Северо-Европейский газопровод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:19, реферат

Краткое описание

Северо-Европейский газопровод (СЕГ) – магистральный газопровод, связывающий Россию и страны центральной Европы по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран. Это международный консорциум пяти крупных европейских энергетических компаний для проектирования, строительства и эксплуатации газопровода, состоящего из двух ниток протяженностью 1224 км каждая по дну Балтийского моря.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава I. История проекта…………………..………………………….………….3
Глава II. Структура………………………………………………………………..6
Глава III. Маршрут, конструкция трубопровода и стоимость проекта…......…6
Глава IV. Береговые сооружения. КС «Портовая» и приемный терминал в Грайфсвальде………………………………………….……….…..………..….…8
Глава V. Возражения против строительства………………….…….….…..……9
Глава VI. Ход строительства и запуск газопровода…..….….…..….………....10
Глава VII. Внутренняя инспекция газопровода……………….….….……..….11
Глава VIII. Надежный источник природного газа…………….……..…….…..14
Глава IX. Проектирование маршрута «Северный поток» проектным институтом ОАО «Гипроспецгаз»…………………….………………………..14
Глава X. Nord Stream AG……………………………………………….…….…21
Глава XI. Экологический мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду……………………………………………………………………….….…..22
Глава XII. Штокмановский проект…………………..….….….……………….26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………….…….….….…….………………………..……….29

Вложенные файлы: 1 файл

СЕГ.docx

— 9.37 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3

Глава I. История проекта…………………..………………………….………….3

Глава II. Структура………………………………………………………………..6

Глава III. Маршрут, конструкция трубопровода и стоимость проекта…......…6

Глава IV. Береговые сооружения. КС «Портовая» и приемный терминал в Грайфсвальде………………………………………….……….…..………..….…8

Глава V. Возражения против строительства………………….…….….…..……9

Глава VI. Ход строительства и запуск газопровода…..….….…..….………....10

Глава VII. Внутренняя инспекция газопровода……………….….….……..….11

Глава VIII. Надежный источник природного газа…………….……..…….…..14

Глава IX. Проектирование маршрута «Северный поток» проектным институтом ОАО «Гипроспецгаз»…………………….………………………..14

Глава X. Nord Stream AG……………………………………………….…….…21

Глава XI. Экологический мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду……………………………………………………………………….….…..22

Глава XII. Штокмановский проект…………………..….….….……………….26

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………….…….….….…….………………………..……….29

 

Введение

Северо-Европейский газопровод (СЕГ) – магистральный газопровод, связывающий Россию и страны центральной Европы по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран. Это международный консорциум пяти крупных европейских энергетических компаний для проектирования, строительства и эксплуатации газопровода, состоящего из двух ниток протяженностью 1224 км каждая по дну Балтийского моря.

Цели проекта — увеличение поставок газа на европейский рынок и снижение зависимости от транзитных стран.

Официально проект его строительства был начат в 2005 году после создания российско-немецкой компании North European Gas Pipeline Company, переименованной в Nord Stream (Северный поток) в 2006 году.

Прокладка трубопровода начата в апреле 2010 года. В сентябре 2011 года начато заполнение технологическим газом первой из двух ниток. 8 ноября 2011 года начались поставки газа. В апреле 2012 года была закончена вторая нитка. 8 октября 2012 года начались поставки газа по двум ниткам газопровода в коммерческом режиме.

Глава I. История проекта

До своего распада в 1991 году Советский Союз был одним из основных поставщиков природного газа в Европу: на его долю приходилось около 110 миллиардов кубометров, или 75 процентов общего импорта этого вида топлива в страны Евросоюза. Основные линии магистральных газопроводов из СССР в ЕС проходили по территории Украины, из-за чего российское правительство было вынуждено мириться с проблемами с оплатой и незаконным отбором газа украинской стороной. В 1999 году был введен в эксплуатацию первый участок газопровода Ямал-Европа, который прошел через территорию Белоруссии, однако разногласия с правительством Александра Лукашенко потребовали от "Газпрома" искать пути обхода как Украины, так и Белоруссии, а также других восточноевропейских и прибалтийских государств.


Первоначальный проект газопровода по дну Балтийского моря был предложен еще на этапе выбора трассировки газопровода Ямал-Европа, однако он был отвергнут из-за своей дороговизны. На конференции "Природный газ: торговые инвестиционные возможности в России и СНГ", прошедшей в Лондоне в 1996 году, Рэм Вяхирев, который тогда был главой "Газпрома", заявил журналистам: "Один раз надо было заплатить на 30 процентов дороже и протянуть нитку через Балтийское море, сказав всем странам: 'До свидания'".

Тем не менее, "Газпром" не отказался от этого амбициозного проекта, и уже в 1997 году российские газовики совместно с финской энергетической компанией Neste Oil (позже она была преобразована в компанию Fortum Oyj) создали на паритетных началах компанию North Transgas, которая начала морские изыскания в Балтийском море. Существовало несколько проектов трассировки газопровода: предлагалось сделать его продолжением существующего газопровода Выборг-Хельсинки и далее через территорию Финляндии и по дну Ботнического залива довести до Швеции. Другой проект предусматривал, что газопровод должен был пройти по дну в прибрежных водах Финляндии и далее протянуться в Германию. Эта трассировка требовала больших капиталовложений, эксперты уже тогда отмечали сложность прокладки такого газопровода и возможные проблемы с экологией, однако бесспорно признавалось, что после его реализации Россия могла стать неуязвимым газовым лидером Европы. Новый газопровод в конце 1990-х годов называли "северный путь", "Северо-Европейский газопровод" (СЕГ) или "балтийское газовое кольцо".

В ноябре 1999 года North Transgas, "Газпром" и Fortum определились, что новый газопровод пройдет по дну Балтийского моря, а к концу 2000 года был утвержден предварительный вариант трассировки, который в декабре того же года был одобрен Еврокомиссией: тогда же ему был присвоен статус "Трансъевропейской энергетической сети" (TEN-E).

В дальнейшем переговоры о строительстве газопровода вел новый председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер. Осенью 2002 года Еврокомиссия определила проект СЕГ как приоритетный и отправила его на рассмотрение в Европейский банк реконструкции и развития. Тогда же прошли консультации "Газпрома" с европейскими газовыми компаниями, была начата разработка проектной документации, а 3 декабря 2002 года "Газпром" провел официальную презентацию проекта. До 2005 года продолжались переговоры по реализации проекта: рассматривалось даже предложение строительства этого газопровода по дну до Великобритании. В апреле 2005 года состоялась встреча президента России Владимира Путина с немецким канцлером Герхардом Шредером. На ней стороны договорились о создании русско-немецкой компании, в которой доли получат "Газпром", немецкий химический концерн BASF1 и газовая компания E.ON Ruhrgas AG2 - дочернее предприятие E.ON и крупнейший иностранный акционер "Газпрома". Новая компания не была основана на базе North Transgas: в мае 2005 года 50 процентов акций, ранее принадлежавших финской стороне, были выкуплены "Газпромом". Окончательное соглашение о прокладке газопровода было заключено Шредером и Путиным в сентябре 2005 года. 30 ноября для работы над СЕГ в швейцарском кантоне Цуг была зарегистрирована компания North European Gas Pipeline Company (NEGP). "Газпром" получил в ней 51 процент, а E.ON Ruhrgas и стопроцентное дочернее предприятие BASF - Wintershall Holding AG - по 24,5 процента. В декабре 2005 года начались работы по строительству подводящего газопровода на территории России (Грязовец-Выборг).

В апреле 2006 года начался процесс получения разрешений на строительство проекта у стран Евросоюза. В октябре 2006 года NEGP была переименована в Nord Stream AG (Северный поток). В июне 2008 года в состав акционеров проекта вошла нидерландская газовая компания N.V. Nederlandse Gasunie3: она получила 9 процентов акций за счет доли немецких акционеров, чьи пакеты сократились до 20 процентов. В марте 2010 года французская компания GDF Suez4 подписала меморандум о приобретении 9 процентов акций Nord Stream AG за счет долей E.On и Wintershall Holding AG5, договор об участии GDF Suez в проекте газопровода был подписан в июне 2010 года. В июле GDF Suez завершила эту сделку, общая сумма которой составила 800 миллионов евро.

С 2005 года пост управляющего директора Nord Stream занимал Маттиас Варниг (Matthias Warnig): бывший сотрудник восточногерманской разведки, давний знакомый Путина и бывший председатель совета директоров российского отделения банка Dresdner Kleinwort Wasserstein6.

После своей отставки с поста канцлера Германии пост председателя комитета акционеров компании с 2006 года занимал Герхард Шредер. Инициатива приглашения Шредера в руководство компании принадлежала Путину, причем в Германии многие политические силы восприняли это назначение отрицательно.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Структура

 

Акционерами проекта Nord Stream являются компании ОАО «Газпром», Wintershall Holding GmbH (подразделение концерна BASF), E.ON SE (подразделение концерна E.ON), Nederlandse Gasunie (единственный оператор газовых транспортных сетей Голландии) и GDF SUEZ (представляет интересы Франции). Мажоритарным акционером является ОАО «Газпром», которому принадлежит 51% акций проекта. Ведущим энергетическим немецким компаниям Wintershall Holding GmbH и E.ON SE принадлежит по 15,5%. Голландской инфраструктурной компании N.V. Nederlandse Gasunie и ведущей французской энергетической компании GDF SUEZ принадлежит по 9%. Совокупный опыт акционеров гарантирует использование новейших технологий, норм безопасности и эффективных методов корпоративного управления при реализации проекта Nord Stream.

Общая сумма инвестиций в «Северный поток» - 7,4 млрд евро. Акционеры обеспечили 30% бюджета проекта пропорционально своим долям в консорциуме. Остальные 70% были привлечены из внешних источников - банков и экспортно-кредитных агентств - в виде проектного финансирования. Привлечение финансирования осуществлялось в два этапа. Для первой фазы проекта были привлечены необходимые средства в размере 3,9 млрд евро в марте 2010 года; для второй фазы финансирование в объеме 2,5 миллиарда евро было завершено в марте 2011 года.

 

 

Глава III. Маршрут, конструкция трубопровода и стоимость проекта

Территория Балтийского моря по маршруту «Северного потока» была тщательно исследована до начала прокладки газопровода. «Северный поток» соединил балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда7. Протяженность газопровода составляет 1224 км. Мощность газопровода должна составлять примерно 55 млрд м³ газа в год (2 нитки). Максимальная глубина моря в местах прохождения трубы — 210 м.

Наружный слой трубопровода 60-110 мм - слой бетонной рубашки. Под бетонной рубашкой 27-41мм - коррозионно-устойчивый слой. Внутренняя поверхность стальной трубы 1 мм - антифрикционный слой.

В апреле 2010 года в Балтийском море началось строительство газопровода «Северный поток». Для укладки первой нитки газопровода в 2010–2011 году были задействованы три судна: Castoro 6, Castoro 10 и Solitaire

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судно Castoro 6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судно Solitaire

По результатам многолетнего комплексного анализа технических, экологических, экономических аспектов и факторов безопасности энергоснабжения Европы, морской маршрут был признан оптимальным решением для строительства нового газопровода для транспортировки газа в Европу.

Маршрут газопровода «Северный поток» проходит через исключительные экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, а также через территориальные воды России, Дании и Германии.

Маршрут газопровода был намечен, насколько это возможно, как прямая линия и при этом скорректирован с учетом определенных зон, таких, как экологически чувствительные зоны, участки захоронения химического оружия, военные зоны, важные навигационные маршруты и другие особые зоны, служащие экономическим или рекреационным целям. Маршрут «Северного потока» спланирован так, что он не пересекает места захоронений вооружений времен Второй мировой войны.

В 1999 году стоимость проекта оценивалась от 3,5 до 5 миллиардов долларов США, в 2009 году общая сумма инвестиций составляла уже 7,4 миллиарда евро, причем 30 процентов из этой суммы собирались выделить сами акционеры, а остальные деньги планировалось получить в виде долгосрочных кредитов. В 2010 году стоимость газопровода возросла до 8,8 миллиарда евро.

 

Глава IV. Береговые сооружения. КС «Портовая» и приемный терминал в Грайфсвальде

 

Береговые сооружения соединяют морской газопровод с наземной инфраструктурой. В России береговые сооружения расположены на участке между береговой линией и компрессорной станцией «Портовая», оператором которой является ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург». В Германии – между береговой линией и приемным терминалом газопроводов OPAL и NEL. В состав береговых сооружений входит все необходимое для эксплуатации газопровода оборудование, в том числе системы аварийного отключения и запорная арматура для изоляции морского газопровода от сухопутного, а также множество датчиков для отслеживания ряда параметров, таких как давление, температура, качество газа и скорость потока. Внутренняя инспекция газопровода будет проводиться с помощью специальных диагностических устройств (так называемых интеллектуальных поршней), которые запускаются с береговых сооружений в России, проходят по всей длине газопровода под давлением газа и принимаются на берегу Германии.

Для транспортировки газа через Балтийское море на расстояние более 1 224 км необходимо высокое давление. При полной загрузке газопровода «Северный поток» давление на входе в газопровод должно достигать 220 бар. Вблизи береговых сооружений Nord Stream находится компрессорная станция «Портовая», оператором которой является ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург». Эта мощная компрессорная станция позволяет осуществлять транспортировку газа в Германию без промежуточной компрессии. На компрессорной станции газ приводится в соответствие с нормативами, а затем сжимается до требуемого уровня. Давление газа и скорость потока регулируются на пункте управления компрессорной станции. Сжатый газ охлаждается до рабочей температуры и до подачи в газопровод «Северный поток» проходит через станцию учета, чтобы обеспечить соответствие его характеристик (скорости потока, качества, давления и температуры) действующим соглашениям.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В финальной точке газопровода приемный терминал газопроводов OPAL и NEL регулирует скорость потока и давление поступающего газа в соответствии с техническими и эксплуатационными условиями газопроводов OPAL и NEL. Операторами терминала являются OPAL и NEL, которые по своим соединительным газопроводам подают газ в европейскую газотранспортную систему. На приемном терминале газ, поступающий по газопроводу «Северный поток», фильтруется и подогревается, а затем снова поступает на две станции учета до подачи в соединительные газопроводы.

 

Глава V. Возражения против строительства

 

Против строительства "Северного потока" высказывались представители Польши и государств Прибалтики, опасаясь негативного воздействия газопровода на экологию Балтийского моря. Представители Польши настаивали на том, что строительство транзитной магистрали по суше, через ее территорию, будет дешевле и не допустит увеличения доли российского газа в общем газовом импорте Европы. Также правительство Польши планировало помешать реализации проекта, настаивая на своих правах на воды южнее Борнхольма, однако впоследствии был выбран северный обход острова. В 2006 году министр обороны Польши Радек Сикорски (Raderk Sikorski) назвал Северно-Европейский газопровод "новым пактом Молотова-Риббентропа", чем вызвал возмущение российской и немецкой сторон. Эстония, которой предлагали проложить часть газопровода в ее исключительной экономической зоне, в 2007 году отказалась допускать в свои воды исследовательские судна Nord Stream. Впрочем, в июне 2008 года на саммите стран Балтийского моря представители Литвы и Эстонии заявили, что не возражают против проекта, а премьер-министр Латвии Ивар Годманис даже высказался в его поддержку: "Чем больше у нас будет труб, тем лучше!". Против строительства "Северного потока" выступала белорусская сторона, которая настаивала на увеличении пропускной способности газопровода Ямал-Европа и взамен предлагала бесплатный транзит газа через свою территорию. Против газопровода в 2006 году высказывались и представители Госдепартамента США, которые опасались, что данный проект увеличит зависимость Европы от российского газа. В середине 2000 годов доля российского газа составляла в общем импорте газа Евросоюзом составляла 25 процентов.

Информация о работе Северо-Европейский газопровод