Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:01, творческая работа
В Богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается. О чем открытому небу помолиться, то сбудется. Богоявленская ночь – ночь Крещения. В храме на клиросе читают пророчества. Слова их журчат как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, взывают звонкой медью: «Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство перед Господом: жаждущие, идите к воде живой».
Муниципальное образовательное учреждение
Лицей №18
Конкурс
«Родники Орловщины»
Исследовательская работа
Выполнил:
ученица 7 г класса Гончарова М.
Руководители:
Кандидат педагогических наук, доцент
Павлов Александр Александрович,
Грекова Валентина Павловна.
Орёл 2013 г.
Эпиграф.
«Тако бедный человек, потерявший живый воды источник,
Бога, копает мутные кладези в созданиях, и от них ищет
своей душе прохлаждения! Но копай, копай, сколько
хочешь, бедная душа, кладязей сих, жажды твоея от них
не утолишь, ещё и ещё будешь жаждать.
Знаешь ли ты, где сыскать живую воду? Слыши!
Вот призывает к себе Живый Источник: «Аще кто
Жаждет, да грядет ко мне и да пиет»…
Святитель Тихон Задонский
Собр. Соч. т.15, стр.60.
В Богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается. О чем открытому небу помолиться, то сбудется. Богоявленская ночь – ночь Крещения. В храме на клиросе читают пророчества. Слова их журчат как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, взывают звонкой медью: «Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство перед Господом: жаждущие, идите к воде живой».
Тринадцать парелий. И во всех них струится и поет слово «вода». И нам представляются ветхозаветные пророки в древних одеждах, осенённые молниями, стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо и ветер, развивающий их седые волосы. Поют «Глас Господень на водах». На водосвятной серебряной чаще зажигают три свечи. Священник читает молитву: «Великий еси Господи, и чудна дела твоя. Тебе поет Солнце, тебе славит луна, присутствуют звезды, тебе слушает свет…»
Трижды погружает золотой крест в воду, мы слышим снегом и ветром пахнущий Богоявленский тропарь «Во Иордании крещающуся… тебе Господи, тройческое явися поклонение», и всех окропляют священной водою». От ледяных капель, упавших на лицо, становится светло и радостно…и невольно вспоминается крещение – покаяние Иоанном Предтечей, прозванного Крестителем. Безгрешен был нам спаситель Иисус Христос, но принял крещение в водах реки Иордан и своим примером показал: путь к Богу начинается с очистительного покаяния. Иоанн пытался остановить Иисуса: «Мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне». Спаситель ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И когда он вышел из воды, Святой Дух зримо сошел на него, подобно трепещущему в воздухе голубю, а голос с небес донес до тех, кто был способен Его услышать: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение»…
И стала вода Богоявленская - символом очищения, символом жизни и одновременно смерти: в пучинах вод таиться погибель. Обряд погружения в воды озер и источников – священное действо приобщения к жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. И стала вода Богоявленская символом благоволения Божьего: благодати и смысла его деяний. Крещение – покаяние Иоанны Предтечи – это воля Божья спасти человека от греха и зла, целительное воздействие на души человеческие. Принимая Крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи, погружаясь в воду, он умирает для греха, умирает с Христом, чтобы воскреснуть с ним для вечной жизни.
И встают перед нами тысячи Христовых пастырей, принявших крещение – покаяние, идущих с котомками и посохами по звериным тропам российского прихода. Они идут через поношения и заключения, голод, зной, ледяной ветер. У них грубые обветренные лица, мозолистые руки, рваная одежда, изношенная обувь, но в глазах и в голосе сияние неизреченной славы Божией, непоколебимость веры, готовность все принять и все благословить. Среди них святые с ежеминутной готовностью к мученической кончине, с стремлением уподобиться Христу не только в жизни, но и в смерти. Истинные поборники христианской веры, великие святые, прославившие творца подвигали мученичества – мученики крови: Борис и Глеб, сыновья Владимира Святославича. Были убиты по приказу из брата Святополка. Они не поднялись против брата, добровольно пошли на гибель, кротко приняли смерть. Князья : Юрий Суздальский, Михаил Черниговский, Роман Рязанский и др.
Когда же кончилось время мучеников крови, настала пора мучеников – монахов. Смысл их мученичества в пословице: «Отдай свою кровь и прими Дух». Истинные заступники веры Иисуса Христа, они уходили в пустынные места, посвящали себя молитве, аскетическим подвигам, подчиняя плоть духу, а дух – Христу. Их земная жизнь – неустанная борьба с грехом и злом в себе.они несли в мир опыт духовного возрождения.
Глубоко верующий человек знает: «свет инокам – ангелы, свет мирянам – иноки». В пещерах и пустынях молились о спасении человечества преподобные монахи Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Сергий Радонежский, преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Соровский. Монахи просвящали мирян внутренним светом Христовой истины: через приобщение к богатству Предания. Прославленные святой жизнью подвижники привлекали учеников, и те несли опыт своих духовных отцов по всей Русской Земле. И понятие «святая Русь», выражающее все лучшее, что видел русский человек в своем отечестве, в своем народе, при всей многоликости своей святости напоминает нам и об иноках.
Великий апостольский подвиг просвещения вятичей взял на себя Инок Печерского монастыря Кукша. Он был первым просветителем Орловского края. Предположительно Кукша – сын Ходоты, князя вятичей. Владимир Мономах непокорного и грозного Ходоту убил, а его сына отправил в Киев: так воинственный вятич стал смиренным иноком. На подвиг просветительства благословил его Феактист, епископ Черниговский. После святого крещения Кукша познал истинного Бога. Он понял, что родной ему народ живет не так, как надо и у него нет надежды на будущее спасение. Было это в 1141 году. Вместе с Кукшей в наши края отправился Никон, его ученик. Из Чернигова по Десне, миновав Новгород – Северский и Трубчевск, они прибыли в Дебрянск(Брянск). Здесь начали читать свои проповеди. «О великом муже, когда – то бывшем в той местности и творившем великие дела,» хранилось предание. Далле его путь лежал к Карачеву. Все глубже и глубже входил Кукша в страну горячих, необузданных вятичей, обращал их в новую веру. Путь был трудным: дебри, болота, озера. По Оке просветители добрались до Мъченеса (Мценска). В его окрестностях между Окой и Зушей толпа язычников, разжигаемая жрецами, напала на спящих Кукшу и Никона: всю ночь их мучили, на рассвете обезглавили. Согласно преданиям св.Кукша во Мценской Введенской церкви – маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ Святителя Николая и большой восьмиконечный крест. Образ Николая Чудотворца был высечен из дерева в человеческий рост. В правой руке он держал меч, а в левой ковчег для Святых Даров. Пимен Постник, находясь в церкви, «прозрев усечение блаженного Кукши, отстоящего далече, «велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день противо света убиен есть». Сказал и умер «во един день с Кукшёю святым и учеником его». Убийцы испугались своего ночного преступления и скрылись пред дневным рассветом. Не смея предать тело мученика, какому – либо поруганию, друзья же Кукши доставили нетленные его мощи вПечерский монастырь. Когда – то на месте гибели Кукши стояла часовня, неизвестно кем возведенная. От неё ничего не осталось, да и место забыто. Но вот два колодца а оврагах, заросших деревьями,стоят. Первый называют Богомольным, возможно, вырыт самим Кукшею. Возле него издавна совершаются молебствия и освящением воды. Однажды не пошли молиться –налетела засуха, горели нивы, падал скот. Пошли с иконами к колодцу. Засуха отступила. Второй колодец «явленный» возник сам по себе, видимо, он является «предвещанием того, что это место обагрено святою кровию». А образ святителя Николая Кукши воистину имел чудотворную силу. В 1238 году, когда хан Батый шёл на Мценск, священники спрятали его у подножия соборной горы в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год победы Христианства в Мценске. Скрытый источник жив и поныне, вода в нем с особенным древесным привкусом.
И назван источник в честь священномученика Кукши.
Орловщина – благословенный край. И святых источников в нем более сорока. Возродить историю каждого – дело нелегкое. Святые воды вытекают из глубины веков и утекают в вечность, рождая легенды и мифы. Пока нам известны 22 святых источника земли Орловской: «Андреевский», «Всех святых, в земле Российской просиявших», «Гремячий», «Громовой», «Дуняшин», три «Казанских», «Кошелевский», «Никольский», Ореховский», «Платоновский», «Покровский», «Рождества Богородицы», «Рыжковский», «Святого Кукши», «Свято – Никитинский», «Сеньковский», «Сергеевский», «Спас – Чекрякский», «Хальзиевский». Большинство из них находятся в Орловском, Сосковском, Кромском, Мценском, Дмитровском, Хотынецком районах.
Центром притяжения национального парка «Орловское Полесье» является Святой источник. Это душа полесья, его легенда. Основан он в середине 1990 годов. А предание гласит, что в 1702 году во время страшного пожара пошел дождь. Огонь отступил. Жители местной деревни увидели, что во время грозы молния бьет по одному и тому же месту в лесу. И над тем местом клубится дым. На ровном месте, где всегда была поляна, появилась расщелина. Из нее забили несколько ключей, и крестьянам явилась Казанская икона Божией Матери. На этом святом месте был построен деревянный, затем каменный храм. Разрушили его в 1952 году.
Самые звонкие и чистые родники бьют у села. Старое, деревень Алехино и Ключ –Колодец. У села Старое находится знаменитый родник «Святой Источник» - место паломничества. Во время праздников здесь собирается иногда до пяти тысяч человек. Рядом с источником стоит часовня. Источник напоминает чащу, по дну которой перемещаются несколько ключей.
Алтарь в листве, преддверье чуда,
И Божья Матерь над водой,
Из – под горы, из ниоткуда
Струится сок земли живой.
В купели тихой, ввысь смотрящей,
Дрожит горящая свеча,
И в каждой капельке парящей
Святая сила горяча.
А жители Станового Колодца связывают происхождение названия своего села с преданием, которое передается из поколения в поколение. Когда –то, в стародавние времена, было здешним селянам знамение: чудесная женщина в белых одеждах плакала у близлежащего озера. Озеро вскоре ушло под землю, а на его месте забил ключ с чудодейственной водой. Название ему дали Становой колодезь. Так и село стали называть. А женщина та была Пресвятой Богородицей, оплакивала она эти места, пустующие без храма. Вдохновленные знамением, жители построили храм Покрова Богородицы. Рассказывают, что еще в первой половине 19-го века одна девушка шла по оврагу, который в народе назывался Слище. Шла она от станции, что в нескольких километрах от святого источника. Захотела попить, подошла к источнику. И увидела на дне Влалимирскую икону Божьей Матери. Девушка отнесла ее в храм Покрова Пресвятой Богородицы. И с тех пор Источник зовется Святым в честь Владимирской иконы Божией Матери. Храм закрыли, икону утеряли. Святой источник в 50-е годы засыпали, запрудили. Но однажды весной после половодья, пруд исчез, вода ушла под землю. Старые люди роптали: «Не надо было Святой источник трогать! Бог прогневался! Что – то еще будет?».
«Древний святыней, перед которой благоговели наши предки и не перестанут преклоняться отдаленные потомки», - назвал П.А.Россиев Троцкий Оптин монастырь. Его возникновение связывают с именем Опты, сначала – станичника и разбойника в лесах Украины, а потом – смиренного отшельника Макария. В миру ( Михаил Яковлевич Глухарев). 14 лет длился его просветительный подвиг среди жителей Алтая, а в 1844 году он приехал в Болхов. Его келья была «училищем и храмом для всех», место «тихого покоя». Он в Болхове учредил «Миссионерский некий храм». Настоятеля монастыря звали тоже Макарием.
«Отец Макарий – одна из самых светлых и симпатичных не только в истории нашего миссионерства, но и вообще в истории нашей церкви личность. Он – лучший и живой пример для всех, и в особенности для пастырей Церкви и миссионеров , истинно религиозного и верующего человека, христианской любви и ревности к распространению истинной Христовой веры.
Благий ревнитель Божьей славы,
Подвижник дивный! С юных лет
Отверг ты прелесть лжи лукавой,
Узрев лишь в истине тот свет…
Много испытаний выпало на долю монастыря. В 1614 году он был разорен, сожжен польско – литовскими захватчиками. Восстановлен по велению царя Михаила Федоровича. К 1923 году был закрыт, в нем разместился скотный двор и конюшни. В 1929 году были уничтожены все постройки и захоронения на его территории. Лишь в августе 2001 года благословением архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина Рождества Богородицы монастыря, называемого малая женская Оптина Пустынь. Возобновлен старый колодец у монастыря. Болховская чудотворная Тихвинская икона Божией Матери - одна из самых почитаемых святынь Орловской земли. По преданию, она явилась близ Троцкого Оптина монастыря, на трех соснах. А еще рассказывают, что Богородица прошла у Монастырской ограды, благословляя свою обитель. Известен день обретения иконы 11/24 мая. На месте явления была построена часовня, а рядом под склоном горы, забил целебный источник, названный Тихвинским. Монастырь стал местом всероссийского паломничества.
Святые образы Богородицы начали обретаться уже в первые века после Крещения Руси в 988 году. Они обретались часто в труднопроходимых местах, лесах, болотах, нередко над источниками. Горячее почитание Богородицы – характерная черта народного православия. Славяне восприняли образ Божией Матери как образ Великой Матери – прародительницы. Образ Богоматери и Матери земли (земли святой мати) связаны тесным родством: святость и материнства. «Первая мать – Пресвятая Богородица; вторая мать – земля», – утверждает народная мудрость. Образ Богородицы всегда был и есть окружен в народном сознании сиянием чистоты и благоговением перед силой жертвенной материнской любви Святой Девы.
Стоит церковь соборная,
Что соборная,
Богомольная.
Во той церкви
Христос был распят:
По рукам, по ногам
Гвозди пробиты,
Святая кровь,
Да вся кровь пролита,
Что святая кровь,
Безгрешная,
Стоит Мати,
Жалко плачет.
Прилетели к ней
Да два архангела,
Два архангела:
«О чем, мати,
Жалко плачешь?»
«Уж вы, ангелы,
Вы архангелы!
Уж как же мне
Не плакати?
Мое дитятко
Распят лежит,
По рукам, по ногам
Гвозди пробиты,
Святая кровь
Да вся пролита!»
« Как я приехал сюда меня оторопь взяла: что мне тут делать? Жить не в чем, служить не в чем, дом старый – престарый, церковь, того и гляди, пойдешь служить, самого задавит. Народ бедный. Что мне делать? Осталось бежать. Так и замыслил.
Отправился за советом к отцу Амвросию в Оптину пустынь… А он мне:
- Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросиь? Храм, вишь, у него стар! А ты новый строй, большой, каменный, да теплый, да полы, чтоб в нем были деревянные.
Вернулся домой, а молитвы на ум не идут. Голоса стал какие – то слышать. Снова пошел к Амвросию. А тот:
-Ты чего испугался? Он- один, а вас – двое!
-Как же это так?
- Христос Бог да ты! А враг- то, он один. Ступай домой, ничего вперед не бойся!
Так и остался отец Георгий (в миру Георгий Алексеевич Косов) священником села Спас – Чекряк, что в 18 километрах с северу от Болхова. И служил 44 года. Он высторил на собственные средства великолепный каменный храм во имя Преображения Господня, трехэтажное здание детского приюта, больницу. Село Спас – Чекряк стояло и стоит на том месте, где три земли сходятся: Тульская, Калужская и Орловская. Двери дома отца Егора, как его называли в народе, были открыты для всех, а слова Священного писания «становились совершенно ясными для каждого», и канон Богородице он читал проникновенным, исполненным беспредельной веры голосом, вдохновенно читал дивные, покаянные слова. После революции Отец Георгий подвергался аресту и преследованиям. В день его похорон шел сильный дождь, настоящий ливень. Небо оплакивало его вместе с прихожанами. Позднее церковь разобрали на кирпич. Могила священника не раз разрушалась, но православные ее восстанавливали. В 2000 году обретены мощи Святого отца Георгия, перенесены для поклонения в Спасо – Преображенский собор г. Болхова. При жизни Отец Горгий, живший вблизи озера с другими сподвижниками, исцелял бесноватых и больных людей: окроплял их святой водой и молился об исцелении несчастных. Иных приносили на носилках, из обители шли они бодро на своих ногах, вознося благодарственные молитвы. Незадолго до праведной кончины Отца Георгия обвалился святой колодец в Спас – Чекряке,а неподалеку забил родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею словами: «Благословляется и освещается студенец сей и вода в нем сущая благодатию святого Духа, излиянием воды сея священныя», попросил вылить в родник и стал тот родник святым. На месте храма стоит деревянная часовня. Православные паломники идут к святому Спас – Чекрякскому источнику, как некогда шли в храм к Отцу Георгию.