Договор возмездного оказания услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2014 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Попытка законодателя урегулировать данные отношения в гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», по мнению подавляющего большинства ученых и практиков, не увенчалась успехом.
Актуальность исследования вопросов, связанных с возмездным оказанием услуг, не вызывает сомнений. Судебная практика отражает возрастающую роль различного вида услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности, в системе правоотношений, характеризующих современное экономическое пространство России. Широкое распространение в предпринимательской практике получил договор возмездного оказания услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Гр.право на рецензию.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение высшего  
профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

 

кафедра права

 

                        Договор возмездного оказания  услуг

                              Курсовая работа по гражданскому праву

 

 

                                                           Исполнитель: Елена Борисовна 

                                                                                      Тишкова 

                                                                                      Студентка

                                                         Центра дистанционного образования

гр. ЭПБ-12 Тур

                                                          Научный руководитель Антонов В.И.

  Кандидат экономических наук, доцент

_______________________________

(подпись)

Предварительная оценка________

Дата защиты__________________

Оценка_______________________

 

 

 

 

                                                 Екатеринбург

                                                         2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Стремительное расширение сферы услуг в экономике России обусловило необходимость формирования механизма гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг. Отдельные виды услуг традиционно регулировались в рамках самостоятельных типов обязательств, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). Однако нарастающая диверсификация услуг потребовала создания единого правового режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные ГК РФ отношения об оказании услуг.

         Попытка  законодателя урегулировать данные  отношения в гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», по мнению подавляющего большинства ученых и практиков, не увенчалась успехом.

 Актуальность исследования вопросов, связанных с возмездным оказанием услуг, не вызывает сомнений. Судебная практика отражает возрастающую роль различного вида услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности, в системе правоотношений, характеризующих современное экономическое пространство России. Широкое распространение в предпринимательской практике получил договор возмездного оказания услуг.

         Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимной заинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых невозможно добиться с помощью самых жестких административно-правовых средств.

Договор – это и наиболее оперативное, и гибкое средство связи между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, в которых нуждается потребитель. Договор позволяет участникам экономического оборота отчуждать излишние или ненужные им материальные ценности, получая взамен их соответствующий денежный эквивалент или необходимые им материальные блага в натуральной форме.

С помощью договора у граждан и юридических лиц формируется уверенность в том, что их предпринимательская деятельность будет обеспечена всеми необходимыми материальными предпосылками, а результаты предпринимательской деятельности найдут признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность, в свою очередь, способствует развитию производственной сферы. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается.

Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обусловливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике.

Целью настоящей работы является исследование договора возмездного оказания услуг.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) проанализировать понятие, признаки  и нормативную базу договора возмездного оказания услуг;

2) выявить особенности некоторых  распространенных видов договора  возмездного оказания услуг;

3) охарактеризовать содержание  договора возмездного оказания  услуг и исполнения обязательств  по нему;

4) рассмотреть вопросы ответственности по договору возмездного оказания услуг.

Объектом исследования является договор возмездного оказания услуг.

Предметом исследования является российское гражданское законодательство, закрепляющее положения о договоре возмездного оказания услуг.

Задачи исследования определяют его структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

      При написании данной работы были использованы учебные и справочные издания, монографии, статьи из периодических изданий, материалы судебной практики. Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практике хозяйствующих субъектов, в работе государственных и третейских судов, а также в учебном процессе.

 

 

1. Основные положения договора возмездного оказания услуг

   1.1 Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг

Очевидно, что при рассмотрении договора на возмездное оказание услуг необходимо прежде всего опираться на его позитивно-правовое закрепление в действующей гражданско-правовой кодификации. Между тем, небольшое количество статей гл. 39 ГК РФ крайне затрудняет нормативно-правовую регламентацию договора, и только детальный анализ различных положений Кодекса во взаимосвязи с нормообразующими признаками гл. 39 ГК РФ позволяет правильно его квалифицировать.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК).

П. 2 ст. 779 ГК раскрывает содержание тех действий или деятельности, которые представляют собой конкретный вид услуги. Это – услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Этот перечень не является исчерпывающим.

Деятельность по оказанию некоторых видов услуг подлежит лицензированию (медицинская, аудиторская, правовая, связи и другие). А одним из условий получения лицензии, как правило, является наличие высшего образования в соответствующей области и стажа работы по специальности. Например, для получения лицензии на оказание платных юридических услуг лицо должно иметь высшее образование и стаж работы не менее 3-х лет.

Стороны договора – исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). В их качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица. Однако специальный субъект этого договора может быть предусмотрен законом или вытекать из характера услуги. Так, юридическое лицо может быть исполнителем по договору оказания услуг телефонной связи и заказчиком по договору оказания аудиторских услуг.

Предмет договора – как нематериальные, так и материальные услуги. Например, договоры оказания услуг связи по поводу отправления писем, бандеролей, посылок; оказание медицинских услуг по различным видам протезирования.

Отметим, что определение понятия услуги в гражданском законодательстве, в отличие от налогового, отсутствует. Согласно п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. И здесь следует определить, что же является потреблением услуги. По мнению С.Д. Шаталова, поскольку результаты такой деятельности потребляются после ее завершения, услуги по оценочной деятельности, а в равной степени и финансовые, банковские, страховые и аудиторские услуги не подпадают под понятие «услуга», установленное п. 5 ст. 38 НК РФ.

       С этой точкой зрения можно поспорить. Как представляется, потребление перечисленных услуг заказчиком производится именно в момент получения результатов деятельности заказчиком. То есть, получив оказанную услугу (информацию о рыночной цене), заказчик в этот же

 момент и потребляет ее (знакомится с этой информацией, получает ее). А дальнейшее использование заказчиком в своей деятельности сведений (информации, отчетов и т.п.), полученных в результате оказания услуги, будет представлять собой не потребление услуги, а использование результатов, полученных при оказании услуги.

Поэтому такие виды деятельности, как аудиторские, консультационные, юридические и т.п. услуги в полной мере соответствуют понятию, содержащемуся в п. 5 ст. 38 НК РФ, и представляют собой услугу.

Следует также обратить внимание на другой квалифицирующий признак услуги – отсутствие материального результата. Данный признак является основным, отличающим услугу от работы. В соответствии с п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Процесс оказания услуги и ее результат неотделимы.

При оказании нематериальной услуги результат деятельности исполнителя (услуга) и результат, которого желает достичь заказчик посредством услуги, не всегда совпадают. Например, родители желают, чтобы их ребенок поступил в престижное учебное заведение, и приглашают для подготовки ребенка к вступительным экзаменам репетитора. В этом случае результатом, которого желает достичь заказчик (родители), является поступление в соответствующее учебное заведение. Однако этот результат не охватывается деятельностью исполнителя. Репетитор может предоставить возможность обучаемому усвоить определенный набор знаний, необходимый для поступления в вуз, однако он не может гарантировать сам факт поступления, поскольку этот результат зависит не только от услугодателя, но и от влияния других факторов (способностей самого ребенка, числа абитуриентов и т.д.). Таким образом, неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности услугодателя. Такой результат лежит вне пределов обязательственного отношения. Риск недостижения результата несет заказчик. Объясняется это тем, что в силу самого характера нематериальной услуги достижение нематериального результата не гарантируется.

Как отмечает Е.А. Зверева, предмет договора возмездного оказания услуг предполагает лишь процесс, но не результат действий исполнителя, выполняемых по заданию заказчика, хотя и не исключает того, что в процессе оказания услуги будут созданы какие-либо материальные объекты, как, например, проект договора или искового заявления и т.п.. Разделяя точку зрения Е.А. Зверевой, В. Вайпан подчеркивает, что обязанности адвоката по договору возмездного оказания правовых услуг могут включать в себя не только совершение определенных действий или деятельности (например, консультирование), но и предоставление заказчику результата этих действий (письменное заключение по правовому вопросу, проект документа и т.д.). Следует присоединиться по данному вопросу к точке зрения Е.Г. Шабловой, что способ выражения мнения – устный или письменный – не меняет экономической сущности услуг, то есть предмета договора.

Как утверждает Е.А. Зверева, предмет договора, имея комплексное содержание, зачастую не может быть односложно указан в названии договора. Автором вводится понятие консалтингового договора, в который могут входить элементы договора подряда, НИОКР и возмездного оказания услуг. Следует отметить, что такой подход автора является спорным. Возражая Е.А. Зверевой, для определения предмета договора следует обратиться к специфике деятельности, например, по оказанию консультационной услуги, при этом:

– если предметом выступает консультация (в любой форме), то необходимо оформить договор на возмездное оказание консультационных услуг с указанием той предметной области, в которой будет оказываться консультация, например: договор на возмездное оказание правовых услуг, договор на возмездное оказание консультационных услуг по подбору персонала, договор на возмездное оказание инженерно-консультационных услуг, договор на оказание консультационных услуг антикризисного управления и т.д.;

– если же в рамках договора предусматривается участие консультанта в выработке советов, рекомендаций и в их реализации, то предмет договора должен включать в себя элементы других договоров, например, договор на возмездное оказание инженерно-консультационных услуг по подготовке, техническому обеспечению процесса производства и передаче продукции. В данном случае рассматриваемый договор включает в себя элементы договора подряда, регулируемого нормами гл. 37 ГК РФ; элементы договоров на выполнение НИОКР гл. 38 ГК РФ; элементы договора возмездного оказания услуг, предусмотренных гл. 39 ГК РФ. Об этом говорится и в Постановлении Федерального арбитражного суда.

Однако следует помнить, что «всем услугам присущ один общий признак – результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения».

Информация о работе Договор возмездного оказания услуг