Современная геополитическая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Геополитика получила громкую известность в начале XX века. Само понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. Геополитика — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.

Вложенные файлы: 1 файл

геополитика.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)
 

Контрольная работа

по дисциплине

«Геополитика»

Проверил

 

 

 

 

 


 

Оглавление

 

 

Введение

 

Геополитика получила громкую известность в начале XX века. Само понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. Геополитика — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.

Одной из главных проблем  геополитики является изучение сферы  отношений между государствами  по поводу контроля над территорией.

Для России конца ХХ века примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы — характеризуется обилием проектов «обустройства России», зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами. 

 Иными словами,  пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке.  В данной связи актуальным  представляется изучение географической  конфигурации современных внешних  связей страны и ее внешней  политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

 

      1. Современные геополитические реалии в России

 

После распада СССР существенно  изменилась геополитическая ситуация вокруг России. Все постсоветское пространство в геополитическом отношении является основной частью «хартленда» – огромного евразийского региона. Отсюда важность этого региона для России более чем очевидна. Она обусловлена давними, возникшими еще со времен вхождения этих территорий в состав Российской империи, историческими связями с теперь уже 14 суверенными государствами.  С распадом СССР ухудшилось геополитическое положение России, сократилась ресурсная база обеспечения ее международного влияния.

Вся многовековая история России происходила под знаком взаимодействия с европейской цивилизацией. Большинство прогрессивных экономических, научно-технических и общественно-политических достижений европейского мира активно осваивалось Россией, внедрялось в той или иной форме в российскую политическую и экономическую культуру. В то же время попытки экспансии ряда европейских государств на Восток, стремление распространить свое влияние на Россию и даже завоевать ее, поставив под свой контроль использование природных богатств, ресурсного и демографического потенциала, хорошо известны.  

Долговременным национальным интересам, как России, так и европейских  государств может отвечать лишь политика партнерства и взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, научно-технической, политической им культурных областях, ибо политика конфронтации может привести лишь к ослаблению обеих сторон и не способна ни одной из них дать каких-либо долговременных преимуществ. Национальные интересы России в Европе следует рассматривать  в свете тех изменений, которые происходят сегодня на этом континенте. К ним относятся, прежде всего:

1.      Образование в Европе нового полюса силы в виде Европейского союза.

2.      Ослабление в Европе американских позиций.

3.      Усиление авторитета и международного влияния ведущих западноевропейских держав (Великобритании, Франции и особенно ФРГ, начинающей играть все более заметную роль в балансе сил и интересов на Европейском континенте).

Распаду СССР сопутствовало  усиление мощи западноевропейских стран  и ускорение их интеграции, наращивание экономического влияния ведущих государств Азии – Японии, Китая, Вьетнама. В то же время, прекращение «холодной войны» и ликвидация такого мощного полюса силы, как Советский Союз и конгломерата союзных ему социалистических стран, открыли перед США новые возможности наращивания своего присутствия везде, где оно сдерживалось противодействием СССР. США оказались единственной в мире сверхдержавой, претендующей на глобальное мировое лидерство, что и предопределило весь ее внешнеполитический курс.

После распада СССР в  России осталось 17 из 22 млн. кв. км территории. Возможности России в немалой  степени определяются транспортногеографическим  фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России – Южсиб и Транссиб – проходят через территорию Северного Казахстана, там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

В настоящий момент Россия имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном – Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе  до распада СССР имелось 25 железнодорожных  переходов, современная же Россия располагает  всего лишь одним – из  Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины, Молдовы.

Геополитические изменения  коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас – 16. Ни у одной страны в мире нет такого числа соседей-государств. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским  временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.

Обеспечение процессов  формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности  считается приоритетной задачей в области внешней политики. Для России в нынешних границах важно завершить процесс становления как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

Если иметь ввиду  восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП (1) Китай передвинулся в лидирующие страны мира: вместе с Японией делит 2 – 3 места в мире. По прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе, за ними будут следовать Япония, Индия и Индонезия.

И в Азиатско-тихоокеанском  регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основным показателями экономической динамики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была важным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая раскинулась в двух континентах.  

В целом к числу  важнейших национально-государственных  интересов России можно отнести  следующие:

1.      Завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т. е. выгодная для РФ «реорганизация» постсоветского пространства и создание вокруг него пояса дружественных государств.

2.      Дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО.

3.      Предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР.

4.      Включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.

Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной  задачей внешней политики самостоятельной  России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правительством основные положения концепции внешней политики Российской Федерации. К основным положениям относятся:

1.      Обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности.

2.      Создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ.

3.      Активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место. 

      1. Геополитические перспективы Российской Федерации 

 

Перспективы современной  России связаны с разработкой  концептуальных основ и механизмов реализации рациональной геостратегии в ХХI веке. Россия после десятилетия следования прозападной ориентации нашла в себе силы сформулировать собственную геостратегию, вполне обоснованную и довольно практичную, которая существенно отличается от советской, хотя опирается на многие традиции, заложенные в период СССР. Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса. При этом ее геостратегия не страдает экспансионизмом.

Современный внешнеполитический курс России определяется направлениями, обеспечивающими позитивные перспективы России (геополитические успехи:

1. Политика на  западном направлении становится  более проевропейской, чем проамериканской.  Делается акцент на сближение  России с Германией, Францией  и другими ведущими державами  Евросоюза.

2. Формируется  азиатская политика, устраняющая односторонний прозападный уклон. Повышение внимания к Азии ведет к формированию общих позиций с Китаем, Индией, исламским миром по вопросу о формировании многополярного мира.

3. Интеграция  с ближним зарубежьем приобретает  осмысленность и целенаправленность, сопровождается усилением влияния на постсоветском пространстве, однако такая политика сталкивается и будет сталкиваться с противодействием ряда южных соседей России, США, имеющих экспансионистские устремления в отношении республик бывшего СССР.

4. Россия всё  более приобщается к процессам  урегулирования и разрешения  международных конфликтов в качестве  посредника, арбитра и миротворца (Югославия, Ближний Восток, Таджикистан,  Абхазия и др.).

5. РФ стремится  усилить свою роль в преодолении экологических, природных катастроф и участвовать в помощи пострадавшим как самостоятельно, так и в рамках различным международных организаций и проектов.

6. Наше государство  все более демонстрирует геополитический,  по сути, подход к своей внешней политике. Оно вклинивается в региональные системы баланса сил и формирует собственные альянсы.

7. Россия пытается  расширять масштабы своей геополитической  активности, чтобы в перспективе  вернуть себе статус мировой державы.

Ключевым же направлением российской внешней политики все равно будет оставаться европейское направление, но, тяготея к Европе, Россия не может и не хочет раствориться в «общеевропейском доме», это не позволено ей в силу географических масштабов и культурного своеобразия. Поэтому, Россия будет продолжать активную азиатскую политику, направленную на поиск новых партнеров и союзников через обновление и развитие как двусторонних отношений (например, усиление российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, культурной и других сферах, российско-индийских связей в научной, космической, военно-технической и других областях, российско-иранское взаимодействие по вопросам военно-технического, экономического, геополитического характера) так и через расширение и оптимизацию многосторонних связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья в рамках международных организаций (например, ШОС основанной на оси Москва – Астана – Пекин, также включающая Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и перспективно расширяющаяся с возможным участием Пакистана, Индии, Ирана и т. д.). Подобная политика позволит России сохранить статус евразийской державы, создать экономически единое пространство на Востоке в перспективе адекватное ЕС.

Информация о работе Современная геополитическая система РФ