Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:53, контрольная работа
Не секрет, что в нашей стране в течение достаточно длительного времени не уделялось должного внимания вопросам энергетической безопасности. Как следствие, сегодня Россия имеет целый ряд проблем в этой сфере (перебои с поставками электроэнергии и нарастающий дефицит природного газа внутри страны). Но это лишь верхушка айсберга и неизвестно, что может произойти в будущем, если и дальше продолжать игнорировать имеющиеся проблемы. Не исключено, что в ближайшие: 5-10 лет это обернется полномасштабным энергетическим кризисом.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Определение энергетической безопасности………………………………3
2. Характеристика внутренних аспектов энергетической безопасности......8
3. Возможные пути модернизации стратегии энергетического развития России………………………………………………………………………….13
4. Заключение……………………………………………………………….....15
5. Список использованной литературы……………………...……………….17
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Определение энергетической безопасности………………………………3
2. Характеристика внутренних
аспектов энергетической
3. Возможные пути модернизации
стратегии энергетического
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы……………………...……………….17
ВВЕДЕНИЕ
Не секрет, что в нашей
стране в течение достаточно длительного
времени не уделялось должного внимания
вопросам энергетической безопасности.
Как следствие, сегодня Россия имеет
целый ряд проблем в этой сфере
(перебои с поставками электроэнергии
и нарастающий дефицит
Но не все еще потеряно. Если энергетическая политика России будет строиться на основе принципов энергобезопасности, то кризиса и многих негативных явлений можно избежать. Такая политика должна быть органично инкорпорирована в модернизационную энергетическую стратегию нашей страны, успешная реализация которой не только обеспечит гармоничное и стабильное развитие всей экономики в целом, но и позволит укрепить позиции России на мировой арене.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Энергетическая безопасность
не может существовать сама по себе,
она является частью безопасности страны,
другими словами, частью национальной
безопасности, и должна рассматриваться
в ее контексте. В этом случае, по
аналогии с определением национальной
безопасности, энергетическую безопасность
можно рассматривать как «
Энергетическая политика
определяется как «система мер государственного
регулирования, направленных на полное,
бесперебойное и качественное обеспечение
потребностей народного хозяйства
и населения Российской Федерации
в энергоносителях при
Маслоу заметил, что человеческие потребности имеют тенденцию к удовлетворению в строго определенной последовательности. Сначала человек стремится удовлетворить потребности, которые обеспечивают жизнедеятельность, например, потребность в пище, сне и т.д. Лишь затем человек переходит к удовлетворению потребностей более высокого уровня в следующем порядке: потребности в безопасности, общении (любви), общественном признании и самореализации. Эта концепция позже получила название «пирамиды Маслоу». Совсем недавно К.Фрай, являющийся директором отдела по энергетической промышленности и стратегиям Всемирного экономического форума, предпринял попытку использовать «пирамиду Маслоу» в анализе приоритетов энергетической политики.
На основании эмпирических
исследований Фрай заключил, что основными
приоритетами энергетической политики
государства являются получение
доступа к энергоресурсам, безопасность
энергоснабжения, эффективность затрат
и использования природных
Но даже такой подход не лишен изъянов. Во-первых, верхние три уровня «пирамиды Фрая» не статичны, другими словами, их положение будет определяться внешними факторами, например, конкретным видом энергоресурса. Так, если речь идет о нефти или природном газе, то вопросы рационального использования этих энергоносителей будут иметь большую значимость по сравнению с вопросами экологической и социальной приемлемости, так как их запасы могут подойти к концу уже в обозримом будущем. С другой стороны, если речь идет об атомной энергии и угле, то наиболее актуальными будут как раз вопросы экологической безопасности и общественной приемлемости, так как уголь считается одним из самых «грязных» видов топлива, а атомные электростанции, несмотря на все достижения прогресса, являются объектами повышенной опасности.
Во-вторых, «пирамида Фрая» строилась исключительно для страны-потребителя энергоресурсов и, значит, она не вполне применима к России, поскольку наша страна является также крупным экспортером энергоносителей. Очевидно, что для страны-экспортера другим будет не просто порядок направлений энергетической политики, но и набор ее составляющих. Попытаемся вывести определение энергетической безопасности для страны-поставщика энергоресурсов.
Примем допущение, что
страна-экспортер
Первый этап - поиск рынка
сбыта. Причем приоритет отдается как
уже сформировавшимся рынкам, так
и новым, но демонстрирующим значительные
темпы роста. Если перенести эти
определения на реальность, то страны
Евросоюза будут относиться к
первому типу, а быстро развивающиеся
страны Азии - ко второму. В первом случае
у нашей страны есть не только доступ
на эти рынки, но и ведущее положение
на них по ряду энергоносителей, например,
по природному газу. В случае выхода
на рынки стран Азии, речь идет как
о развитии соответствующей
Второй этап - обеспечение стабильного сбыта. Как только продукт запущен на рынок, необходимо посредством хорошо отлаженной логистики обеспечить его бесперебойную доставку всем потребителям. Переводя разговор в плоскость энергетики, речь идет о безопасности энергопоставок. И если на пути наших потоков нефти и газа в Европу встают транзитные страны с зачастую непредсказуемой и даже иррациональной политикой, то поставки в Азию, например, в Китай, могут осуществляться напрямую.
Затем, когда компания обеспечивает себе устойчивое положение на рынке и имеет отлаженную логистическую сеть, возникает вопрос увеличения рентабельности, другими словами, начинается поиск путей увеличения прибыли. В части экспорта энергоносителей это может быть модернизация инфраструктуры ради снижения постоянных и транспортных издержек.
И, наконец, когда исчерпаны все возможные пути повышения выручки, компания будет искать возможности увеличения доходов путем диверсификации, которая может затрагивать как ассортимент продукции, так и существующие каналы сбыта. В энергетике это может быть, например, освоение новых технологий по сжижению природного газа. Сжиженный природный газ (СПГ) можно не только поставлять в страны наряду с обычным «трубным» газом, снижая таким образом зависимость от экспорта магистрального газа, но и осваивать новые рынки, например, американский, что приведет уже к снижению зависимости от других потребителей.
Итак, применяя «пирамиду Фрая» для страны-экспортера энергоносителей, можно упорядочить направления энергетической политики в следующей последовательности. Базовым будет являться получение доступа на рынок энергоносителей другой страны. Затем будут идти надежность поставок энергоносителей, эффективность поставок и, наконец, диверсификация.
Теперь можно сформулировать
определение
Если использовать обе
этих «пирамиды» применительно к
нашей стране, то картина будет
весьма любопытная. С точки зрения
страны-потребителя
А как экспортер энергоресурсов Россия уверенно осваивает последние две ступени (эффективность и диверсификацию поставок). Так, наша страна начинает переходить не только к экспорту нефте- и газопродуктов с высокой добавленной стоимостью, осваивает технологии СПГ, но также стремится выйти на азиатские рынки, которые демонстрируют подчас феноменальные темпы роста потребления энергоносителей.
Поскольку внутренним аспектам энергетической политики в нашей стране уделялось меньше внимания, нежели внешним, логичнее будет сфокусироваться именно на внутренних факторах, оказывающих влияние на формирование политики энергобезопасности. В контексте определения энергетической безопасности можно рассматривать как страну в целом, так и отдельный вид энергоресурсов. Далее будут рассмотрены внутренние аспекты энергетической безопасности России на примере природного газа.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ
АСПЕКТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
Несмотря на то, что доминантное
положение в мировой экономике
и в России сейчас занимает нефть,
использование природного газа таит
в себе гораздо больше перспектив.
Они не столько связаны с богатыми
запасами природного газа, находящимися
на территории нашей страны, сколько
с рядом экологических и
Россия обладает доказанными запасами
природного газа, которые оцениваются
в 48 трлн. куб. метров, что составляет
более четверти мировых запасов
- больше, чем в любой другой отдельно
взятой стране. За период 1995-2005 гг. добыча
газа в нашей стране выросла почти
на 8% - с 555,4 до 598 млрд. куб. метров. Несмотря
на то, что в конце 1980-х гг. добыча
газа на территории России составляла
почти 600 млрд. куб. метров, этот рост не
носит восстановительный
Но если более внимательно
Наиболее пугающая из них - это истощение существующих месторождений и медленное освоение новых, что грозит дефицитом газа на внутреннем рынке. Добыча природного газа на старейших и самых крупных газовых месторождениях, Медвежье и Уренгойское, на которые в 2005 г. приходилось почти 50% всей добычи, снижается, начиная с конца 1990-х гг. Освоение новых крупных месторождений, таких, как Южно-Русское или Штокманское, существенно запаздывает, что приводит не просто к весьма скромным темпам прироста добычи (всего 8% за 10 лет), но к возможному дефициту природного газа на внутреннем рынке. Так, разрыв между внутренним спросом и поставками «Газпрома» составил в 2004 году порядка 50 млрд. куб. м. Пока удается покрывать этот дефицит путем покупки газа у стран центральной Азии, но и их возможности не безграничны. Наиболее богатые страны в этом регионе, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, нацелены больше на поставки газа непосредственно в Европу и в Тихоокеанский регион, нежели в Россию. При наиболее оптимистичном варианте, к 2010 году вместе они смогут поставить в нашу страну не более 100 млрд. куб. м. природного газа. Возникнет к этому времени дефицит или нет, зависит о того, каков будет объем внутреннего потребления, внутренней добычи, и от того, какой объем газа должен будет поставить на экспорт «Газпром».
Не стоит забывать о перебоях
с подачей электроэнергии в крупных
городах в зимнее время, а также
о ряде крупных аварий на электростанциях,
повлекших за собой массовые отключения
электроэнергии. И если в прошлые
годы отключали в основном предприятия,
которые имели собственные
Почему же в стране, где сосредоточены богатейшие залежи органического топлива, и которая величает себя «энергетической сверхдержавой», возникают столь серьезные проблемы с энергетикой? Все дело в том, что за этими явлениями стоят вполне определенные причины экономического характера. Это - высокая степень износа основных фондов электрогенерирующих компаний, а также сильное истощение основных газовых месторождений. Несмотря на то, что все эти причины имеют, казалось бы, разную основу, все они были вызваны недостатком инвестиций в модернизацию, обновление основных фондов и освоение новых месторождений. Наиболее очевидный способ исправить случившееся - привлечь масштабные инвестиции и направить их на решение существующих проблем. Но можно пойти и другим путем: использовать синергетический эффект, возникающий в результате того, что все отрасли в энергетике являются взаимозависимыми, и улучшение положения в одной из них создаст импульс для развития других.