Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:55, курсовая работа
Тема моей курсовой работы, на мой взгляд, является одной из самых актуальный на сегодняшний момент. Дело в том, что в любом обществе договор строительного подряда может быть назван среди наиболее распространенных. В России сейчас, даже несмотря на кризис и множественные сложности, строительная деятельность процветает, и количество строительных фирм продолжает расти.
В нашей стране и раньше существовал такой тип договора, назывался он договором капитального строительства. Тогда все строилось на планово-административных началах.
Введение………………………………………………………………………….............3
1. Понятие договора строительного подряда. Правовое регулирование………..........4
2. Техническая документация и смета ………………………………………..........10
3. Стороны в договоре строительного подряда. Обязанности сторон. Сотрудничество сторон……………………………………………………………...…13
3.1.Стороны в договоре строительного подряда ……………………………...13
3.2.Риск гибели объекта строительства и материалов ………………………14
3.2.1.Страхование рисков ………………………………………………………..15
3.2.2.Вопрос о моменте перехода собственности ……………………………...16
3.3.Права и обязанности сторон 21
3.3.1.Обеспечение материалами ………………………………………………...21
3.3.2.Обязанности подрядчика ………………………………………………….22
3.3.3.Дополнительные обязанности заказчика ………………………………...23
3.3.4.Контроль за ходом и качеством работ ……………………………………24
3.4.Способы обеспечения обязательств в договоре строительного подряда 25
3.5.Сотрудничество сторон 25
3.6.Сдача и приемка работ 25
4. Ответственность сторон 27
5. Консервация строительства 30
Заключен……..……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………..32
Московская академия экономики и права
Коломенский филиал
Курсовая работа.
Гражданское право.
Тема: «Договор строительного подряда».
Дата:
Коломна,2008г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение.
Тема моей курсовой работы, на мой взгляд, является одной из самых актуальный на сегодняшний момент. Дело в том, что в любом обществе договор строительного подряда может быть назван среди наиболее распространенных. В России сейчас, даже несмотря на кризис и множественные сложности, строительная деятельность процветает, и количество строительных фирм продолжает расти.
В нашей стране и раньше существовал такой тип договора, назывался он договором капитального строительства. Тогда все строилось на планово-административных началах. Естественно, при переходе к рыночной экономике подход изменился, сейчас уже не осуществляется плановое регулирование, и свобода субъектов рынка достаточно обширная. Однако законодатель все же устанавливает отдельные императивные нормы, прежде всего для защиты интересов заказчиков. На мой взгляд, одной из действенных мер в этом смысле является установление требования к подрядчику о получении лицензии. Вообще, среди основных источников правового регулирования следует назвать, конечно, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Постановление Правительства РФ от 25.03.96 г. "Об утверждении положения о лицензировании строительной деятельности". В отношении Гражданского кодекса важно отметить, что к договору строительного подряда применяются не только нормы главы 37, специального посвященной договору строительного подряда, но и общие положения о подряде.
Что касается освещенности данного вопроса в юридической литературе, то мне показалось, что специально посвященных договору строительного подряда крупных работ сейчас нет, во всяком случае, мне в основном попадались книги, изданные в 70-х - 80-х годах, т.е. уже утратившие свою актуальность. Поэтому в основном пришлось опираться на работы таких известных теоретиков гражданского права, как М.И. Брагинского, О.Н. Садикова, которые в своих комментариях к гражданскому кодексу уделяют рассмотрению данного вопроса немалое внимание. Небесполезны были и отдельные статьи в журналах "Хозяйство и право", "Законодательство", посвященные отдельным вопросам строительного подряда. Самым интересным для меня было изучение судебной практики по вопросам строительства, т.е. прежде всего ознакомление с Постановлениями Высшего Арбитражного суда по отдельным делам.
Таким образом, поскольку актуальность и необходимость разработки вопросов, возникающих при применении на практике норм о строительном подряде, не вызывает сомнений, думается, что эта тема представляет собой интерес для юристов, занимающихся как теорией, так и практикой.
В параграфе 37 ГК весьма широко установлены границы договора строительного подряда. Уже в самом определении договора (п. 1 ст. 740 ГК) его предметом названа постройка по заданию заказчика определенного объекта либо выполнение иных строительных работ. В незамкнутом перечне работ, отнесенных к строительству, указаны строительство или реконструкция предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также выполнение монтажных, пуско-наладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ (п. 2 ст. 740 ). Особо выделено распространение правил о договоре строительного подряда на работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В случаях, когда по договору
строительного подряда
Все предшествующие новому ГК кодифицированные акты в области гражданского права считали предметом подряда "выполнение определенных работ по заданию заказчика".
ГК в отличие от своих предшественников считает сутью подряда не работы сами по себе, а достижение "результата работ". Следовательно, за пределами подряда оказались договоры, которые либо вообще не имеют вещественного результата (именно они стали признаваться договорами услуг), либо, если и имеют, то все же признаются имеющими самостоятельное значение работами как таковыми, а значит при определенных условиях могут считаться исполненными, даже если результат не был достигнут (договоры на выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ).
Результат работ, составляющий предмет подряда, выражается обычно в изготовлении либо переработке (обработке) вещи. Во всех подобных случаях возникает вопрос о том, чьим иждивением исполняются работы. Это, в частности, означает, какая именно из сторон - заказчик или подрядчик - должна представить материал. ГК РСФСР 1964 г. и Основы гражданского законодательства 1991 г., как и новый ГК, давали сторонам возможность предусмотреть в договоре любое решение, но оставляли открытой ситуацию, при которой в нем отсутствуют какие-либо указания на этот счет. С целью устранить такого рода неопределенность ГК, воспроизведя в значительной мере текст Кодекса 1922 г., установил: "Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами" (п. 1 ст. 704).
Вопрос о том, за кем закрепляются указанные обязанности, имеет существенное значение для разграничения двух основных гражданско - правовых договоров: подряда и купли - продажи.
Речь идет о ситуации, при которой лицо реализует изготовленные им товары. Общий принцип, которым следует руководствоваться в этом случае, состоит в том, что продавец реализует товар, изготовленный из собственного материала, а подрядчик - как из своего, так и из давальческого (переданного ему заказчиком). Однако обращаться к этому признаку не всегда удается. Имеется в виду случай, когда определенное количество материалов дает тот, кто приобретает товар.
Интерес в указанном
смысле представляет решение, содержащееся
в Венской конвенции о
Автор соответствующего раздела Комментария к указанной Конвенции М.Г. Розенберг обратил внимание на трудности, которые могут возникнуть при применении указанной нормы с ее критерием "существенная". Если орган, разрешающий спор, придет к выводу, что в обязанности заказывающей товар стороны входит поставка существенной части материалов, то договор может быть квалифицирован в соответствии с нормами национального права, например, как договор подряда или как договор на изготовление товара из давальческого сырья. В этой связи автор рекомендует "четко определять в договоре, что имели в виду стороны, включая обязательство о поставках части материалов стороной, заказывающей товар"2. Приведенную рекомендацию целесообразно использовать и во внутреннем обороте страны. Вместе с тем применительно к внутреннему законодательству, тем более, что в нем отсутствуют ссылки на "существенную" роль поставляемых заказчиком материалов, приобретает значение еще и другой признак подряда, выраженный в легальном определении этого договора. Речь идет о том, что подряд охватывает не только результат работ как таковой, но и их выполнение ("одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенные работы" - п. 1. ст. 702). Из этого вытекает, что договорное регулирование охватывает права и обязанности сторон, относящиеся к самому ходу работ. Если их ход действительно составляет элемент договора, - налицо подряд. В противном случае следует считать, что речь идет о купле - продаже.
Что касается правового регулирования, то нельзя не отметить, что спецификой договора строительного подряда является весьма обширное правовое регулирование. Хотя, конечно, по сравнению с прежними временами количество императивных норм уменьшилось, и сторонам предоставлена несколько большая свобода.
До последнего времени
для обозначения
Под "капитальным строительством" подразумевали прежде всего строительство, подчинявшееся во всех своих компонентах особо жесткому режиму регулирования со стороны государства. В подтверждение можно сослаться на п. 2 Правил о договорах подряда на капитальное строительство 1969 года . Устанавливая пределы своего применения, Правила указывали на то, что они распространяют действие на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих объектов, включенных в план капитального строительства и в титульные списки, осуществляемые за счет централизованных капитальных вложений, а также за счет нецентрализованных источников финансирования. Таким образом, заведомо предполагалось, что существует строительство, лишенное признаков "капитального" и тем самым находящееся за пределами соответствующей системы актов.
Приведенное представление о капитальном строительстве не оказывало негативного влияния на законодательную практику, поскольку удельный вес строительства, не относящегося к "капитальному", был крайне незначителен.
В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Участниками гражданского оборота являются в основном частные предприниматели - заказчики и подрядчики, в том числе и иностранные; соответственно сузилась сфера применения строительства за счет государственного финансирования и в целом строительства, производимого согласно государственному плану. О том, насколько предмет и методы регулирования данной области законодательства изменились, можно судить по тому, что в разделе Свода законов СССР "Законодательство о капитальном строительстве" фактически не действует ни один из содержавшихся в нем специальных актов.
С учетом отмеченных обстоятельств есть основания признать необходимой унификацию правового режима для всего того, что охватывается понятием "строительство". Правовую основу этого унифицированного режима составляют общие положения о подряде, а также специальные нормы параграфа, посвященного строительному подряду, в главе 37 ГК.
При установлении пределов действия параграфа "Строительный подряд" определяющее значение должны иметь общие для всего строительства признаки. Имеется в виду, что в отличие от промышленности и сельского хозяйства в строительстве конечный продукт неподвижен (создаваемые и подготовленные к вводу в действие объекты производственного и непроизводственного характера всегда связаны с землей), индивидуален (даже объекты, построенные по одному и тому же проекту, отличаются один от другого) и рассчитан на продолжительную эксплуатацию.
Строительство обычно ведется
на открытом воздухе, на действующих
предприятиях, с постоянной сменой
рабочего места; продолжается в течение
длительного периода и требует
на промежуточных стадиях
В период существования "законодательства о капитальном строительстве" регламентация данного договора осуществлялась обширнейшим числом актов, принятых на разном уровне. И в результате сами договоры о капитальном строительстве были в еще большей степени, чем договоры о поставке, стандартизированы, чему способствовало и то, что возможности согласования отдельных условий договора до предела ограничивались императивным характером норм. Есть основания полагать, что в будущем число актов, которые регулируют эти отношения, окажется предельно суженным. В конечном счете речь должна идти о нормах ГК и относительно небольшом числе изданных в соответствии с ним нормативных актов. Следует ожидать, что основу строительного законодательства составят главным образом акты публичного права (административного, финансового, государственного), состоящие исключительно из императивных норм. Правомочия соответствующих органов должны иметь четкие границы, с тем чтобы были, помимо прочего, надежно защищены те, кто обращается к компетентным органам за получением разрешений (согласий).
Гражданско-правовые нормы должны, опираясь на Кодекс, развивать в случаях необходимости заложенные в нем принципы. Целесообразно сохранение акта типа правил о договорах подряда на капитальное строительство, большинство в которых будут составлять диспозитивные нормы.
Нормы гражданского права будут, очевидно, резко сокращены, с тем чтобы горизонтальные отношения, то есть отношения между различными участниками строительного процесса (заказчиком, подрядчиком, проектантом и т. п.), строились в основном на примерных договорах.
Постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 года утвержден и введен в действие с 1 января 1995 года СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"3 . Указанный акт определяет систему нормативных документов в строительстве как совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями. Эта система должна применяться на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.