Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:50, реферат
Разводить большие костры на прибрежных холмах, чтобы указать путь судам, первыми стали древние островитяне Полинезии. В IV тысячелетии д.н.э., ничего не ведая о навигаторах Океании, к такой же мысли пришли жители Средиземноморья. В ясную погоду поддерживать огонь было несложно, но в дождь и ветер, как раз когда береговой ориентир нужнее всего, костёр часто потухал. Да и как отличить сигнальный костёр от «обычного», разведённого местными жителями где угодно, хоть бы и на скалах? Поэтому уже древние греки начали строить высокие башни. На их верхушке, под навесом, и разводили костёр.
МКОУ «Торбеевская ООШ им. А.И. Данилова»
Морские светофоры
Морские светофоры
На протяжении тысячелетий свет маяков указывал безопасный путь мореплавателям. Эти навигационные знаки не утратили своего значения по сей день.
Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн (см. GEO # 5/2003) и, конечно, по звёздам. Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды – маяки.
Разводить большие
костры на прибрежных холмах, чтобы
указать путь судам, первыми стали
древние островитяне Полинезии.
В IV тысячелетии д.н.э., ничего не ведая
о навигаторах Океании, к такой
же мысли пришли жители Средиземноморья.
В ясную погоду поддерживать огонь
было несложно, но в дождь и ветер,
как раз когда береговой
Маяки устанавливали
на выступающих в море мысах, на неприметных,
но опасных для кораблей отмелях,
в проливах и при входах в гавани.
Во время жестокого шторма свет маяка
на горизонте воспринимался
Самым известным
в древности был
Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.
Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Зевса Спасителя. Общая высота маяка составляла 117 метров.
Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. С кораблей можно было видеть этот маяк на расстоянии до 50 км. К XII веку н.э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. В XIV веке маяк был уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военный форт. Форт впоследствии не раз перестраивался и до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.Это грандиозное строение в древности считали одним из семи чудес света. Александрийский исполин послужил образцом для десятков маяков, построенных древними римлянами в Европе. А название Фарос стало нарицательным, от него произошли и наши «фары».
С РАЗВАЛОМ РИМСКОЙ
ИМПЕРИИ ТОРГОВОЕ И ВОЕННОЕ МОРЕПЛАВАНИЕ
ЗАМЕРЛО, И О МАЯКАХ ЗАБЫЛИ. Когда
в XII веке судоходство в Западной
Европе начало возрождаться, моряков
поджидала большая
Жители побережий не считали за грех погасить в бурю маяк, развести ложный костёр, передвинуть буй – и судно садилось на мель или разбивалось о рифы. Додумались и до «блуждающих огней» – корову или лошадь с привязанным фонарём в штормовую ночь водили по берегу. Корабль-жертва, приняв колеблющийся свет фонаря за сигнальный огонь на плывущем судне, подходил близко к берегу и разбивался.
«Береговое право» находило поддержку даже у священников, получавших от мародёров немалые пожертвования. «На всё воля Божья, – говорили они. – Если кораблям суждено тонуть, то ставить маяки им в помощь, значит идти против господа». В царствование Людовика XIV священник острова Умант рассердился на прихожан за скудные пожертвования. По его словам, только их жадность привела к тому, что всевышний перестал посылать корабли на скалы. А когда на одном из британских островов Силли наконец была выстроена маячная башня, местное население пришло в ярость. Маяк лишал их «божьей милости и хлеба насущного».
И это нельзя списать исключительно на «их нравы». У жителей села Солза в Двинском заливе тоже была выразительная поговорка: «Разбей бог ладью – накорми Солзу».
В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ РОЛЬ МАЯКОВ ЗАМЕТНО ВОЗРОСЛА. Возведение сигнальных башен внезапно стало прибыльным делом. Потраченные на строительство деньги скоро возвращались в виде пошлины, которую хозяева маяков собирали с судовладельцев.
В Британии – тогдашней владычице морей и океанов – маяки признали делом поистине государственной важности. Власти уже в 1514 году учредили комитет по их строительству и содержанию. Но ещё долгое время ставить башни на берегу продолжали доброхоты, которые по религиозным, моральным, да хотя бы и по экономическим соображениям не могли мириться с гибелью судов и экипажей.
Так было, к примеру, в Шотландии с её береговой линией в 2500 километров и частыми штормами. Здесь сигналы маяков стали вопросом жизни и смерти для тысяч людей – шотландские рыбаки и моряки редко доживали до сорока лет. Между прочим, мужчины в семье известного романиста, автора «Острова Сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона на протяжении XVIII-XX веков занимались маячным строительством. 97 маяков, построенных Стивенсонами в разных точках Шотландии, продолжают вести суда и сегодня.
ИСТОЧНИКОМ СВЕТА МАЯКА С XIII ВЕКА СЛУЖИЛИ СВЕЧИ ИЛИ ПЛОШКИ С МАСЛОМ, которые ставили под стеклянный колпак. Так продолжалось до конца XVIII века, когда появилась масляная лампа Арганда с воздушной тягой: пламя в ней не коптило и было более ярким. Со временем её сменили более совершенные лампы – керосиновая, газовая и, наконец, электрическая.
Но настоящий
переворот произвела
Изобретение не устарело до сих пор в Англии на мысе Лизард установлена лампа мощностью всего 40 ватт. Однако благодаря линзе Френеля её свет виден за 50 километров.
Разнообразные линзы
и фильтры придают маяку
Световой отсек – сердце маяка. И одновременно его пульс – с наступлением сумерек лампы включаются, за час до восхода солнца выключаются. Электроника автоматически переключает перегоревшие лампы на резервные и сигнализирует смотрителю о неисправностях. Кстати, там, где нет электросетей, маячные лампы обычно работают на старых добрых дизельгенераторах.
В туман или снежную метель, когда свет бессилен помочь мореходам, маяки подают звуковые сигналы. В древности использовали и гонги, и трубы. В Европе даже палили из пушек, но наибольшее распространение получили колокола: их наряду с паровыми гудками и сиренами используют и сегодня.
Подавляющее большинство современных сигнальных башен оснащены радиомаяками. Принимая радиосигналы, судно может определить направление на маяк – так называемый пеленг. Есть радиомаяки направленного и ненаправленного действия. Первые пеленгуются только с определённых курсов, вторые – из любой зоны моря.
В труднодоступных
местах действуют автоматические маяки.
Смотрителей на них нет, а специалисты
посещают их лишь изредка – только
во время плановых технических осмотров.
В СССР были построены даже автоматические
маяки, работавшие от атомных установок.
Их хватало на 15-20 лет. Но в 1990-х годах
воровство дорогостоящих
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СМОТРИТЕЛЯ
– НЕ ДОПУСТИТЬ ПОЛОМОК НА МАЯКЕ.
ОТ ЭТОГО ЗАВИСЯТ ЖИЗНИ МОРЯКОВ.
Поэтому, чтобы ни произошло, какие
бы штормы ни бушевали вокруг, в любое
ненастье, в праздники и будни,
в мирное время и в тревожные
дни маяк должен светить. Перегорели
лампы, сломался дизель, потекла крыша
– смотритель должен справиться с
любой проблемой в самый
Некоторые смотрители настолько привыкают к маякам, что не представляют себе жизни вдали от них. Закончив службу, они просят разрешения дожить свой век возле родной башни.
А как живут на «северах»? Когда открыто судоходство, корабли завозят обитателям маяков продукты на следующий год. Всё остальное время смотрители могут рассчитывать только на себя и ведут «натуральное хозяйство» – собирают грибы, ягоды, охотятся и рыбачат.
История знает много случаев героических поступков смотрителей, оказавших помощь маякам. Им не ставят памятников, но сами маяки – это монументы тем, кто на них служил.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МАЯЧНАЯ СЛУЖБА ВЕДЁТ СВОЮ ИСТОРИЮ С СИГНАЛЬНОГО ОГНЯ, ЗАЖЖЁННОГО 300 ЛЕТ НАЗАД – 4 апреля 1704 года, – на Петропавловской крепости. Спустя несколько лет этот маяк упразднили, зато возвели ростральные колонны, служившие маяками на протяжении всего XIX и начала XX века.
Россия, в отличие от Европы, где маяки строились с древних времён, начала ставить сигнальные башни лишь после того, как Пётр I прорубил «окно в Европу». За новое дело взялись активно: уже к концу XVIII века в России насчитывалось 19 маяков, из них на Балтийском море – 15, на дальневосточных морях – 3, и на Каспийском – 1.
Строили маяки в спешке, в основном из подручного российского материала – из дерева. А поскольку для освещения использовали масло или нефть, частым бедствием были пожары. И это была не только российская проблема – деревянные маяки горели по всему миру. Поэтому позже их стали строить из гранита и кирпича, а цоколь облицовывать чугуном и сталью. Для изготовления световой камеры и арматуры применяли нержавеющую бронзу, а со временем и алюминий. В результате многие маяки по прочности не уступали крепостям и теперь представляют собой настоящие инженерные шедевры.
Возведение башни всегда было связано с большими трудностями. Ведь маяки часто ставят там, где нет ни дорог, ни причалов: на коварных берегах или прямо в море – на выступающих из воды скалах, отмелях и рифах.
Бум отечественного
маячного строительства пришёлся на
1955-1975 годы. За эти двадцать лет маяков
поставили больше, чем за три столетия
существования российского
Все морские державы
периодически публикуют перечни
своих средств навигационного оборудования.
В них указаны точное местоположение,
тип, конструкция и рабочие