Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:05, реферат
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Транспортный комплекс России
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.
Транспорт — важная составная
часть экономики России, так как
является материальным носителем между
районами, отраслями, предприятиями. Специализация
районов, их комплексное развитие невозможны
без системы транспорта. Транспортный
фактор оказывает влияние на размещение
производства, без его учета нельзя
достичь рационального
Важное значение транспорт
имеет и в решении социально-
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо огромное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.
Транспорт создает условия
для формирования местного и общегосударственного
рынка. В условиях перехода к рыночным
отношениям роль рационализации транспорта
существенно возрастает. С одной
стороны, от транспортного фактора
зависит эффективность работы предприятия,
что в условиях рынка напрямую
связано с его
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Большая часть грузо- и
пассажирооборота приходится на железнодорожный
транспорт. Важное место в грузообороте
занимает также трубопроводный
и морской транспорт, а в пассажирообороте
— автомобильный и авиационный.
Такая структура грузо- и пассажирооборота
связана с технико-
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.
Отличаются районы и по
структуре грузооборота. В районах,
где разрабатываются такие
Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.
Мощности транспортных потоков
также имеют существенные различия
и зависят от размещения основных
источников сырья, топлива, материалов
и т.д. Можно выделить три основных
магистральных направления
1. Широтное магистральное
сибирское направление "восток—
2. Меридиональное магистральное
центрально-европейское направ
3. Меридиональное Волго-
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.
По мере развития производительных
сил страны в целом и отдельных
ее районов транспортная «система нуждается
в постоянном совершенствовании, как
в области рационализации размещения,
так и ее качественного уровня:
обновления материально-технической
базы, улучшения организационно-
Железнодорожный транспорт
занимает ведущее место в грузообороте
всех видов транспорта (56,7 %) и в
пассажирообороте (33,7%). Он имеет целый
ряд достоинств, которые и определили
его преимущественное развитие
в стране. Железнодорожный транспорт
характеризуется относительно свободным
размещением, надежностью, регулярностью,
универсальностью вне зависимости
от времени года, суток, условий погоды.
Он дает возможность осуществлять массовые
перевозки грузов и пассажиров, что
укрепляет его преимущества, повышает
производительность труда и
значительно снижает
Железнодорожный транспорт
особенно эффективен при перевозках
на дальние расстояния, а с учетом
огромной территории России он и
в перспективе останется
Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.
Значительные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей: Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут в густонаселенные потребляющие районы.
Размещается железнодорожный
транспорт неравномерно. Густой и
разветвленной железнодорожной
сетью обладает европейская часть
страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая
с центром в Москве. От Московского
железнодорожного узла отходят основные
магистрали в направлении
Важное значение для России
имеют Южно-Сибирская и
Железными дорогами за один год перевезено 1630 млн.т грузов и 2,4 млрд. пассажиров, получено более 50 млн. руб. прибыли. Однако общий объем перевозок упал на 20% по сравнению с предыдущим годом. Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко сокращаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками.
Распад СССР и разрыв транспортно-экономических
связей имеет тяжелые последствия.
Например, даже участок Транссиба
проходит через территорию
Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы "Транспорт России".
Важную роль во внешнеэкономических связях страны играет морской транспорт. Он является одним из основных источников получения валютных средств. В 90-х годах Россия имела 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их причалов составляла 60,5 тыс. км.
Производственные мощности
портов позволяют обеспечивать только
54% потребности переработки
Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ на Германию и Болгарию, остался только один припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке импортного сахара-сырца. 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение страны.
Речной транспорт имеет
небольшой удельный вес в грузе-
и пассажирообороте России. Это связано
с тем, что основные потоки массовых
грузов осуществляются в широтном направлении,
а большинство судоходных рек
имеет меридиональное направление.
Также негативное влияние оказывает
сезонный характер речных перевозок. Ледостав
на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках
Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспорт
уступает другим видам и в скорости
движения. Но он обладает и преимуществами:
более низкой себестоимостью перевозок,
требует меньше капитальных затрат
на обустройство путей, чем в сухопутных
видах транспорта. Основные виды грузов
речного транспорта —