Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:15, доклад

Краткое описание

Признаки правовой нормы:
• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.
• Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар3.docx

— 20.05 Кб (Скачать файл)

1. Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.  
 
Признаки правовой нормы:  
•    Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.  
•    Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.  
•    Обеспечивается мерами государственного принуждения.  
•    Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).  
 
Структура правовой нормы:  
•    Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.  
•    Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.  
•    Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.  
 
Виды норм права:  
1.    По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.  
2.    По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.  
3.    По характеру содержащихся норм поведения:  
•    Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.  
•    Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.  
•    Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.  
4.    По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:  
•    Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.  
•    Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.  
•    Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.  
5.    По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).  
6.    Специализированные:  
•     Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).  
•    Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).  
•    Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.  
7.    По времени, по юридической силе.  
Способы изложения:  
•    Прямой способ изложения - излагаются все три структурные части нормы права.  
•    Отсылочный - излагаются не все элементы, но есть ссылка на родственные нормы права, содержащие недостающие элементы.  
•    Бланкетный - установление лишь ответственность за нарушение определенных правил, не изложенных в самой норме и нет отсылки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя:

а) момент вступления акта в  законную силу;

б) момент прекращения его  действия;

в) условия применения установленных  нормативным актом юридических  норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная  сила закона»),

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

- в результате указания  в нормативно-правовом акте даты, с которой юридический документ  вступает в силу;

- в результате указания  на иные обстоятельства, с которыми  связывается вступление в законную  силу документа («с момента  подписания», «с момента опубликования»);

- в результате приложения  общих установленных государством  правил и сроков.

В  РФ  законы  и  другие  нормативно-правовые  акты   высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории страны по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в  силу на всей территории России по истечении 7 дней после их официального обнародования.

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после  их официального опубликования и  подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции.

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов  РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени

происходит в результате:

- истечения срока, на  который был принят юридический  документ (безусловная отмена);

- объявления об утрате  им юридической силы (безусловная  отмена);

- принятия компетентным  органом нового юридического  документа равной или большей  юридической силы, регулирующий  тот же круг общественных отношений  (условная отмена);

- устаревания юридических  документов в связи с исчезновением  обстоятельств, на регулирование  которых был направлен нормативно-правовой  акт (условная отмена);

- признание акта не  конституционным и вследствие  этого юридически ничтожным по  решению Конституционного суда (безусловно подразумевается и учитывается правоприменителями).

Обратная сила закона - это  сумма принципов, определяющих возможность  применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в  период, предшествовавший его принятию.

Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу юридических  принципов, сложившихся в ходе исторического  развития права, признанных всеми развитыми  правовыми системами и воспроизведенных в большинстве своем международными декларациями и пактами о правах человека. Так, всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание  более тяжелое, нежели то, которое  могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».

Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или  отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность  за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением».

Общепринятым исключением  из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую  ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после  совершения правонарушения ответственность  за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

Пространственные пределы  действия нормативно-правовых актов  определяются, главным образом, территорией, ограниченной государственной границей (фактическая территория).

Однако режимы фактической  территории не единственны, нормативно-правовой акт действует и на иных территориях, юридически подчиняющихся праву  данного государства (юрисдикционная территория).

К юрисдикционной территории относятся территории дипломатических и консульских представительств за рубежом, территории военных, морских и воздушных судов в открытом море. Кроме того, юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, а также иностранные военные и воздушные суда, находящиеся на территории данного государства.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве распространяется либо на всю территорию государства, либо на определенную часть территории государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц в зависимости от понятийно-правовой связи с государством распространяется на: граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, граждан ближнего зарубежья, почетных граждан, лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями.


Информация о работе Норма права