Семейные роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:15, реферат

Краткое описание

Цель работы: осуществить реферативный обзор научных исследований проблемы распределения ролей в семье.
Задачи работы:
• Изучить основы семейных ролей с точки зрения гендерологии;
• Рассмотреть исследования проблемы распределения семейных ролей в психологии;
• Определить значение семейных ролей для современной семьи.

Содержание

Введение 3
1.Основы семейных ролей с точки зрения гендерологии 4
2.Изучение распределения семейных ролей в психологии 9
3.Значение семейных ролей для современной семьи 13
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Гендерология тема 11.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы распределения ролей в семье  обусловлена тем, что мужское  и женское – это два основных жизненных начала, и на современном этапе крайне важно проникнуться закономерностями межличностных отношений между мужчиной и женщиной. Начала эти во многом противоположны, на всякое явление мужчины и женщины смотрят совершенно по-разному. У мужчины и женщины разное восприятие, логика и интуиция, нервная система, наблюдательность, взаимоотношения с окружающими, интересы, оценки и много другого, в чём они различаются.

Одной из важнейших  характеристик современной семьи  является её ролевая структура, отражающая, какие обязанности в семье выполняет каждый из супругов, насколько жёстко они связаны с полом, в какой степени определяются волей и желанием супругов, а в какой - традициями и другими внешними факторами.

Проблема распределения  семейных ролей является предметом  изучения многих наук, таких как психология, социология, гендрология и др. Так, социально-психологических подход разрабатывается в трудах Г.М. Андреевой, Д. Майерса и др. Авторы, изучающие данную проблему с точки зрения гендерологии: Ш. Берн, В.Е. Каган, О.М. Здравомыслова, Е.Ф. Малевич, М.А. Бутаева, С.А. Мельниченко и др. В рамках исследований семейной психологии проблема распределения ролей представлена в трудах И.В. Гребенникова, Г.И. Захаровой, Ю.Е. Алешиной и др.

Цель работы: осуществить реферативный обзор  научных исследований проблемы распределения ролей в семье.

Задачи работы:

  • Изучить основы семейных ролей с точки зрения гендерологии;
  • Рассмотреть исследования проблемы распределения семейных ролей в психологии;
  • Определить значение семейных ролей для современной семьи.

 

1.Основы семейных ролей  с точки зрения гендерологии

 

Понятия «гендерные роли», «гендерная идентичность», «гендерные стереотипы» - одни из основных в курсе гендерологии и феминологии. Понимание этих определений дает ключ к осознанию таких проблем, как межличностные и внутриличностные ролевые кон-фликты (например, ролевой конфликт работающей женщины), стереотипы и их возникно-вение, закрепление семейных и профессиональных ролей и т.д.

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов:

1)знания роли или представления о правилах и обязанностях, связанных с данной ролью;

2)значимости выполняемой роли;

3)умения выполнять данную роль;

4)способности рефлексировать свое ролевое поведение.

Гендерные роли – это роли, обусловленные дифференциацией  людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры гендерные роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.1

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать  как внешние проявления моделей  поведения и отношений, которые  позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида.

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей  женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и  профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин – профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.2

Одним из оснований  формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаических обществах. Большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть только «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И тем не менее, стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на частной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин – в сфере профессиональной, общественной.

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей  в соответствии с полом сыграла  концепция «естественной» взаимодополнительности полов Талкота Парсона и Роберта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и жен-ских ролей в структурно–функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современ-ной семье супруги должны выполнять две различные роли. Инструментальная роль со-стоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессивная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирование взаимоотношений внутри семьи. Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится исполнителем инструментальной роли.

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социально-антропологических и психологических данных. Однако феминистская критика показала, что в основе инструментальности и экспрессивности – при всей ее эмпирической и житейской убедительности – лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин.3

Традиционные  гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и феминности, соединяя в себе как традиционно женские качества, так и традиционно мужские. Это позволяет выделить маскулинную, феминную, андрогинную модели гендерных ролей. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т.д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных  уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне – значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.

На уровне межличностных  отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т.д.

На интраиндивидуальном  уровне интернализованная гендерная  роль – производная от особенностей конкретной личности: индивид строит свое поведение в качестве мужа или  отца с учетом своих представлений  о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта.

Современные исследования в области феминистской и гендерной  теории очень обширны. В центре внимания – анализ причин существующего в обществе еще достаточно сильного, устойчивого традиционного взгляда как на женщину, так и на мужчину. Общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого.

Под гендерными стереотипами понимается схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, их универсальных сущностных отличиях и нормативном поведении, выражающееся в категориях «маскулинности» и «феминности».

Традиционно женскими, феминными качествами принято считать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, эмпатийность и т.п. Совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домашняя хозяйка», «хранительница очага» и только потом «работница», «профессиональный деятель».

Смысловая нагрузка традиционной мужской гендерной роли содержит в себе «добытчика», «защитника», «профессионального деятеля», «главу семьи» и только потом «мужа», «отца». Маскулинными в рамках традиционного взгляда подразумеваются следующие характеристики: доминантность, социальная активность, агрессивность, рационализм, логичность и т.п.

В системе представлений  каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «настоящей женщины или настоящего мужчины», «хорошего родителя» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уникален, и обусловливают формирование критериев, «мерок», с которыми индивид подходит к оценке себя и других.

Выделение таких  категориальных структур – структур обыденного сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности, собственно, и является диагностикой разнообразных стереотипов.

Не менее  важна в выполнении тех или  иных социальных ролей гендерная  идентичность. Понятие «идентичность» - одно из относительно новых и получило известность благодаря работам Эрика Эриксона. Эриксон обратил внимание на то, что итогом подросткового возраста становится более или менее оформившееся представление у человека о себе как о целостной личности, в чем-то схожей с другими, в чем–то отличной. В процессе утверждения в понятийном психологическом аппарате понятие «идентичность» подвергалось теоретическому осмыслению, благодаря которому было разделено на персональную (личностную) идентичность (тождественность самому себе) и социальную идентичность (в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера).

2.Изучение распределения семейных ролей в психологии

 

К. Киркпатрик  выделяет три вида супружеских ролей:

традиционные, товарищеские и партнерские. Традиционные роли предполагают со стороны жены:

Рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости, терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа: преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной, обеспечение алиментов при разводе.4

Товарищеские  роли требуют от жены:

сохранение  внешней привлекательности, обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения супруга, поддержание полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

восхищение  женой, рыцарское отношение к ней, ответная романтическая любовь и нежность, обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов, проведение досуга с женой.

Роли партнеров  требуют и от мужа и от жены:

экономического  вклада в семью в соответствии с заработком, общей ответственности за детей, участия в домашней работе, распределение правовой ответственности.

Кроме того, от жены требуется:

отказ от рыцарства  супруга, поскольку супруги равны, равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей - отказ от материальной помощи мужа.

Информация о работе Семейные роли