский  район  в  России,  Верхняя  Силезия  в Польше).

Так, предприятия по  производству  металлоемкого  оборудования  для самого  машиностроения,  черной  металлургии,   химической   промышленности, энергетики тяготеют к районам черной металлургии.

Приборостроение,  радиоэлектроника,   производство   точных   машин размещаются в районах, имеющих  трудовые  ресурсы  высокой  квалификации.  В размещении предприятий по выпуску бытовых приборов  и  машин  огромную  роль играет потребительский фактор, наличие покупательского спроса.

Краткая характеристика отдельных отраслей.

 Ведущей отраслью  общего  машиностроения  является  станкостроение. Около двух третьей его продукции приходится  на  пять  стран-производителей: Японию, Германию, США, Италию, Россию.  Крупнейшей  отраслью  машиностроения стало автомобилестроение.  Оно  во  многом  определяет  состояние  экономики крупнейших развитых стран, так как, во-первых,  является  важной  экспортной отраслью,  во-вторых,   к   нему   «привязаны»   многочисленные   поставщики пластмасс, резины, стекла и т.д. За 50 лет выпуск автомобилей  увеличился  в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили.  Ведущим  странам  по их производству является Япония, США, Германия,  Франция,  Испания,  Италия, Великобритания, Россия, Республика Корея.

 В мире ежегодно производится около  50  млн.  легковых  и  грузовых  автомобилей.  Законодателями  мод  в  мировом  автомобилестроении  выступают Япония и США, производящие примерно по 8-10 млн. автомобилей в год. К  числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат  «Дженерал  моторс»,  «Форд», «Крайслер»  (США),  «Тоёта»,  «Нисан»,   «Хонда»   (Япония),   «Фольксваген» (Германия), «Фиат» (Италия), и др.

Размещение  крупных  автозаводов  обычно  «кустовое»  –  в   центре находится головной завод, вокруг него более специализированные  предприятия, в том числе поставщики резины, стекла, пластмасс, красителей. Такие  «кусты» предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга  (Германия),  Нижнего Новгорода (Россия) и т. д.

Повышается  роль  развивающихся   стран   в   выпуске   бытовой   и радиотехники.  Лидирующее  положение  наряду с Японией,   США,   Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.

 В мировом (невоенном)  судостроении ведущие позиции  занимают  Япония и  Республика  Корея.  В  то  же  время  многие  «вчерашние»  лидеры  (США, Великобритании, Германия, и  др.),  по  сути,  свернули  свое  судостроение, переключившись главным образом на судоремонт.

Очень важную роль в машиностроительном комплексе мира играют  также другие     отрасли     транспортного     машиностроения     (вагоностроение, самолетостроение),   производство    технологического    оборудования    для промышленных предприятий, станкостроение и т. д.

Главные регионы машиностроения

В целом  мире  сложились  четыре  крупных  региона  машиностроения: Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ.

Первый  регион машиностроения – Северная Америка

Здесь производятся производятся практически все виды  машиностроительной  продукции,  от  самой  высокой  до средней и низкой степени сложности. Среди    отраслей    машиностроение    быстрее    других     растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето-  и ракетостроительная.  Так, производство  элкетронно-вычелительных  машин   за   последние   10-15   лет увеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ  в Мире. Электротехнические и электронные  предприятия  размещаются  в  крупных городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.

Станкостроение  и производство заводского  оборудования  по-прежнему концентрируются в  городах  Приозерья  и  северо-восточного  побережья  США. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера.

Из отраслей транспортного  машиностроения особенно большое  развитие получили автомобиле- и самолетостроение.  Автомобилестроение  –  национальная отрасль  промышленности  США.  Здесь   впервые   начался   массовый   выпуск автомобилей,  и  теперь  каждый   работающий   американец   производит   или обслуживает автомобили. Эта отрасль отличается  высокой  производственной  и территориальной концентрацией:  большая  часть  заводов  построено  в  штате Калифорния. Этот же штат занимает  первое  место  в  стране  по  самолето-  и ракетостроению.

Второй  регион – зарубежная Европа.

Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В  мировой  торговле  на  нее  приходится  около половины суммарного оборота.

 «Лицом» Западной  Европы в международном географическом  разделении труда является промышленность, и в  первую  очередь  ее  ведущая  отрасль  – машиностроение.  На эту отрасль  приходится около  одной  третьей  стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение  Западной  Европы  представлено множеством   подотраслей.   Здесь   выпускаются   практически    все    виды машиностроительной  продукции,  особо   выделяется   производство   станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.

Экономическая и политическая погода  в Западной Европе  делается  в ведущих  странах,  входящих  в   «большую   семерку»:   Германия,   Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Германия.

В международном разделении труда лицо Германия  определяет,  прежде всего,  развитое  машиностроение.  Монополистическая  элита  страны  –   это концерны новых отраслей –  не  только  автостроение,  но  и  аэрокосмическая техника,   «Фольксваген»,   «Сименс»    (электроника),    «Дойче    телеком» (информационная техника) и др.

Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении – работает  одна  четвертая  всех  занятых  в  обрабатывающей промышленности.  Преобладает  транспортное   машиностроение.   Около   одной третьей  капитала,  затрачиваемого  на  производство  транспортных  средств, принадлежит  американским  компаниям,  которые  закрепились  на   британских островах  после  2-ой  мировой  войны.  Предприятия  этой  отрасли,  имеются практически во всех районах и в большинстве городов  Великобритании.  Первым крупным  районам  автомобилестроения  стал  Западный  Мидленд  с  центром  в Бирмингеме.  Этому  способствовало  его   центральное   положение,   которое облегчало не  только  получение  деталей  и  вспомогательных  материалов  от расположенных  вокруг  многочисленных  предприятий,  но   и   сбыт   готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и  Лондон.  Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с  центрами  в  Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна из наиболее быстро  развивающихся  отраслей  машиностроения  –самолетостроение. Доминирует здесь  одна  крупная  государственная  фирма  – «Бритиш айрспейс». По выпуску самолетов Великобритании  уступает  в зарубежном  мире только США. Она выпускает  около  22  типов  машин:  военные,  пассажирские, грузовые и несколько типов  самолетов  небольших  размеров  для  специальных целей.

К растущим и развивающимся  производствам относятся  электротехника, занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по  числу занятых.  Господствует  в   электротехнике   несколько   крупных   компаний. Продукция  «тяжелой»  электротехники  –  электромоторы,  мощные  генераторы, трансформаторы и турбины.  Они  производятся  практически  одной  крупнейшей монополией  –  «Дженерал  электроник»,  с   которой   слились   две   другие электротехнические   фирмы    –    «Инглиш   электрик»    и    «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».

Особенно быстро развивается  электроника. Однако число рабочих  мест на предприятиях  электронной  промышленности растет  довольно  медленно.  В Великобритании  прочно  обосновались  американские  корпорации   электронной промышленности.

Франция. Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике  и  международных  отношениях   играет   Франция.   Высокоразвитая промышленность этой страны занимает  передовые  позиции  в  мире  в  атомной энергетике,  в  некоторых  видах  транспортного  машиностроения,  химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США,  Япония,  Германия. Крупнейшие индустриальные центры – Париж,  Марсель,  Гавр,  Дюнкерк,  Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.

Особое положение в  Западной Европе занимают  так  называемые  малые страны. Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако  и др.): Австралия, Бельгия, Греция,  Дания,  Ирландия,  Исландия,  Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и  Швеция.  Иногда  к ним относят Испанию.

Несмотря на то, что удельный вес каждой из  этих  стран  в  мировой экономике сравнительно невелик,  взятые  в  совокупности,  они  представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы  составляет около  30%,  а  во  внешней  торговле  –  40%.  Большинство из  них   имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.

 Особенно внушительны  позиции  малых  стран   Европы  в  производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.

Восточная Европа включает Польшу, Чехию,  Словакию,  Венгрию,  Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию,  Сербию,  Черногорию,  Боснию  и  Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию.

Информация о работе Мировое машиностроение