Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:03, реферат
1. История развития прокуратуры России
2. Понятие, сущность, предмет прокурорского надзора.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.
История развития прокуратуры
России.
1772 — 1864 гг. — дореформенная (петровская)
прокуратура.
1864 — 1917 гг. — пореформенная прокуратура.
1922 — 1991 гг. — советская прокуратура.
С 1991 г. — новая российская прокуратура.
Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.
Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной
функции — обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции — обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед
судом»).
Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за
законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью
содержания заключенных под стражей.
Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства — императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти — министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу — Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.
В российских
условиях прокуратура, не входя ни в
одну из систем власти, выполняет функцию
одного из элементов системы сдержек и
противовесов и путем применения мер к
устранению нарушений закона обеспечивает
деятельность каждой ветви власти в рамках
своего конституционного поля.
2. Понятие, сущность, предмет прокурорского надзора.
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
Прокурорский надзор понимается как:
1) специфический
вид государственной
2) самостоятельная отрасль права;
3) учебная дисциплина.
Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной,
судебной) власти. Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Цель
прокурорского надзора –
Целями прокуратуры являются:
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение
единства и укрепления
3)обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Основным
средством достижения целей, определенных
Законом «О прокуратуре», является прокурорский
надзор, так как именно в прокурорском
надзоре состоит основная функция прокуратуры.
3. Цели и задачи прокурорского надзора.
Цель
прокурорского надзора –
Целями прокуратуры являются:
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение
единства и укрепления
3)обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение
защиты охраняемых законом
На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.
Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).
Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей за$
конов).
Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.
Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового
средства,
от конкретных условий, в которых осуществляется
надзорная деятельность прокурора (получение
полной информации о конкретном нарушении
закона, своевременность истребования
правовых актов для проверки их соответствия
закону, обеспечение своевременности
опротестования незаконных приговоров
и решений суда и т. п.). Они не являются
постоянными, могут возникать и отсутствовать
при разных условиях.
4. Основные направления (отрасли) и функции деятельности прокуратуры.
Функции и направления деятельности прокура-
туры РФ – это правовые категории, которые раскры$
вают и объясняют содержание, структуру и пределы
деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением
законов – главная
функция прокуратуры.
Прокуратуры осуществляют надзор за исполне$
нием Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также
за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими
согласно своей компетенции, не противоречащих
Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных
функций является то, что органы прокуратуры осу$
ществляют надзор за исполнением действующих на
ее территории законов; уголовное преследование за
совершение преступлений.
Прокурор вправе принять к своему производству,
поручить подчиненному ему прокурору или следова$
телю расследование любого преступления. Основа$
нием для этого могут быть состояние законности при
расследовании преступлений, уровень квалифика$
ции соответствующих работников правоохранитель$
ных органов и иные обстоятельства; предваритель$
ное расследование преступлений. Прокуроры не
ограничены специальной подследственностью.
Приняв к своему производству расследование уго$
ловного дела, прокурор обладает всеми полномочия$
ми следователя и сохраняет свои прокурорские пол$
номочия по организации расследования; участии в
правотворческой
деятельности.
Генеральный прокурор РФ участвует в право-
творческой деятельности. Он вправе обратиться
с предложениями об изменении, дополнении, отмене
или принятии законов
к любому органу или дол$
жностному лицу, правомочному вносить такие
акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указан$
ными предложениями к органам или должностным
лицам соответствующего
или нижестоящего уровня.
Координация деятельности правоохранитель-
ных органов по борьбе с преступностью преследу$
ет цель наиболее успешно осуществлять меры по вы$
явлению, раскрытию, расследованию преступлений,
принимать или рекомендовать компетентным орга$
нам меры по устранению обстоятельств, способство$
вавших их совершению.
Основные направления деятельности прокура-
туры обусловлены различными факторами политиче$
ского, социально$экономического
и иного характера.
Постоянные направления деятельности – это
сферы правовых отношений, состояние законности
в которых определяющим образом влияет на положе$
ние дел в целом. К их числу относится соблюдение
законов при издании правовых актов федеральными,
региональными органами власти, на которые распро$
страняется компетенция прокуратуры, органами ме$
стного самоуправления.
Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты
с учетом состояния правовой ситуации в районе, го$
роде, регионе, в стране
в целом.