Экспедиция Мохаммеда-Алми в Аравию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Ситуация на современном Ближнем Востоке накалена до предела.
Государственные перевороты следуют один за другим, на территории вчерашних курортных зон базируются базы подготовки террористических боевиков, к власти приходят представители то одного, то другого религиозного течения. Многие политики отрыто обвиняют в региональной нестабильности США и администрацию президента Барака Обаму.
Тактика «цветных» революций, реализовывавших концепцию скрытого управления трансформацией через хаотизацию трансформируемого пространства, на Ближнем Востоке дала непредвиденный системный сбой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-7
1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕГИПТА
В XIX ВЕКЕ…………………………………………….…………8-12
2. ПРАВИТЕЛЬ МУХАММАД АЛИ………………………….13-15
3.АРАВИЙСКИЙ ВАХХАБИЗМ………………………………16-19
4. АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.
ПЕРВЫЙ ЭТАП………………………………………...20-23
5.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.
ВТОРОЙ ЭТАП…………………………………………24-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………27-29
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Экспедиция Мохамеда Али в Аравию.docx

— 99.69 Кб (Скачать файл)

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-7

1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  ЕГИПТА 

В XIX ВЕКЕ…………………………………………….…………8-12

2. ПРАВИТЕЛЬ МУХАММАД АЛИ………………………….13-15

3.АРАВИЙСКИЙ ВАХХАБИЗМ………………………………16-19

            4. АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.

             ПЕРВЫЙ ЭТАП………………………………………...20-23

             5.АРАВИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ МОХАММЕДА-АЛИ.

             ВТОРОЙ ЭТАП…………………………………………24-26

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………27-29

 БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

 

 

Изложенная ниже точка  зрения  не является  бесспорной.  На мой взгляд, исторический процесс  далеко  не так прост и прозрачен, как представляет обывателям официальная  историческая наука. Есть вероятность, что изложенная ниже версия неправдоподобна, или верна частично. Вероятно также, что истинную, незамутненную ничем  историческую правду вообще узнать   невозможно. Как говорил польский писатель Ежи Лец: "Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться",1- но то, что в историко-политическом процессе скрытые силы действуют подспудно, исподволь, тайно – подозрение, складывающееся из изложенного ниже фактического материала. «Историю пишут победители»,2- говорил создатель НСДАП Артур Дрекслер, поэтому во всех процессах каждый здравомыслящий человек должен разбираться сам, и относиться с известным недоверием к официальной точке зрения.

Ситуация на современном  Ближнем Востоке накалена до предела.  
Государственные перевороты следуют один за другим, на территории вчерашних курортных зон базируются базы подготовки террористических боевиков,  к власти приходят представители то одного, то другого религиозного течения. Многие политики отрыто обвиняют в региональной нестабильности   США и администрацию президента Барака Обаму.

Тактика «цветных» революций, реализовывавших концепцию скрытого управления трансформацией через хаотизацию трансформируемого пространства, на Ближнем Востоке дала непредвиденный системный сбой. Свержение светских режимов приводит к власти единственно  возможную в условиях Востока  власть – национальную, арабскую. Это сила разной степени радикализма. По моему мнению, показательно, что национальные революции происходят именно в наше время.  Данная работа, в известной мере, является ответом на вопросы о сущности революционных течений Ближнего Востока (в частности противостояния Саудитов и Османской империи в лице наместника Египта), их связи с политической борьбой и ее лидерами. В этом курсовом проекте на основании анализа исторических трудов я хотел бы показать, что известная негативная управленческая схема «divide et impera3»  активно применялась на Востоке в XIX веке при купировании могущества набирающих силу государств путем разжигания межрелигиозной розни.

Показательным для обозначенного  периода объектом исследования, на мой взгляд,  является Египет в  период османского господства, и правление    хедива Мухаммеда Али-паши по причине, что это характерный пример развитого восточного государства, попавшего под влияние другого государства. Такое сочетание характеристик и черт, аналогичных современным, дает беспрецедентную возможность продемонстрировать развитие Египта с точки зрения общего развития государственности в соотношении с религиозными течениями.

Независимость Египта началась с правления  официального турецкого вассала  – Мухаммада Али-паши (араб. - محمد علي باشا, тур. Mehmet Ali Paşa). Его реформы в первой половине XIX в. в стали началом процесса модернизации страны.

Следовательно, эти реформы нужно рассматривать в качестве важнейшего рубежа в истории Египта. Албанец по происхождению, Мухаммад Али,  положил конец мамелюкскому «сословию» и землевладению, модифицировал современную национальную армию и флот, положил основы современной промышленности, реформировал образование и судопроизводство, поземельные отношения, территориальное, административное и государственное устройство.

История Египта представленного периода основывается на исторической базе, в большей степени отраженной в приложенной библиографии. Историческими источниками по данной  теме, относятся к письменной культуре, в них можно выделить несколько групп:

  1. Летописные источники;
  2. заметки путешественников, автобиографические записи и дневники европейцев, посетивших Египет;
  3. путевые заметки путешественников из Российской Империи.

Из всех вышеперечисленных групп, летописная представлена только одним документом, но ценность его для изучения Египта этого периода приоритетна. «Египет под властью Мухаммада Али», четвертый том «Удивительной истории прошлого в жизнеописаниях и хронике событий» написанной выдающимся египетским историком-хронистом Абд ар-Рахманом аль-Джабарти. Это летописная запись является основным источником курсовой работы.

Абдаррахман аль-Джабарти (аль-Габарти) родился в 1756г. в Каире , был потомственным улемом4. (Хроника Аль-Джабарти говорит о влиянии и политическом весе шейхов и улемов, выступавших советниками эмиров в их междоусобных вйнах. Эмиры обычно прислушивались к доводам улемов5.) Абдаррахман  изучал в ал-Азхаре ханафитский мазхаб6, позже стал преподавателем этого мусульманского университета, высшего сословия мусульманского духовенства, играющего немаловажную роль в жизни мамелюкского Египта, единственной образованной прослойки страны, пользовавшейся непререкаемым авторитетом у всех слоев населения. Кроме всего прочего, во время французской оккупации Египта аль-Джабарти получил место в правлении дивана, учрежденного французской администрацией, а позже - пост при Мухаммаде Али, по приказу которого  был впоследствии задушен по причине своего критического отношения к правителю.

Составленная Аль-Джабарти хроника представляет собой погодную запись событий с древнейших времен до 1821 г. современником большая часть событий, описанные Аль-Джабарти, была современна ему. Этот летописный труд насыщен литературными и историческими отступлениями, поэтическими отрывками.

Вторым по значимости источником по данному периоду может служить  работа Антуана Бартелеми Клота (Клот-бея), «Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии», содержащая богатый материал о становлении сельского хозяйства и промышленности, торговли, армии, об организации управления, судебной системы Египта, этнографических, ботанических и биологических записей. Описание  Клота стало основным и ценнейшим современным событиям свидетельством  о правлении Мухаммеда Али, поскольку Клот-бей был его приближенным, видел его реформы и государственную политику изнутри, и давал ей положительные отзывы, в отличие от Аль-Джабарти. Врач из Франции Клот был не просто лейб-медиком, прожившим  в Египте 18лет, занимавшем пост главного директора Медицинского управления, он был крупным государственным чиновником, он имел возможность собирать самые достоверные данные о состоянии египетского государства. Многолетние наблюдения легли в основу настоящей книги, которая в то время не имела аналогов на других европейских языках. В ней сосредоточено множество весьма интересных и важных сведений о разных сторонах жизни египетского государства и общества первой половины XIX века. Эту книгу можно назвать настоящим энциклопедическим справочником. Клот являлся ближайшим соратником паши, участником его реформ. В труде Клота содержится также обширное этнографическое исследование, раскрывающее подоплеку египетского национального колорита.

Источником по истории аравийского  ваххабизма станет книга Иоганна Людвига Буркхардта «Путешествия по Аравии». Буркхардт получил образование на факультете права, истории и философии в университете Геттингена и Лейпцига, после чего вступил в организацию «Ассоциация по поддержке открытий во Внутренней Африке» в Лондоне.

«Ворота Африки» называли тогда Египет, поэтому Буркхардт решил глубже проникнуть в ислам и арабскую культуру: он изучил арабский язык, прошел курс восточной медицины, астрономии, химии, научился спать на голой земле и всячески закалился для походной жизни – прошел хорошую подготовку разведчика.  Он досконально изучил Коран и комментарии к нему, и в Алеппо7, а, впоследствии и во всех мусульманских странах его даже принимали за мусульманского богослова, чем Бургхарт и пользовался, как настоящий шпион – он лгал, что не европеец, благодаря чему втирался в доверие к арабам, чтобы выведать нужную информацию.

Во время своих путешествий  Буркхардт посетил Баальбек и  Пальмиру, долину Оронт и  Ливан, исток  Иордана и озеро Хула. Он открыл древнюю Петру и  Апамею. Два года Буркхардт собирал информацию о кочевниках-бедуинах, проживая в  их среде как равный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕГИПТА В XIX ВЕКЕ.

 

Начиная со  средних веков, Египет оказывается одной из немногих стран, перенявших достижения разных государств. «Египту как будто назначено носить на себе во всех отношениях особый отпечаток, и ничто в нем не должно походить на другие державы»,- пишет Клот-бей.8 По его замечанию, общественное развитие Египта не следовало строго ни восточной, ни западной схеме. Клот заметил, что западные этносы сложились в результате ассимилятивно-завоевательных процессов, выдвинувших в элиты аристократий завоевателей, подготовивших появление среднего класса, стремящегося получить с ними равнее права и свободы. Египетский народ представляется Клотом в качестве вечного раба, покоряющегося посменно персам, грекам, сарацинам, мамелюкам, туркам и не стремящимся ни к свободе, ни к уравниванию прав с завоевателями.9

В позднем средневековье и раннем Новом времени Египет сочетает черты восточного и европейского политического государственного строя: высокий уровень развития бюрократического аппарата и большая роль государственной собственности на землю (близость с дальневосточными режимами) и отсутствие тотального государственного контроля в значительной автономии населения в решении частных  вопросов (особенность и достижение ислама); высокое развитие городской культуры совмещался с присущим Востоку  высоким уровнем товарно-денежных отношений и высоким престижем торгового и ремесленного классов, что ставило Египет в один ряд с европейскими странами. В Египте, и это достижение исламского мира, отсутствуют четко выраженные сословные касты, но здесь долгое время господствовала корпорация мамелюков, представляющая собой своеобразное военное сословие, выражавшее стремление закрепить свое господствующее положение наследственно, то есть оформить status quo официально, перейти в некоторое подобие европейского дворянско-аристократического класса, повысить материальную значимость, социальные права и законодательные функции.

Также Антуан Бартелеми Клот на основе своей теории психологии раба выделяет еще два класса турецкого общества: турецкий и арабский. Несмотря на то, что доминирующая в регионе мусульманская религия не предполагает никаких общественных расслоений, общественный строй Оттоманской империи также не имеет каст с исключительными правами, а Египте в силу историко-этнографических причин сложилось два сословия, называемых Клотом «поколениями» (видимо, тут он имеет в виду тот факт, что предполагаемая им психология раба передается по наследству): одно из них – турецкое, правящее, второе – арабское (египетское), осужденное на рабство и подчинение.10

Хедив11 Мохаммед Али, оставив первоначальное положение вещей, по Клот-бею, подготовил почву для его изменения в пользу «египетского»сословия: в отличие от всех османских наместников, Мохаммед Али постарался наладить образование арабских этносов европейскими науками, придать Египту европейский облик, причем, по замечанию того же Клота, в отличие от Императора Российской Империи Петра Первого Великого, это было не слепое копирование, а плавная модернизация с учетом национального образа.12 Вторым полезным приобретением для самосознания арабов были военные победы – народ, забывший вкус побед, «воинской славы, если позволено так выразиться, есть таинство, дающее прочную жизнь нациям».13 Кроме этого, Мохаммед Али привлек египтян к управлению государством, избрал из их числа большую часть мамуров, управителей областей, а также офицеров в армии.14

Наполеон говорил: «Еще двадцать лет такого правления, как правление Мамелюков, и Египет лишится трети земель, удобных к обработке».15 Мохаммед Али смог предотвратить последствия нерационального правления: он провел ирригационные каналы, остановив этим действие пустыни и усилил озеленение Египта. Чтобы остановить эпидемии, Мохаммед Али призвал европейских докторов, построил госпитали и медицинское училище. До правления этого хедива оспой страдали 30% детей в Египте: введение коровьей оспы16 ликвидировало и эту причину египетских бедствий. Он устранил произвольную власть произвола местных «князьков», опиравшихся на разбойные шайки и племена, установив порядок, по заверениям Антуана Бартелеми Клота, больший, чем в некоторых европейских государствах.17 Что же до правления мамелюков, то по трудам Джабарти и Клота можно сделать вывод, что это сословие действовало как временное оккупационное правительство, грабившее народ, препятствующее развитию науки, образования и здравоохранения и истощавшее ресурсы. Стоит ли удивляться, что народ Египта не поддержал этот режим бывших рабов?

2 июля 1798 г. в Египте высаживаются войска Наполеона Бонапарта. Аль-Джабарти, как и все египтяне, не знал планов Наполеона. Поэтому, комментируя в хронике причины его экспедиций, Джабарти повторял версию пропаганды французского правительства, будто армия Бонапарта оккупировала Египет, в целях защиты интересов французских граждан и оградить французских торговцев от угнетения мамелюкских чиновников18.

Мамелюкские войска терпят поражение, и это ослабляет легитимность их притязаний, ознаменовывает начало новой эпохи для Египта. Молниеносное поражение пресловутого мамелюкского войска, произвело фурор в сознании египтян. Описывая произошедшее, Аль-Джабарти видит главную причину молниеносного поражения в междоусобных распрях мамелюкских беев, в их халатной военной самонадеянности и пренебрежении, а, значит – незнания по отношению к противнику - это следует из характеристик, данных Аль-Джабарти мамелюкским военачальникам. В одном из некрологов, посвященном одному из мамелюкских военачальников, Мурад-бею,19 Аль-Джабарти характеризует его его как “несправедливого и жестокого тирана”, подозрительность и высокомерие которого стали, по мнению хроникера, основными причинами поражения Египта. С другой стороны, Аль-Джабарти высоко оценивает боеготовность наполеоновской армии: преимуществам строя «россыпью», умению расчленить войска противника, окружить его, отбивать кавалерийские атаки мамелюков, маневренности20. Временная оккупация Египта французской армии и деятельность оккупационной наполеоновской администрации,  вовлекло также часть наиболее образованных и деятельных представителей населения Каира в активную политическую деятельность, породило новые общественные силы, в результате чего появился новый удачливый и энергичный правителя Мухаммада Али. Французская оккупация Египта Наполеоном Бонапартом изменила страну и стала настоящим шоковым потрясением для египетского общественного сознания. Завоевание, а, впоследствии и освобождение от него перевернуло многие, казавшиеся вечными, представления египтян.  Был развеян миф непобедимости мамелюков, их  незаменимости в качестве защитников и господ Египта.  Египтяне, видя преобразования французского правления,   прониклись идеями западного мира, его прогресса, культуры и науки Французская оккупация Египта Наполеоном Бонапартом изменила страну и стала настоящим шоковым потрясением для египетского общественного сознания. Завоевание, а, впоследствии и освобождение от него перевернуло многие, казавшиеся вечными, представления египтян.  Был развеян миф непобедимости мамелюков, их  незаменимости в качестве защитников и господ Египта.21  Египтяне, видя преобразования французского правления,   прониклись идеями западного мира, его прогресса, культуры и науки . В этой ситуации стала явственной  мысль об отстранении архаичного правления мамлюков. Историческая ситуация сложилась благоприятно для появления нового национального лидера, способного сплотить нацию против  европейской и мамелюкской  угрозы. В этой ситуации стала явственной  мысль об отстранении архаичного правления мамлюков. Историческая ситуация сложилась благоприятно для появления нового национального лидера, способного сплотить нацию против  европейской и мамелюкской угрозы.

Информация о работе Экспедиция Мохаммеда-Алми в Аравию