Договор аренды транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений аренды ТС, исследование нормативно-правового регулирования аренды ТС с учетом современного отечественного законодательства и практики его применения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
- анализ понятия и содержания договора аренды транспортных средств; изучение существенных условий договора;
- отграничение его от смежных договоров; классификация договоров аренды транспортного средства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ....................................................................................5
1.1Понятия и соотношения договора транспортных средств со смежными договорами. Существенные условия договора .........................................................5
1.2. Классификация договоров аренды транспортных средств.............................10
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ....................................................................................................................13
2.1. Особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств с экипажем....................................................................................................13
2.2. Особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств без экипажа...................................................................................................17
2.3. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств...........19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

Dogovor_arendy_transportnykh_sred.docx

— 54.37 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ....................................................................................5

1.1Понятия и соотношения договора транспортных средств со смежными договорами. Существенные условия договора .........................................................5

1.2. Классификация договоров аренды транспортных средств.............................10

ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ....................................................................................................................13

2.1. Особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств с экипажем....................................................................................................13

2.2. Особенности правового регулирования договора аренды транспортных средств без экипажа...................................................................................................17

2.3. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств...........19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................27

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                                   ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс общества - это объективный фактор его развития. Одним из его результатов является создание и постоянное совершенствование самодвижущихся механических средств перевозки (передвижения) граждан, грузов и багажа. В эксплуатации появляются их новые виды и типы. И если в 19 веке таковыми были, главным образом, морские, речные суда и суда внутреннего водного плавания, то в 20-21 веках в широком повседневном использовании присутствуют уже не только водные, но и воздушные, железнодорожные и автомобильные транспортные средства (далее - ТС). Механический транспорт становится значимым, неотъемлемым и распространенным объектом экономического, гражданского оборота. Данный фактор социально-экономического развития общества, а также специфика рассматриваемого объекта (как источника повышенной опасности и сложного технического устройства) гражданских правоотношений, с одной стороны, и существенные изменения в гражданском праве, связанные с утверждением рыночных экономических отношений, и как следствие, высокой и возрастающей степенью востребованности гражданско-правового института аренды, с другой, - выявили исключительную актуальность договора аренды ТС, необходимость его более детального законодательного рассмотрения и системного научного исследования.

Впервые в отечественной истории гражданского права в одном из фундаментальных нормативно-правовых источников права, Гражданском кодексе РФ. предусмотрен отдельный параграф «Аренда транспортных средств». Однако как показывает практика, не все проблемы, связанные с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон в правовом регулировании данных отношений, удалось решить. Кроме того, недостаточно полно определен Кодексом понятийный аппарат. Вызывает сомнение выделение законодателем исключительно только двух подвидов рассматриваемого договора аренды в зависимости от наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию при отсутствии общих положений об аренде ТС.

В соответствии со ст. 641, 649 ГК РФ особенности аренды отдельных видов ТС могут быть установлены лишь транспортными кодексами и уставами. К сожалению, вновь принимаемые законодателем эти нормативно-правовые акты не содержат в себе положений, указывающих на специфику аренды того или иного вида ТС, создавая тем самым значительные трудности в соответствующем локальном договорном регулировании отношений конкретных сторон. Таким образом, налицо существенная неполнота и недостаточная нормативная разработанность аренды данного вида имущества.

Обозначенные недостатки законодательного регулирования, как представляется, вызваны, в первую очередь, недостаточностью общих комплексных научно-теоретических исследований по данной теме.

Основной целью работы является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений аренды ТС, исследование нормативно-правового регулирования аренды ТС с учетом современного отечественного законодательства и практики его применения.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:

- анализ понятия и содержания договора аренды транспортных средств; изучение существенных условий договора;

- отграничение его от смежных договоров; классификация договоров аренды транспортного средства;

- анализ особенностей правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа; изучение и анализ проблемных вопросов ответственности сторон по договору аренды транспортного средства.

Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся в сфере заключения, изменения и прекращения договора аренды на современном этапе.

Предметом исследования является институт аренды транспортных средств и его роль в гражданском обороте, нормы права, регулирующие договор аренды транспортного средства, труды отечественных исследователей в этой области и правоприменительная практика.

Степень научной разработанности исследования определили работы таких ученых как М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.В.Вавилина, Г.А. Корнийчук, А.Г. Калпина, В.В. Калеминой, Е.А. Рябченко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1. Понятия и соотношения договора транспортных средств со смежными договорами. Существенные условия договора

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства - гражданско-правовой договор, по которому арендатору предоставляется за плату транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст.632,642 ГК).

Гражданский кодекс различает отдельные виды аренды и аренду отдельных видов имущества. На первый взгляд может показаться, что договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства не представляет собой отдельного вида аренды, а выделяется по признаку особого вида арендуемого имущества - транспортного средства. Однако более внимательное рассмотрение данного договора приводит к выводу о том, что речь идет об отдельном виде договора аренды со специфическим предметом вытекающего из него обязательства, который не сводится только к арендуемому имуществу.1

К сожалению, общего нормативного определения «транспортного средства» в нашем законодательстве не содержится. В Таможенном кодексе РФ под ним понимают «любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование» (ст. 18), в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» сказано, что транспортное средство - это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

На основании имеющихся нормативных актов можно сделать вывод, что к транспортными средствам обычно относят свободно перемещающиеся механические устройства, как оборудованные двигателем (автомобили, самолеты, локомотивы, теплоходы, космические корабли и др.), так и необорудованные таковыми (велосипеды, прицепы, баржи, вагоны и др.). 2

Списания с баланса подвижного состава и контейнеров предприятиями (объединениями)». Необходимо отметить, что приведенные акты не используют общего понятия «транспортное средство», а применяют отраслевые термины: воздушное судно, подвижной состав, судно и др.

Важность закрепления соответствующих норм, регулирующих отношения аренды транспортных средств, и выделение их в параграф в кодифицированном гражданско-правовом акте не вызывает сомнения.

Во-первых, договор аренды данного вида имущества становится все более распространенным.

В условиях ограниченного финансирования, а также негативных факторов социально-экономического преобразования, для некоторых отраслей экономики этот договор стал одним из важнейших средств экономической поддержки.

Во-вторых, предмет договора аренды транспортных средств относиться к числу дорогостоящего имущества.

В-третьих, разновидность транспортных средств велика, и как результат научно-технического прогресса имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Техническая эксплуатация и управление имеет свои индивидуальные особенности. В том числе, с этим связана необходимость иметь в системе законодательства отраслевые транспортные кодексы.

В-четвертых, законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности для людей, что, безусловно говорит о необходимости детального регулирования отношений по передаче собственником данных объектов в пользование и владение титульному владельцу для получения экономической выгоды.

Тем самым обеспечили «не только «экономию правового регулирования», но и то, что имеет гораздо большее значение, - необходимое единство самого регулирования».

Вопрос об отличии договора аренды транспортных средств от смежных договоров возник с момента выделения этого договора как вида из договора аренды. По указанному договору в аренду передается не просто транспортное средство (как особый вид имущества), а такое транспортное средство, владение и пользование которым требуют управления им и обеспечения его надлежащей технической эксплуатации. Этот признак придает договору аренды транспортного средства значение обязательства, которое действительно является квалифицирующим признаком для выделения этого договора в отдельный вид аренды. Причем, отмеченный признак в равной степени относиться к обеим разновидностям договора аренды транспортного средства: как с экипажем, так и без,- поскольку и в том и в другом случае требуются как управление транспортным средством, так и его надлежащая техническая эксплуатация. Все различие состоит в том, на какой стороне лежит это бремя .3

Не может быть договором перевозки груза договор, по которому лицо, распоряжающееся транспортным средством, предоставляет владельцу груза средство передвижения для эксплуатации по назначению в течение определенного времени. Если в договоре перевозки обязанность владельца транспортных средств состоит в доставке груза в пункт назначения (п.1 ст. 785 ГК РФ), то в договоре аренды «обязанность его ограничивается предоставлением средства для перевозки и рабочей силы для передвижения, но груз остается под наблюдением грузовладельца, а водитель и экипаж в оперативном отношении подчиняются арендатору (фрахтователю) перевозочных средств».

Особенности договора аренды транспортного средства с экипажем от договоров перевозки и подряда:

• экипаж (водитель) подчиняются распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства ( абз.2 п.2 ст. 635 ГК);

• по условиям договора арендатор несет ответственность за ущерб (по регрессному требованию от арендодателя), причиненный транспортному средству, если арендодатель докажет, что повреждение транспортного средства произошло по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом и договором. (ст. 639 ГК РФ);

• арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. ( ст. 636 ГК РФ) ;

• в договоре аренды транспортного средства с экипажем содержаться более подробные данные о технико-эксплуатационных характеристиках транспортного средства, чем в договорах подряда или перевозки.

Договор аренды транспортного средства регулируется не только нормами, закрепленными в Гражданском Кодексе РФ, но и специальными нормами закрепленными в отраслевых транспортных кодексах и уставах (Кодексе торгового мореплавания, Воздушном кодексе и др.). Однако, наиболее значимую роль играют именно положения ГК .4

Существенные условия правового регулирования каждого вида в отдельности.

1. Основываясь на предмете договора, а именно: предоставление в аренду транспортного средства). Из чего следует, что арендатор транспортного средства в отличие от арендатора по обычному договору аренды не имеет права требовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по договору аренды транспортного средства, заключенному арендодателем с другим арендатором по истечении срока действия прежнего договора .

2. Договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме независимо от срока и стоимости передаваемого в аренду имущества (ст. 633 и ст. 643 ГК). К этому договору не применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества, предусмотренные п.2 ст. 609 ГК. Это принципиальный момент, поскольку определенные транспортные средства: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства - в силу закона являются (ч.2 п.1 ст.130 ГК) недвижимым имуществом.

3. На арендодателя законом возложена обязанность в течение всего срока действия аренды транспортного средства поддерживать сданное в аренду транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление как текущего, так и капитального ремонта. По общему правилу, обязанность осуществления капитального ремонта сданного в аренду имущества возлагается на арендодателя (п. 1 ст. 616 ГК).

4. Арендатор транспортного средства в праве без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, если иное не предусмотрено договором. Применительно к договорам аренды иного имущества действует противоположное правило, согласно которому арендатор может передать арендованное имущество в субаренду только с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 ГК).5

Относительно различий в правовом регулировании двух разновидностей договора аренды транспортного средства необходимо отметить, что все они предопределены тем, что по договору аренды транспортного средства с экипажем обязанности по управлению и технической эксплуатации транспортного средства остаются на арендодателе, а по договору аренды транспортного средства без экипажа - осуществляются арендатором транспортного средства.

Информация о работе Договор аренды транспортных средств