Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:15, доклад
Признаки правовой нормы:
• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.
• Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
1. Норма права - правило должного, т.е. образец
(модель) типового общественного отношения,
которое устанавливается государством.
Определяет внутреннюю (способность воли
субъекта сознательно избирать тот или
иной вариант поведения) и внешнюю меру
(возможность действовать вовне, преследовать
и осуществлять определенные цели во внешнем
мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.
Признаки правовой нормы:
• Устанавливается и санкционируется
государством. Т.е. закрепляется в официальных
государственных актах.
• Имеет представительно-обязывающий
характер, т.е. с одной стороны предоставляет
свободу действий, направленную на удовлетворение
права субъекта. С другой обязывает совершать
или не совершать определенные действия.
Таким образом, норма права одновременно
сочетает и предоставление и ограничение
внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
• Обеспечивается мерами государственного
принуждения.
• Выступает государственным регулятором
типовых общественных отношений (социальная
роль правовых норм).
Структура правовой нормы:
• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий
условия применения нормы, тоесть условия
применения правила изложенного в норме.
• Диспозиция - элемент нормы, содержащий
собственно само правило поведения, при
условии наступления событий, изложенных
в гипотезе.
• Санкция - элемент нормы, устанавливающий
ответственность или меры государственного
принуждения, применяемые к нарушителю
правила, предусмотренного в диспозиции.
Виды норм права:
1. По отраслям: нормы государственного,
административного, трудового, уголовного,
гражданского и т.д. по отраслям.
2. По функциям, которые выполняют: регулятивные,
охранительные согласно соответствующих
отраслей.
3. По характеру содержащихся норм поведения:
• Обязывающие - устанавливают обязанности
совершения определенные положительные
действия.
• Запрещающие - запрещают совершать определенные
действия.
• Управомачивающие - предоставляют участникам
отношений право совершать положительные
действия для удовлетворения своих интересов.
4. По степени определенности изложения
элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых
актов:
• Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной
точностью устанавливающие условия применения,
права и обязанности участников отношений
и меры юридической ответственности за
нарушение.
• Относительно определенные - не содержат
достаточно полных сведений об условиях
действия, правах и обязанностях участников
отношений, мер юридической ответственности
за нарушение, предоставляя право правоприменительным
органам решать дело в соответствии с
конкретными обстоятельствами.
• Альтернативные - предусматривают несколько
вариантов условий действия, поведения
участников, мер и санкций за их поведение.
5. По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся
на данной территории) и специальные (определенный
круг лиц).
6. Специализированные:
• Закрепительные - в обобщенном виде
выражают определенные элементы регулируемых
отношений (нормы, устанавливающие общие
условия исполнения обязательства).
• Дефинитивные - содержат научно сформулированные
определения юридических понятий и категорий
(преступление, договор).
• Нормы-принципы - формулируют общие
или отраслевые правовые принципы или
задачи данной группы юридических норм.
7. По времени, по юридической силе.
Способы изложения:
• Прямой способ изложения - излагаются
все три структурные части нормы права.
• Отсылочный - излагаются не все элементы,
но есть ссылка на родственные нормы права,
содержащие недостающие элементы.
• Бланкетный - установление лишь ответственность
за нарушение определенных правил, не
изложенных в самой норме и нет отсылки.
3 Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя:
а) момент вступления акта в законную силу;
б) момент прекращения его действия;
в) условия применения установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»),
В России нормативно-правовые акты вступают в силу:
- в результате указания
в нормативно-правовом акте
- в результате указания
на иные обстоятельства, с которыми
связывается вступление в
- в результате приложения
общих установленных
В РФ законы и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории страны по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России по истечении 7 дней после их официального обнародования.
Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Время вступления в силу
нормативно-правовых актов субъектов
РФ и муниципальных органов
Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени
происходит в результате:
- истечения срока, на
который был принят
- объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена);
- принятия компетентным
органом нового юридического
документа равной или большей
юридической силы, регулирующий
тот же круг общественных
- устаревания юридических
документов в связи с
- признание акта не конституционным и вследствие этого юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразумевается и учитывается правоприменителями).
Обратная сила закона - это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию.
Правило «закон обратной силы
не имеет» относится к числу юридических
принципов, сложившихся в ходе исторического
развития права, признанных всеми развитыми
правовыми системами и
Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».
Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).
Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов определяются, главным образом, территорией, ограниченной государственной границей (фактическая территория).
Однако режимы фактической территории не единственны, нормативно-правовой акт действует и на иных территориях, юридически подчиняющихся праву данного государства (юрисдикционная территория).
К юрисдикционной территории относятся территории дипломатических и консульских представительств за рубежом, территории военных, морских и воздушных судов в открытом море. Кроме того, юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, а также иностранные военные и воздушные суда, находящиеся на территории данного государства.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве распространяется либо на всю территорию государства, либо на определенную часть территории государства.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц в зависимости от понятийно-правовой связи с государством распространяется на: граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, граждан ближнего зарубежья, почетных граждан, лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями.