МОСКОВСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. С.Ю. Витте
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
(МИЭМП)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: «Конституционное
право
зарубежных стран»
ТЕМА: «Монархия в зарубежных
странах и
её разновидности»
Москва, 2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Виды монархий……………………………………………………………………….5
Абсолютная монархия……………………………………………………………….6
Ограниченная монархия и её
виды……………………………………………….....8
Конституционная монархия……………...………………………………………….8
Парламентарная монархия………………………………………………................10
Дуалистическая монархия.........................................................................................11
Достоинства и недостатки монархической
формы правления…………………..12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы и сайтов
сети Интернет……………………………………...15
Введение
Мона́рхия (лат. monarchia «единовластие»)
— форма правления, при которой верховная
государственная власть принадлежит одному
лицу — монарху (королю, царю, императору,
герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану
и т.д. и т.п.) и, как правило, передаётся
по наследству. Не случайно король Франции
Людовик XIV (1643 - 1715гг.) позволил себе ставшее
затем крылатым афоризмом следующее выражение:
"Государство - это я".
Как государственный институт монархия
возникла в условиях рабовладельческого
общества. При феодализме она уже стала
основной формой государственного правления
в разных обществах и в разные времена.
Самой древней в мире монархической династией
считается японская.
Согласно официально канонизированной
в стране легенде свою родословную она
ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем
считается прямой потомок богини император
Дзимму, взошедший на престол 11 февраля
660г. до нашей эры. Он следующим образом
определил божественное предназначение
Страны восходящего солнца: "собрать
восемь углов мира под одной крышей".
Сейчас 11 февраля в Японии считается государственным
праздником и отмечается как день основания
государства. За все время существования
японской монархической династии на посту
императора сменилось 125 человек.
Число монархий в современном мире, несомненно,
значительно сократилось по сравнению
с тем, что имело место еще два-три столетия
назад, не говоря уже о древности и средневековье.
За последние полвека с небольшим монархии
перестали существовать в Италии, Болгарии,
Румынии, Греции, Югославии, Афганистане,
Ливии, Эфиопии и некоторых других странах,
не считая тех, кто вышел из состава Британского
Содружества. Но и сегодня эта форма государственного
правления не является редким исключением.
Около четырех десятков стран мира являются
монархиями (для сравнения: примерно в
четырех пятых всех стран мира распространена
республиканская форма правления). Монархиями
ныне являются Великобритания и Япония,
Испания и Дания, Австралия и Канада, Швеция
и Норвегия, Бельгия и Нидерланды, Саудовская
Аравия и Иордания, Марокко и Объединенные
Арабские Эмираты, Оман и Катар, Кувейт
и Бахрейн, Малайзия и Таиланд, Люксембург
и Непал, Свазиленд и Бутан, Тонга и Лесото,
а также ряд других стран. В отдельных
странах, особенно постсоциалистических
(Албания, Болгария, Румыния и др.), за последнее
время серьезно оживились силы, выступающие
за возврат к монархической форме правления,
но они не смогли привлечь на свою сторону
большинство населения.
Основными признаками классической монархической
формы управления являются:
- существование единоличного главы государства,
пользующегося своей властью пожизненно
(царь, король, император, шах, эмир, раджи,
султан, фараон);
- наследственный порядок преемственности
верховной власти;
- юридическая безответственность монарха
(невозможность применения к нему процесса
импичмента). Впрочем, история подавляющего
большинства государств знает многочисленные
примеры "удачных" заговоров против
них и революционных ситуаций. Достаточно
вспомнить судьбу некоторых российских
царей (Павел I, Александр II, Николай II).
Отсюда вытекает, что общими
сущностными признаками данной формы
правления являются:
а) единоличная верховная государственная
власть;
б) получение этой власти и передача
ее по принципу крови, по наследству. Встречавшиеся
в истории и современности отдельные редкие
отклонения от этих норм не могут поставить
под сомнение принципиальную общезначимость
указанных юридических признаков монархии.
Точно так же тот факт, что во многих монархиях
главе государства реальная верховная
государственная власть не принадлежит,
поскольку страной фактически управляют
другие государственные органы, не может
отменить то, что формально юридически,
номинально именно монарх олицетворяет
верховную власть. Бывает и наоборот, когда
реальная власть монарха (например, в Марокко,
Иордании и др.) значительно выше, нежели
это вытекает из конституционных норм.
Виды монархий
Форма правления представляет собой
отражение способов организации государственной
власти конкретного государства. Основными
формами правления, которые существовали
в разные исторические эпохи, являются
монархия и республика. Они приобрели
абстрактное значение, но в каждую эпоху,
применительно к каждому государству
всегда одевались в конкретные одежды.
Власть монарха, как правило, является
пожизненной и передается в порядке престолонаследия.
Престолонаследие — переход
власти монарха от одного представителя
царствующего дома (династии) к другому
в установленном законом порядке. В настоящее
время существуют три основные системы
престолонаследия. Салическая система
сводится к тому, что наследование осуществляется
только по мужской линии. Женщины из круга
престолонаследников исключаются полностью
(Швеция). Кастильская система не исключает
женщин из очереди престолонаследия, но
отдает предпочтение мужчинам: младший
брат исключает старшую сестру (Великобритания).
Австрийская система не исключает женщин,
но дает мужчинам и мужским линиям преимущество
во всех линиях и во всех степенях родства.
Женщины наследуют престол лишь при полном
пресечении всего мужского потомства.
В некоторых арабских странах
существует так называемая "клановая"
форма престолонаследия, когда наследника
избирает правящая семья.
Другой важной формой правления
является регентство временное коллегиальное
или единоличное осуществление полномочий
главы государства в монархиях в случае
временного отсутствия монарха, его продолжительной
болезни, малолетства.
В зависимости от принципа наследования
власти монархия может быть династической,
родовой и выборной.
В династической монархии
действует строгий принцип, в соответствии
с которым престол передается от отца
к сыну или от брата к брату, так было на
Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия,
где действовал принцип принадлежности
к царскому роду. Царь должен был происходить
из царского рода, но это вовсе не означало,
что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии выборная, сочетающая
элементы монархии и республики. Выборная
монархия была и в Византии. Она не является
редкостью. В Экваториальной Африке до
сих пор совет старейшин избирает племенных
королей сроком на год, а через год этот
совет вновь подтверждает или не подтверждает
полномочия избранного короля. В настоящее
время выборная монархия существует в
Малайзии, где главой государства является
монарх, избираемый на пять лет особым
совещанием из представителей монархических
штатов, входящих в федерацию.
Самыми распространёнными видами
монархий являются абсолютная и ограниченная.
Абсолютная
монархия
Абсолютная монархия — это
такая форма государственного правления,
когда вся полнота государственной власти
сосредоточивается в руках самого монарха,
который пользуется ею без всяких ограничений
и, безусловно, не деля эту власть ни с
кем. Абсолютная монархия несовместима
с принципом разделения властей, поскольку
в ней единственным источником власти,
носителем государственного суверенитета
выступает монарх, олицетворяющий собой
неразделимое единство высшей законодательной,
исполнительной и судебной властей. Ни
о какой системе сдержек и противовесов
или балансе ветвей власти здесь говорить
не приходится, ибо эта форма правления
в самой своей основе отрицает существенные
принципы демократии и действительного
конституционализма. Власть монарха самодержавна:
он сам издает законы, сам или через посредство
назначаемых им чиновников управляет
страной, сам вершит высший суд; все его
подданные изначально бесправны и являются
его слугами, включая министров, и только
он наделяет их тем или иным объемом прав.
Обладание высшей духовной властью еще
более усиливает власть такого монарха.
Исторически такая государственная
форма была характерна для доиндустриальных
обществ. В современном мире абсолютные
монархии встречаются крайне редко и представляют
собой политико-правовой анахронизм, сохраняющийся
благодаря определенным историческим,
национальным, конфессиональным и иным
особенностям развития соответствующих
стран и вряд ли имеющий большое будущее.
Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и
медленно, модернизируются, а отдельные
из них, как Непал в 1990г., превращаются
из абсолютных монархий в конституционные
монархии. К числу современных абсолютных
монархий можно отнести, прежде всего,
ряд арабских стран Персидского залива
— Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ,
Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней
в другой части Азии. В сравнительно чистом
виде, абсолютная монархия сохранилась
только в Омане, где нет конституции и
парламента или иного представительного
органа, вся общественная и государственная
жизнь опирается на Коран, а король является
одновременно и высшим духовным лицом.
В других таких странах хотя и имеются
конституции, а в ряде из них даже проводились
парламентские выборы, тем не менее абсолютистский
характер государственной власти от этого
не изменился, поскольку в них речь идет
об октроированных (дарованных) монархами
конституциях, над которыми к тому же стоит
Коран, а парламенты в них крайне ограничены
в своих функциях, носят характер совещательных
органов. В Саудовской Аравии в 1992г. король
также издал конституционный акт, согласно
которому парламент был заменен совещательным
советом, все 60 советников которого назначаются
самим королем. Большую роль в абсолютных
монархиях может играть такой неформальный
орган, как семейный совет, поскольку нередко
члены семьи и родственники монарха занимают
важные руководящие посты в центре и на
местах.
Особую разновидность абсолютной монархии
представляет абсолютная теократическая
монархия — особая форма организации
государственной власти, при которой последняя
принадлежит церковной иерархии. Примером
такой монархии является Ватикан, где
законодательная, исполнительная и судебная
власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому
коллегией кардиналов.
Ограниченная
монархия и её виды
Способы, формы ограничения власти монарха
в различные эпохи неодинаковы. Наиболее
типичными из них являются: сословно-представительная
(в эпоху феодализма) и конституционная
в двух разновидностях - дуалистической
и парламентарной (в эпоху капитализма).
Ограничение власти монарха связано
с развитием товарно-денежных отношений,
которые подорвали корни замкнутого, натурального
хозяйства. Возникла политическая централизация,
организовалось сословно-представительная
монархия — форма, при которой власть
главы государства ограничена сословно-представительными
органами (парламент в Англии, Генеральные
штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.),
хотя сословное собрание, как арена легальной
борьбы сословий не была предоставлена
огромному большинству населения (крестьянам).
Конституционная
монархия
Монархия, при которой власть
монарха ограничена конституцией. При
конституционной монархии реальная законодательная
власть принадлежит парламенту, исполнительная
— правительству.
Конституционные монархии делятся
на два вида: представительные
или дуалистические монархии,
и монархии парламентарные.
И в тех, и в других монарх делит власть
с парламентом, но в то время, как в первых
за ним остается вся исполнительная власть,
во вторых она осуществляется правительством,
ответственным перед парламентом.
Обычным юридическим способом
ограничения власти монарха является
постановление, что никакое его повеление
не имеет силы, пока оно не контрасигновано
соответствующим министром. При этом,
в монархии первого типа министры ответственны
только перед самим монархом, и им же назначаются
или смещаются; обязанность монарха подчиняться
парламенту в законодательной сфере гарантируется
в таких государствах (хотя весьма недостаточно,
как это доказывает пример Пруссии в эпоху
конфликта 1862—1866гг.) правом парламента
вотировать бюджет.
В монархиях второго типа министры
ответственны перед парламентом и, несмотря
на то, что их назначение выполняется монархом,
снятие министров с должности может инициироваться
парламентскими вотумами недоверия. В
государствах последнего типа у монарха
осталось очень мало реальной власти.
Никакое его желание, даже такое частное,
как относительно помилования преступника,
фактически не может быть исполнено, если
оно вызывает недовольство парламента.
Иногда парламенты даже ограничивают
свободу монархов в их частных делах. Юридически
за монархом остается громадная власть:
и окончательное утверждение законов,
и их исполнение, и назначение и смещение
всех чиновников, и объявление войны, и
заключение мира — все это лежит на нем,
однако он может выполнять всё это лишь
в согласии с волей народа, выражаемой
парламентом. Монарх «царствует, но не
управляет»; однако и он представляет
свое государство, является его символом.