Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

14 декабря 2012 года Президент РК Нурсултан Назарбаев обратился с Посланием к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Президент отметил, что главная цель республики состоит в создании к 2050 году общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Для обеспечения условий ускоренного экономического роста необходимо сильное государство, т.е. такое государство, которое занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия.docx

— 25.02 Кб (Скачать файл)

Стратегия «Казахстан-2050»: 

новый политический курс состоявшегося государства

 

14 декабря 2012 года Президент  РК Нурсултан Назарбаев обратился  с Посланием к народу Казахстана  «Стратегия «Казахстан-2050»: новый  политический курс состоявшегося  государства». 

 

Президент отметил, что главная  цель республики состоит в создании к 2050 году общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего  труда.

 

Для обеспечения условий  ускоренного экономического роста  необходимо сильное государство, т.е. такое государство, которое занимается не политикой выживания, а политикой  планирования, долгосрочного развития и экономического роста.

 

Страна развивается в  соответствии  с принципом: «Сначала – экономика, потом -  политика». Каждый этап политических реформ увязывается с уровнем развития экономики, последовательно осуществляется политическая либерализация. Ведь только так можно модернизировать страну и сделать ее конкурентоспособной.

 

В послании отмечается, что  Казахстан стал первой страной в  Содружестве Независимых Государств, которая сформировала современную  модель рыночной экономики, основанную на частной собственности,  свободной конкуренции и принципах открытости. Эта модель основывается на активной роли государства в привлечении иностранных инвестиций. В Казахстана сформированы базовые условия для предпринимательской деятельности и современная налоговая система.  В республику привлечено 160 миллиардов долларов иностранных инвестиций. 

За 15 лет, минувших с момента  принятия Стратегии-2030, республика вошла  в пятерку самых динамично  развивающихся стран мира.

В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан занимает 51 место  и находится всего в одном  шаге от достижения амбициозной цели - войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

В статье отмечается, что  в настоящее время человечество сталкивается с новыми глобальными  вызовами:

1 Ускорение исторического  времени.

2 Глобальный демографический  дисбаланс.

3 Угроза глобальной продовольственной  безопасности.

4 Острый дефицит воды.

5 Глобальная энергетическая  безопасность.

6 Исчерпаемость природных ресурсов.

7 Третья индустриальная   революция.

8 Нарастающая социальная  нестабильность.

9 Кризис ценностей нашей  цивилизации.

10 Угроза новой мировой  дестабилизации.

 

Чтобы дать достойный ответ  на эти вызовы, необходимо расширить  горизонт планирования, совершив при  этом очередной мировоззренческий  прорыв, а также выстроить новый  политический курс нации до 2050 года, внутри которого продолжится реализация задач Стратегии-2030. 

 

Президент отмечает, что 2050 год  – это не просто символичная дата, это реальный срок, на который сегодня  ориентируется мировое сообщество. Так, в ООН разработан Глобальный прогноз развития цивилизаций до 2050 года. Всемирная продовольственная  организация обнародовала Прогнозный доклад до 2050 года.

 

Главная цель Казахстана - к 2050 году войти в число 30-ти самых  развитых государств мира. 

 

Для достижения указанной  амбициозной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1 Дальнейшее развитие  и укрепление государственности.

2 Переход на новые принципы  экономической политики.

3 Всесторонняя поддержка  предпринимательства – ведущей  силы национальной экономики.

4 Формирование новой социальной  модели.

5 Создание современных  и эффективных систем образования  и здравоохранения. 

6 Повышение ответственности,  эффективности и функциональности  государственного аппарата.

7 Выстраивание адекватной  новым вызовам международной   и оборонной политики.

Экономическая политика нового курса представляет собой всеобъемлющий  экономический прагматизм, основанный на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

 

Это означает:

 

- во-первых, что принятие  всех без исключения экономических  и управленческих решений необходимо  осуществлять с точки зрения  экономической целесообразности  и долгосрочных интересов;

- во-вторых, что необходимо  определять новые рыночные ниши, в которых Казахстан может  участвовать как равноправный  бизнес-партнер, а также создавать  новые точки экономического роста;

-  в-третьих, что требуется создание благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала, обеспечения прибыльности и возврата от инвестиций;

- в-четвертых, что необходимо  создание эффективного частного  сектора экономики и развитие  государственно-частного партнерства,  осуществление государственного  стимулирования экспорта.

 

До 2050 года предстоит модернизировать  макроэкономическую политику государства, включая:

- бюджетную политику;

- налоговую политику;

- денежно-кредитную политику.

Принципиально новым должен стать наш подход к развитию инфраструктуры. Инфраструктура должна расширять возможности  экономического роста. Ее развитие необходимо осуществлять в двух направлениях: 

- интегрировать национальную  экономику в глобальную среду;

- двигаться в регионы  внутри страны.

 

Подлежит модернизации система  управления государственными активами:

1 «Локомотивом» перехода  к новой экономической политике  должен стать Национальный фонд, средства которого в первую  очередь следует направлять на  долгосрочные стратегические проекты. 

2 Государство в лице  нацкомпаний должно стимулировать развитие экономики будущего, учитывающей сектора, которые появятся в результате Третьей индустриальной революции. 

3   Государство должно стимулировать развитие транзитного потенциала в сфере информационных технологий. 

4 Необходимо стимулировать  частные компании вкладывать  свои средства в исследования  и инновации. 

5 Нужно покончить с  практикой избирательной поддержки  отдельных компаний или отраслей, перейти к селективной поддержке  тех отраслей, которые выполняют  социально важные, стратегические  функции и доказывают свою  эффективность.

 

Необходимо внедрить принципиально  новую систему управления природными ресурсами, использовать их как важное стратегическое преимущество Казахстана для обеспечения экономического роста, масштабных внешнеполитических и внешнеэкономических договоренностей: 

 

1 Необходимо максимальное  ускорение выхода сырья на  международные рынки, которые  в случае нового финансового  краха будут дестабилизированы.  Опережающая стратегия позволит  до начала дестабилизации рынков   очень быстро накапливать средства, которые потом помогут стране пережить период возможный глобальный кризис. 

 

2 Технологическая революция  меняет структуру потребления  сырья. К примеру, внедрение  технологии композитов и новых  видов бетона  обесценивает запасы железной руды и угля. Это еще один фактор, чтобы наращивать темпы добычи и поставки на мировые рынки природных ресурсов с тем, чтобы использовать нынешний высокий мировой спрос в интересах страны.

 

3 Оставаясь крупным игроком на рынке углеводородного сырья, Казахстан должен развивать производство альтернативных видов энергии, активно внедрять технологии, использующие энергию солнца и ветра. К 2050 году в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.

 

Президент указал, что стране необходим план следующей фазы индустриализации, в результате которой:

- к 2050 году Казахстан  должен полностью обновить свои  производственные активы в соответствии  с самыми новейшими технологическими  стандартами;

- произойдет развитие  новых производств с упором  на расширение несырьевого сектора, ориентированного на экспорт;

- Госпрограмма по форсированному  индустриально-инновационному развитию  будет сфокусирована на импорте  промышленных мощностей и обмен  технологиями;

- к 2030 году Казахстан  расширит свою нишу на мировом  рынке космических услуг; 

- будет продолжено развитие  двух ведущих инновационных кластеров  – Назарбаев Университета и  Парка инновационных технологий с целью  осуществления ускоренного перехода к низкоуглеродной экономике.

 

В Послании отмечается, что  республике необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в  условиях растущего глобального  спроса на сельхозпродукцию.

 

Для того чтобы стать лидером  мирового продовольственного рынка  и нарастить сельскохозяйственное производство, Казахстану следует:

1 Увеличить посевные площади. 

2 Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий.

3 Создать кормовую базу животноводства мирового уровня.

5 Сформировать национальные конкурентоспособные бренды продукции АПК с акцентом на экологичность. 

 

В результате агропромышленным комплекс Казахстана сможет  стать глобальным игроком в области экологически чистого производства сельхозпродукции.

 

Кроме того, необходимо выработать новую политику в отношении водных ресурсов нашей страны. Для этого  следует:

1 Тщательно изучить передовой  опыт решения проблем водообеспечения в других странах, например, в Австралии, и использовать его в казахстанских условиях.

2 Внедрять самые передовые технологии добычи и рачительного использования подземных вод, запасы которых у нас значительны.

3 В АПК комплексно перейти на влагосберегающие технологии.

 

Государство должно осуществлять всестороннюю поддержку предпринимательства, которое является ведущей силой  национальной экономики.

 

В связи с этим:

- необходимо создать условия,  чтобы человек смог попробовать  себя в бизнесе, стать полноценным  участником проводимых в стране  экономических преобразований, а  не ждать, что государство решит  за него все проблемы;

- для построения надежного  диалога на принципах государственно-частного  партнерства необходимо продолжить  консолидацию бизнеса;

- необходима вторая волна  широкомасштабной приватизации.

 

Президент озвучил новые  принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.

 

Главная цель социальной политики – социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это является лучшей гарантией стабильности в обществе.

 

Социальная политика должна строиться на следующих принципах:

1 Государство должно гарантировать  гражданам минимальный социальный  стандарт, в связи с чем:

- главная задача – не  допустить роста бедности;

- бедность не должна  стать социальной перспективой  ни для одного казахстанца.

2 Государство должно оказывать  социальную поддержку только  тем группам, которые в этом  нуждаются.

3 Сосредоточение на решении  проблем социальных дисбалансов  в развитии регионов.

4 Модернизация политики  обеспечения занятости и оплаты  труда.

В послании даны конкретные поручения по различным направлениям развития социальной сферы:

1 Защита материнства и  детства.

2 Обеспечение здоровья  нации.

3 Формирование современной  системы образования, подготовки  и переподготовки кадров.

 

Президентом предложена новая  политика развития инновационных исследований. В частности, необходимо:

- сосредоточиться не на  затратных исследованиях и разработках;

- осуществлять трансферт  необходимых стране технологий  и обучение специалистов для  их использования;

- участвовать в масштабных  международных научно-исследовательских  проектах.

Цель Казахстана – стать  частью глобальной технологической  революции.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1 Уже в 2013 году принять меры по полноценной кооперации науки и бизнеса, в связи с чем дано поручение Правительству выявить межотраслевые сектора, в которых возможен трансферт технологий, и создать на них спрос со стороны крупных недропользователей и нацкомпаний.

2 Разработать «дорожные карты» по формированию перспективных национальных кластеров. 

3 Ускорить определение правовой базы для государственно-частного партнерства для того, чтобы обеспечить внедрение самых передовых на сегодняшний день инструментов и механизмов такого партнерства.

4 Провести ревизию законодательства, регулирующего вопросы авторских прав и патентов, до конца 2014 года проанализировать все ранее выданные патенты и зарегистрированные авторские права на предмет их возможной коммерциализации.

 

Цели и задачи амбициозные, но как показывает опыт двух десятилетий Независимости – вполне осуществимые.


Информация о работе Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства