Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:10, контрольная работа
Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социальном и институциональном. Социальная составляющая гражданского общества - это его исторический опыт. В свою очередь, исторический опыт косвенно очерчивает "коридор возможностей" для действий основных участников политического процесса - отдельных личностей, групп, объединений и т.д.
Социально-исторический опыт - коллективный и индивидуальный - в конечном счете определяет политическое поведение личности, образ ее мыслей и многие другие аспекты межличностных отношений.
Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социальном и институциональном. Социальная составляющая гражданского общества - это его исторический опыт. В свою очередь, исторический опыт косвенно очерчивает "коридор возможностей" для действий основных участников политического процесса - отдельных личностей, групп, объединений и т.д. Социально-исторический опыт - коллективный и индивидуальный - в конечном счете определяет политическое поведение личности, образ ее мыслей и многие другие аспекты межличностных отношений. Институциональное измерение гражданского общества можно представить как совокупность самодеятельных организаций неполитического и политического характера, выражающих интересы различных сегментов общества и реализующих их независимо от государства. В теоретических исследованиях гражданского общества его сущность интерпретируется по-разному. Одни авторы используют понятие "гражданское общество" в качестве характеристики определенного состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на ее жизнь. Термин "гражданское общество" можно найти и у античных авторов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах Нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима - "politia" (греч.) и "societas civilis" (лат.). Однако самого этого явления в античном мире не было и быть не могло - "полития" по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. В недрах средневекового общества уже вызревали субъекты будущего гражданского общества: монашеские ордены, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т.д. Переход от средневековья к Новому времени ознаменовался формированием гражданского общества и осознанием различий между ним и государством. Как вполне различимая самостоятельная политическая категория гражданское общество рассматривается Дж. Локком. В "Двух трактатах о государственном правлении" Локк по существу признает за государством только тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами, сообщающимися между собой по разумному выбору. Подобные воззрения были типичными для мыслителей Просвещения - Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Фергюсона и др. По-разному интерпретируя положение о гражданском обществе, они единодушны в признании верховенства гражданского общества над государством. Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит Г. Гегелю. Гражданское общество, по Гегелю, появляется "посредине" между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциации и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп. Оно внутренне противоречиво, плюралистично, в этом обществе каждый свободный человек - для себя цель, а другие для него - ничто. Для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр в лице государства, которое выражает всеобщий интерес. Общество становится "гражданским" в силу того, что оно управляется государством. Содержанием гражданского общества, согласно Марксу, выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства. Гражданское общество в марксизме является синонимом "буржуазного общества", основанного на частной собственности. Такая точка зрения характеризуется приматом политического, апофеозом государства - акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, т.е. решение их государством. Эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической традиции, которой присуще стремление к справедливости и равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление. Либеральная линия развития концепции гражданского общества центр тяжести переносит на свободу как высшую ценность, на саморегулятивную функцию гражданского общества как защиту от посягательств государства. Дискуссии о взаимоотношениях государства и гражданского общества продолжаются и по сей день. Следует подчеркнуть, что гражданское общество не сводится к противопоставлению его государству. Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Демократические начала гражданского общества характеризуются следующими признаками:
Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. На основании вышеизложенного можно дать следующее определение: гражданское общество - это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. |
В целом в нынешнем понимании гражданское общество — это система отношений между людьми, обеспечивающая удостоверение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы форм и направлений деятельности.
Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значении. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т. е. то, до чего не «доходят руки» у государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в узком смысле, собственным значением неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократичной правовой государственности. Гражданское общество как продукт буржуазной эпохи формируется спонтанно , в процессе раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан — собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, моральные и правовые отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т. д. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Для современного понимания гражданского общества недостаточно представления о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и соответственно сфере реализации публичных интересов. Главным в современной общедемократичной концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
Гражданское общество — это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу собственных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов». В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа.
Правовой характер гражданского общества, его соответствие высшим требованиям справедливости и свободы является первой важнейшей качественной характеристикой такого общества. Эта особенность гражданского общества воплощается в нормативных требованиях, заложенных в содержании категорий справедливости и свободы. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальный характер, нормирующий (упорядочивающий) деятельность людей, коллективов и организаций.
Вторая качественная характеристика гражданского общества носит функциональный характер. Она связана с тем, что основой функционирования такого общества является не просто создание определенного поля (или пространства) реализации частных интересов, формально-юридически независимого от государственной власти, но достижение высокого уровня самореализации, саморегуляции общества.
Третьей качественной характеристикой является особенность гражданского общества, которая характеризует его высшие ценности и главную цель функционирования. В отличие от первоначальных представлений о гражданском обществе, основанных на абсолютизации частных интересов, современная общедемократическая концепция постиндустриального гражданского общества должна быть основана на признании необходимости обеспечения оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.
С учетом отмеченных качественных характеристик можно понимать под гражданским обществом основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношений , функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.
Основная функция гражданского общества — наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов.
Также можно выделить ряд важных функций гражданского общества:
1) защита частных
сфер жизни человека и
2) организация общественного самоуправления;
3) защита граждан
и их объединения от
4) обеспечение реальных
гарантий прав и свобод
5) обеспечение социального контроля по отношению к своим членам;
6) организация коммуникационных
связей: задача институтов и
7) стабилизирующая функция.
Одной из функций гражданского общества также является обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные).
Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период разрушения жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности па базе частной собственности. Важнейшим этапом формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами.
Правовое государство является предпосылкой и условием развития гражданского общества. Ни одна общественная ценность, на которой основывается современная жизнь людей, практически не осуществима без юридических гарантий. Именно в согласованных и закрепленных правовым государством рамках и процедурах происходит столкновение политических целей и взглядов, выяснение и сравнение общественных позиций и программ. Для различных политических сил открывается простор для привлечения на свою сторону граждан. В любом государстве важно наличие его интереса или интегрированных интереса и воли большинства граждан. В правовом государстве можно иметь свое мнение о государственно-правовых предписаниях, но следовать им, когда они состоялись, обязательно.
Таким образом, если гражданское общество характеризуется разнообразием взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельной индивидуализацией форм общения и поведения, то правовое государство едино и единственно олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму («скрепу») общества. Убери правовое государство — развалится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах, выяснении каждым именно своей «правды» в кровавых столкновениях и даже гражданских войнах. Убедительным доказательством этого является пример СССР, который был разрушен вследствие отсутствия правовой государственности, «парада» суверенитетов, «войны» законов и бюджетов, личных амбиций и безнаказанности политиков, политической неопытности и безразличия масс.
Условием стабильности гражданского общества, сохранения его целостности является наличие государственной политики, закрепленной государственно-правовыми структурами и проводимой ими в жизнь. Такая политика призвана учитывать весь спектр политических интересов и отдавать приоритет тем из них , которые имеют самое существенное значение для сохранения и развития страны. В идеале государственная политика представляет собой оптимальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений различных групп о своих интересах в нем. Тем самым в известном смысле такая политика дистанцируется от политики конкретных социальных сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах власти. Отсюда вытекает необходимость, чтобы такую политику в какой-то мере разделяло и меньшинство, иначе могут появиться непреодолимые трудности при ее реализации. Эта политика призвана быть достаточно устойчивой, стабильной, обладать как бы стратегическими свойствами. Наконец, в ней должно содержаться объединяющее начало, обеспечивающее позитивное развитие общества.
Установление характерных для гражданского общества взаимоотношений государства, социальных групп и личностей предполагает наличие ряда предварительных условий. Первейшим из них является консенсус, согласие между различными социальными субъектами относительно основополагающих общественных ценностей, принятие их в качестве ориентиров и установок деятельности людей. К таким ценностям относятся:
— в экономической сфере — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная экономика, открывающая возможности для деловой активности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан. Различные формы собственности и разнообразные способы хозяйствования, находясь в сравнительно равных условиях и конкурируя друг с другом, составляют экономические предпосылки гражданского общества;
— в социальной сфере — равноправие различных социальных классов, групп, слоев и общностей, справедливость и партнерство в отношениях между ними. Принято считать, что социальной основой гражданского общества являются средние социальные слои — инженерно-технические работники, управленческий персонал, интеллигенция, высококвалифицированные работники, работники сферы обслуживания. Их удельный вес в развитых странах составляет 60 процентов и более. Устойчивое социальное положение и образ жизни данных категорий граждан создают предпосылки стабильного функционирования общества в целом;
— в политической сфере — реальные гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равный доступ к участию в государственных и общественных делах. В качестве основополагающих для гражданского общества признаются также такие ценности, как верховенство права, разделение властей, свободные, равные, прямые и тайные выборы, многопартийность, местное самоуправление;
— в духовной сфере — свободное самоопределение человека в его мировоззрении, идейных позициях и духовных устремлениях, плюрализм мнений и идей, критическое отношение к действительности, рационализм, толерантность, гуманизм. Признание данных установок и принципов в качестве непреложных общественных ценностей является необходимой предпосылкой подлинно духовного производства.
Исключительно важной предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества является закрепление с согласия всех социальных сил основополагающих общественных ценностей в конституции страны. Например, конституции современных демократических государств выполняют роль объединяющего начала в жизни общества. И напротив , если этот важнейший государственный документ односторонне отражает узкоэгоистические интересы какой-либо части общества в ущерб другим, он перестает служить задачам общественной консолидации. Более того, такой документ постоянно провоцирует социальные коллизии, противоборство различных политических сил. При таких условиях каждая смена субъекта политической власти влечет за собой и переделку основного закона страны, на что всякий раз затрачивается огромное количество общественной энергии и материальных средств.
Информация о работе Гражданское общество: понятие, структура, функции