Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:38, реферат
Экономико-географическое положение (ЭГП) — это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.1
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Экономико-географическое положение: понятие, сущность ………………4
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Экономико-географическое положение (ЭГП) — это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.1
Экономико-географическое
положение - это динамическая характеристика,
её значение меняется во времени в зависимости
от перемен, происходящих в мирохозяйственной
системе, уровня использования достижений
в области научно-технического прогресса
и других факторов. Экономико-географическое
положение обладает количественными и
качественными характеристиками, может
быть выгодным или нет. Будучи по своей
значимости национальным достоянием,
оно не может принадлежать ни одному субъекту
Федерации.
В основе экономико-географического положения
лежит историческое развитие конкретного
географического объекта. В разные исторические
эпохи одно и то же физико-географическое
положение может быть использовано весьма
различно и может иметь совершенно разное
значения.
Актуальность выбранной темы выражена в том, что экономико-географическое положение является стратегическим ресурсом государства, и характеризуется совокупностью географических, экономических и исторических факторов.
Экономико-географическое положение: понятие, сущность
Говоря о положении мы имеем в ввиду не просто место объектов а отношение между объектами. Намечая дальнейший путь развития города необходимо особое внимание обратить на еще не реализованные возможности ЭГП.
Выделяют четыре иерархических уровня ЭГП:
При возникновении городов в средневековой Европе главным было выгодное микроположение. Но для дальнейшего развития необходимым оказалось выгодное мезо- и макро- ЭГП. Современные крупнейшие города мира развиваются благодаря выгодному мегаположению, хотя образовались в свое время они благодаря микроположению, а выделились среди других городов в своей стране благодаря выгодным мезо- и макроположениям. Но сегодня для их функционирования наиболее важны связи с другими подобными городами ("мировыми городами"), а не связи с внутренними районами своих стран или тем более связи с ближайшим окружением. Поэтому они даже внешне (а тем более по функциональной сути и образу жизни жителей) больше похожи друг на друга, чем на другие города в той стране, где они находятся.
В рамках конкретных территорий (стран или районов) можно выделить несколько внутриареальных видов экономико-географического положения:
Выгодное положение
Экономико-географическое
положение — категория
Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.
Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.
В самом деле, любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна. Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.
Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по отношению к путям сообщения. Как совершенствование техники (средств сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов — пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия — один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.
Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.
Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья — своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.
Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому — прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.
Итак, экономико-географическое положение — сложное понятие; оно не исчерпывается данными о том, что город находится на такой-то реке, под такими-то градусами широты и долготы и т. п. Сущность экономико-географического положения заключена в идее пространственных отношений ко всему тому, что оказывает или сможет оказать существенное влияние на развитие города. Ответ на вопрос, каково экономико-географическое положение города, основывается на характеристике того, как он расположен относительно источников сырья и топлива, важнейших транспортных магистралей, ареалов расселения, районов сбыта массовой продукции, центров производства и т. д. Экономико-географическое положение предстает как совокупность отношений, определяющих темп, направление и масштабы развития города. Это своего рода потенциал развития, которым он располагает. Рассматривая города сквозь призму экономико-географического положения, необходимо учитывать причины их возникновения именно в данном месте. Анализ положения освещает и направление дальнейшего развития.
Заключение
Из всего выше сказанного ясно, что экономико-географическое положение имеет крупнейшее методологическое значение. Место, занимаемое любым ареалом, - будет ли то страна, район или город - в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением. Поскольку экономико-географическое положение в значительной мере определяет связи данного ареала в системе географического разделения труда, оно не может не влиять и на экономическое районирование территории.
Список литературы