Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:38, контрольная работа
Цели и задачи конституционного судопроизводства, стадии и их законодательное регулирование. Составление обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Судебное разбирательство и его основные этапы.
Семинар 4
Вопрос 1
Выступая в качестве судебного органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции РФ). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст. 29 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов, Конституционный Суд не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретаций словесное выражение конституционных норм может не меняться, но значительным изменениям может подвергаться их нормативное содержание. Благодаря Конституционному Суду выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключены в концентрированном виде в нормах Конституции [3].
Данные черты характеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти равноуровневого с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством.
1.2.
Функции Конституционного
Суда РФ
. для осуществления функций конституционного надзора, Конституционный Суд РФ осуществляет конституционный контроль как орган самостоятельной судебной власти.
Конституционный
Суд не является единственным органом
конституционного контроля - подобную
деятельность осуществляет Президент
Российской Федерации, Правительство,
Федеральное Собрание, органы законодательной
и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Однако только Конституционный
Суд является судебным органом конституционного
контроля.
Цели и задачи конституционного судопроизводства определены в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Общая характеристика полномочий Конституционного Суда содержится в ст. 125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ч. 2 и 3 ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
В этих нормах закреплен
принцип связанности
Таким образом, подведомственность дел Конституционному Суду определяется не только путем установления в ст. 125 Конституции РФ перечня подлежащих проверке нормативных актов и круга надлежащих субъектов обращения, но и путем выделения специфических юридических коллизий.
Особенностью конституционного судопроизводства является достаточно высокая степень судебной дискреции (усмотрения) в отборе дел, подлежащих рассмотрению. Очень важна с этой точки зрения интерпретация норм Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде РФ, касающихся допустимости обращения.
Жалоба гражданина
в Конституционный Суд
В качестве надлежащего
субъекта обращения в Конституционный
Суд, выступающего с инициативой
по возбуждению конституционного судопроизводства,
в отличие от гражданского, арбитражного
или административного судопроизводства,
могут быть не любые органы государственной
власти, а только те, которые названы в
Конституции РФ. Началом конституционного
судопроизводства является решение о
принятии обращения к рассмотрению. Возбуждение
конституционного судопроизводства является
исключительной компетенцией пленарного
заседания Конституционного Суда, в котором
участвуют все 19 судей (ст. 42 ФКЗ "О Конституционном
Суде Российской Федерации").
2 вопрос
ПОЛНОМОЧИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РФ
Полномочия
Конституционного суда
Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации: 1.По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ, 2.Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти 3.По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле 4.По запросам Президента РФ, Государственной думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ 5.По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ 6.Выступает с законодательной инициативой по предметам своего ведения 7.Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ). |
Перечень полномочий Конституционного Суда, столь подробно прописанный в Конституции РФ, тем не менее, не является исчерпывающим.
Статья 12 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" предусматривает дополнительное полномочие Конституционного Суда России - проверять по запросу Президента Российской Федерации до назначения референдума соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ. В п. 7 ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрено, что Конституционный Суд "осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; он может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля".
В ч. 4 ст. 125 Конституции
РФ установлено, что Конституционный
Суд Российской Федерации по жалобам
на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам
судов проверяет
Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обращаться с запросами в порядке, установленном в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, конкретизированы в Федеральном конституционном законе об арбитражных судах в Российской Федерации [7].
Части 2 - 5, 7 ст. 125 Конституции РФ определяют основные полномочия Конституционного Суда по разрешению дел. Данные группы полномочий реализуются в пяти основных судебных процедурах:
1) процедура
разрешения дел о соответствии
федеральной Конституции
2) процедура
проверки конституционности
3) процедура
разрешения споров о
4) процедура
официального толкования
5) процедура
дачи заключения о соблюдении
установленного порядка
По жалобам
на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам
судов Конституционный Суд
В процедуре
разрешения споров о компетенции
ходатайствующий орган
Во всех вышеназванных судебных процедурах при оценке конституционности актов, правовых действий, при выработке своих решений Конституционный Суд толкует Конституцию. Такое толкование не является абстрактным и универсальным, оно привязано к ситуации, когда при проверке конституционности акта для обоснования решения интерпретируется норма Конституции. Подобное толкование считается казуальным (от латинского слова casus - дело, случай) [8].
Однако существует и особая судебная процедура, в рамках которой Конституционный Суд осуществляет официальное и общеобязательное разъяснение норм Конституции. Такое толкование называется абстрактным.
В рамках судебной процедуры дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации Конституционный Суд, в отличие от иных процедур, исследует фактические обстоятельства.
Благодаря же судебной процедуре, предусмотренной ч. 4 ст. 125 Конституции, Конституционный Суд может рассматривать вопросы о соответствии Конституции России любых законов субъектов Российской Федерации, в том числе и принятых в сфере их исключительного ведения.
Процедура рассмотрения споров о компетенции в определенной мере дополняет процедуру абстрактного нормоконтроля, поскольку позволяет вовлечь в орбиту судебного конституционного контроля не только нормативные акты, но и ненормативные акты, а также действия правового характера [9].
Применяя ФКЗ
"О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд сформулировал
правила субсидиарного использования
судебных процедур. Так, в Определении
от 7 декабря 1995 г. N 80-О установлено, что
в случае, если поступивший в Конституционный
Суд запрос о толковании тех или иных положений
Конституции Российской Федерации по
существу и фактически влечет проверку
конституционности какого-либо принятого
закона, в то время как конституционность
этого закона по его форме и содержанию
не оспаривается, такой запрос не считается
допустимым.