Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 22:42, доклад
Краткое описание
Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны,государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.
Развитое гражданское общество
выступает исторической предпосылкой
становления правового государства. Без зрелого гражданского
общества невозможно построение демократической политической
системы. Только сознательные, свободные
и политически активные граждане способны
создавать наиболее рациональные формы
коллективной жизни. С другой стороны,государство призвано обеспечивать условия
для реализации прав и свобод личностей
и групп.
Гражданское общество — это совокупность негосударственных
частных объединений граждан, преследующих
индивидуальные и групповые интересы.
Понятие гражданское общество»
было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения
исторического развития общества, перехода его от дикого природного
состояния к цивилизованному.
Это понятие анализировали
многие великие умы общественной мысли:
от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных
авторов XXI в. Под гражданским обществом они
понимали общество на определенной стадии
его развития, включающее добровольно
сформировавшиеся негосударственные
структурыв экономической, социально-политической
и духовной сферах жизнедеятельности
общества.
Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных
отношений в обществе:
интересы личности стоят выше
интересов общества и государства; свобода
— наивысшая ценность; основа свободы
индивида, гарантия его политической самостоятельности
— частная собственность;
свобода означает невмешательство
кого бы то ни было в частную жизнь личности;
индивиды заключают между собой
общественный договор, т. е. создают гражданское
общество; оно образует защитные структуры
между индивидом и государством.
Таким образом, по Локку, гражданское
общество — люди, добровольно объединенные
в различные группы и самоуправляющиеся
институты, огражденные законом от прямого
вмешательства государства. Правовое
государство призвано отрегулировать
эти гражданские отношения. Если гражданское
общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление
к счастью и т. д.), то государство — права
гражданина (политические права, т. е. права
на участие в управлении обществом). В
том и другом случае речь идет о праве
личности на самореализацию.
Разнообразие интересов граждан,
их реализация через различные институты,
диапазон используемых при этом прав и
свобод составляют основные черты гражданского
общества.
Институты гражданского общества можно
разделить на три группы. Это организации,
в которых индивид:
получает средства к удовлетворению
жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д.
Эти средства индивид может получить в
производственных организациях, потребительских
и профессиональных союзах и т. 11.;
удовлетворяет потребности
в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
удовлетворяет потребности
в управлении жизнью общества. Здесь интересы
реализуются посредством участия в функционировании
политических партий и движений.
Способность отдельных граждан,
различных организаций граждан отстаивать
свои частные интересы, возможность их
удовлетворения по собственному усмотрению,
не нарушая при этом чужих частных и общественных
интересов, характеризует зрелость гражданского
общества.
Современное
гражданское общество
В современных условиях гражданское общество выступает
как многообразие не опосредованных государствомвзаимоотношений
свободных и равноправных
индивидов в условиях
рынка и демократической
правовой государственности.
В отличие от государственных
структур в гражданском
обществе преобладают
не вертикальные (иерархические),
а горизонтальные связи
— отношения конкуренции
и солидарности между
юридически свободными
и равноправными партнерами.
В экономической
сфере структурными элементами
гражданского общества являются негосударственные
предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации
и другие добровольные
хозяйственные объединения
граждан, создаваемые
ими по собственной
инициативе.
Социально-политическая
сфера гражданского общества включает:
семью как определяющую социальную
ячейку гражданского общества, в которой
пересекаются индивидуальные и общественные
интересы;
общественные, общественно-политические,
политические партии и движения, выражающие
многообразие интересов различных групп
гражданского общества;
органы общественного самоуправления
по месту жительства и работы;
механизм выявления, формирования
и выражения общественного мнения, а также
разрешения социальных конфликтов;
негосударственные средства
массовой информации.
В этой сфере складывается
практика институционального оформления
интересов, возникающих в обществе, и выражения
их в ненасильственной, цивилизованной
форме, в рамках конституции и законов
государства.
Духовная сфера гражданского общества предполагает
свободу мысли, слова, реальные возможности
публично высказывать свое мнение; самостоятельность
и независимость научных, творческих и
других объединений от государственных
структур.
В целом гражданское общество
отдает приоритет правам и свободам человека,
повышению качества его жизни. Это предполагает:
признание естественного
права человека на жизнь, свободную деятельность
и счастье;
признание равенства граждан
в единых рамках для всех законов;
утверждение правового государства,
подчиняющего свою деятельность закону;
создание равенства шансов
для всех субъектов экономической и социально-политической
деятельности.
Гражданское общество тесно
соприкасается и взаимодействует с правовым
государством, основные функции которого
сводятся к следующему:
выработка общей стратегии
общественного развития;
определение и обоснование
приоритетов, темпов, пропорций развития
экономических и социальных сфер общества;
стимулирование общественно
полезной деятельности граждан и защита
их прав, собственности и личного достоинства;
демократизация всех сфер
жизнедеятельности общества;
зашита
границ
и
обеспечение
общественного
порядка.
За годы реформирования в
России произошли существенные сдвиги
в направлении формирования
гражданского общества.
Приватизация собственности,
политический плюрализм,
утверждение свободомыслия
— все это позволило
создать необходимую
инфраструктуру гражданского
общества. Однако ее
качественные характеристики
во многом имеют низкий
уровень. Некоторые
отечественные социологи
приходят к выводу, что
существующие в России
политические партии
не способны эффективно
выполнять функцию посредника
между властью и обществом,
уровень социальной
ответственности бизнеса
невысок, степень защищенности
трудовых прав наемных
работников сопоставима
с временами первоначального
капиталистического
накопления и т. д.
В итоге исследователи констатируют
наличие значительных трудностей на пути
построения гражданского общества в России,
имеющих как объективный, так и субъективный
характер. Одна из них связана с отсутствием
традиций гражданской жизни в российском
обществе, другая — с упрощенными представлениями
о природе и механизмах формирования гражданского
общества в постсоциалистических
странах, с недооценкой
роли государства в
этом процессе.
Можно согласиться с мнением
ряда социологов, считающих, что движение
к гражданскому обществу сегодня невозможно
без институционализации российского
социума, наведения элементарного порядка,
правовых норм жизни.
Идеальной моделью взаимодействия
гражданского общества и государства
явля-
ется абсолютное равенство
ее элементов («сильное государство –
сильное гражданское
общество»), при котором действует
принцип паритета (рис. 1а). Однако в истории
станов-
ления и развития этого тандема
форма мирного сосуществования уступает
место принци-
пу приоритета и форме экспансии
по отношению к другому. В историческом
плане равно-
весие является достаточно
условным, как правило, создается и поддерживается
искусст-
венно. И как следствие - ни одной
стране или цивилизации не удалось построить
идеаль-
ной модели в завершенной форме.
Умеренно деэтатистская модель
(«умеренно слабое государство – умеренно
сильное гражданское общество»)
(рис. 1б) реализуется в демократических
политических
режимах и предполагает активность
гражданского общества, его контроль над
государст-
вом, расширение влияния политических
партий и групп интересов, децентрализацию
ряда
государственных функций, увеличение
активности органов местного самоуправления
и
гражданских организаций (НКО,
НПО). Данная модель акционирует внимание
на свободе
как доминирующей ценности,
не допускает вмешательства государства
в жизнь граждан-
ского общества, которое само
определяет задачи государства. Наиболее
характерным для
данной модели оказывается
целостность гражданского общества
как «структурированной
всеохватывающей системы гражданских
институтов, проникающих во все «споры»
жизни
социума». Плодотворное взаимодействие
государства и гражданских объединений
при-
водит к изменению соотношения
социальных функций в пользу гражданского
общества.
Умеренно этатистская модель
(«умеренно сильное государство – умеренно
сла-
бое гражданское общество»)
(рис. 1в) применима в большей степени к
странам с демокра-
тическим режимом и в меньшей
степени с переходным (полудемократическим)режимом.
Во-первых, обе представленные
модели артикулируют идею гражданского
обще-
ства на следующих основаниях:
частной собственности, рынке (свободе
экономического
обмена), свободной социальной
самодеятельности и развитии практик
самоуправления,
соблюдении личных и социальных
прав и свобод граждан, развитой публичной
сфере
(свободе мысли и обмене
мнениями).
Во-вторых, особенностью западных
умеренных моделей является постоянно
на-
блюдаемые колебания во взаимоотношениях
между государством и гражданским общест-
вом, которые существенно не
влияют на работоспособность системы,
а, напротив, делают
ее более мобильной и жизнеспособной.
Благодаря этому свойству западные модели
можно
представить в виде маятников,
которые раскачиваются то в одну, то в
другую сторону
(рис. 1.).
В политических и культурных традициях
Востока до сих пор значительное вни-
мание уделяется религиозности,
коллективному началу, «общинности» и
боязни иннова-
ций. Исторически в этом регионе
государство играло гораздо более значительную
роль,
стесняя самодеятельность общества.
В результате в странах с восточной идеологией
сло-
жилась этатистская модель
(«сильное государство – слабое гражданское
общество») со-
отношения гражданского общества
и государства (рис. 2). В определенные моменты
исто-
рии, а именно при тоталитаризме
или иных видах диктатур, в некоторых странах
данная
модель приобретала ярко выраженную
крайнюю форму («крайне сильное государство
–
крайне слабое гражданское
общество»).
Таким образом, этатистская
модель взаимодействия гражданского общества
и го-
сударства реализуется, главным
образом, при авторитарном и тоталитарном
политических
режимах. В своем крайнем проявлении
(при тоталитаризме) она означает, что
государству
принадлежит доминирующая роль
во всех сферах общественной жизни и что
оно стоит
выше гражданского общества,
подчиняет или даже поглощает его. С этатистской
моделью
обычно связано также представление
о насильственном вмешательстве государства
в эко-
номическую жизнь, использовании
жесткого централизованного планирования
и создания
административно-бюрократического
аппарата. Спецификой крайней формы данной
моде-
ли является претензия власти
на управление сознанием людей, контролирование
или про-
граммирование их ценностных
ориентаций и образа мыслей. «Сильное»
государство здесь
- это государство жестко
централизованного типа, т.е. государство-машина.