Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:38, курсовая работа
Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, представляющие собой объект повышенного интереса. Они играют столь существенную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом, что изучение закономерностей их происхождения и развития становится объективной потребностью
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы………………………………………………………………...4
Глава 2. Социально-экономические предпосылки возникновения государства………………………………………………………………………...8
Глава 3. Отличие государства от других институтов власти действующих в социально неоднородном обществе………………………….14
Глава 4. Возникновение права. Его отличие от социальных норм первобытного общества…………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………
Приволжский филиал
государственного
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Происхождение государства и права
Дисциплина теория государства и права
Заочная форма обучения
Специальность
«Юриспруденция»
Кафедра общетеоретических правовых дисциплин
Студент 1 курса 103 группы
Абдуллина Юлия Алиевна
Работа защищена
Оценка___________________
Подпись научного руководителя
____________________________
«______»______________201__г.
Н.Новгород 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Первобытное общество: экономические
отношения, власть, социальные нормы……………………………………………………………….
Глава 2. Социально-экономические предпосылки
возникновения государства…………………………………………………
Глава 3. Отличие государства от других институтов власти действующих в социально неоднородном обществе………………………….14
Глава 4. Возникновение права. Его отличие от
социальных норм первобытного общества…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….23
Введение
Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, представляющие собой объект повышенного интереса. Они играют столь существенную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом, что изучение закономерностей их происхождения и развития становится объективной потребностью.1
Загадка возникновения государства и права относится к числу извечных проблем теории государства и права, так как ее разрешение наталкивается на множество идеологических и конкретно-практических трудностей. Во-первых, момент зарождения государственности отделен от наших дней толщей веков. Во-вторых, любая теоретическая конструкция происхождения государства и права подвержена субъективно-историческим искажениям, возникающим под воздействием господствующих в конкретном обществе идей и мировоззренческих установок. В-третьих, ни одна официальная доктрина, раскрывающая природу становления государственности у отдельно взятого народа, не может быть лишена политико-правового заказа правящего в стране социального слоя.
Поэтому совершенно очевидно, что учение о генезисе государства и права не только всегда будет пересматриваться мыслителями различных исторических эпох и держав, но и никогда не приобретет неоспоримого аксиоматического значения, что данным фактором и обуславливает актуальность моей курсовой работы «происхождение государства и права».
В рамках данной темы я ставила перед собой следующие цели:
1. Исследовать основные причины и предпосылки возникновения государства и права.
2. Определить отличия государства от других институтов власти
3. Выявить отличия права от социальных норм первобытного общества.
Глава 1. Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы.
Как известно, государство существовало не всегда. Человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования - около 5 тыс. лет назад, из чего следует, что сначала появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких общественных институтов, как государство и право.
Первобытное общество первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения права и государства.2 Поэтому этот этап является наиболее важным для понимания процесса возникновения государства и права.
Основной общественной ячейкой первобытного человека являлась родовая община, которая возникла в результате сложившихся устойчивых форм общего труда и тесных связей первобытных людей.
Род - это группа лиц, которые находятся в действительном или предполагаемым родстве друг с другом.3 Это был личный, а не территориальный союз. Род был первичной хозяйственно-производственной единицей. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хозяйство.
Хозяйственный уклад первобытного общества характеризуется присваивающим типом экономики. Продукты питания не производятся, а добываются охотой, рыбной ловлей, собирательством. Присутствует разделение труда по возрастному и половому признаку. Главная задача - взять у природы то, что она может дать. Отсюда полная зависимость первобытного сообщества от окружающей природной среды.
Присваивающая экономика позволяла удовлетворить только минимальные насущные потребности общества при максимальном напряжении коллективных усилий всех его членов, даже работая совместно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, социально и экономически все были равны.
Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.
Власть здесь имеет своим источником общую волю всего сообщества, непосредственно формирующего органы самоуправления.4
В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием.
Принятые на собрании решения носили общеобязательный характер. При этом общие собрания созывались редко, как правило, для решения наиболее важных и чрезвычайных проблем.
Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые наряду с другими членами рода участвовал в материальном производстве, а так же управляли повседневной жизнью родовой общины.
Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов.
Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления, они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн, вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.
Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, ни государственно-политических форм. Подчинение здесь носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода, т.е. власть покоилась на традициях.
Огромную роль в родовой общине играли обычаи, которые выступали в качестве норм, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.5 Они существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей.
Поддерживаемые авторитетом старших, обычаи регулировали производство, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем, отношения с другими родами и племенами, закреплялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт.
Важное значение имели табу - религиозные запреты, налагаемые на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которых будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.6 С помощью табу защищались все отношения в роде. Табу в своей основе были рациональны, т. е. с их помощью достигались какие-то вполне реальные, разумные цели, но, постепенно отрываясь от реальности, табу обрели мистический характер.
На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними. В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах. Поэтому нормы первобытного общества получили название «мононорм», т.е. единые, нерасчлененные специфические нормы.
Соблюдение социальных
норм было обязательно для всех членов
рода. К нарушителям применялись,
прежде всего, меры убеждения (разъяснения,
внушения, порицание). Принуждение носило исключительный
характер.
Глава 2. Социально-экономические
предпосылки возникновения
Начиная характеристику предпосылок возникновения государства, следует оговориться, что всю их совокупность принято делить на несколько групп (каждая из которых будет рассмотрена в дальнейшем). Важнейшую из них представляют экономические предпосылки.
Появление государств явилось закономерным следствием произошедшей в обществе «неолитической революции». Социально-экономическая сущность данного явления заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных естественных форм.7
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.
Прежде всего, следует отметить появление ранних земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах. Переход от первобытно-общинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной (сельской) общины - т. е. более поздней формы родовой общины, сочетавшей в себе индивидуальное и общинное землевладение. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но уже не родовая община, а семья являлась собственником своего имущества (скота, построек) и продукта труда (урожая). Соседская община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации совместных дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.
Процесс разрастания соседской общины сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.
Со временем усложняется внутренняя
организация семейно-родовых
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных, родовых общинах и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.