Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:10, реферат
Движение правозащитников в СССР возникло во второй половине 60-х годов и с самого начала имело стихийную (но достаточно отчетливо выраженную) антирегрессивную мотивацию. Оно формировалось в ответ на ресталинизацию внутренней жизни страны, которая раньше всего выразилась в подавлении независимого интеллектуального суждения (в публицистике, литературе, образовании, гуманитарных науках). Правозащитники вступались за преследуемых и тут же множили их число. Их поведение существенно отличалось от ранее известной России граждански-политической активности, которая всегда тяготела к выдвижению проспективных задач и миссий, к целевому и партийному сплочению.
Естественные и гражданские права человека в теме реферата
Движение правозащитников в СССР возникло во второй половине 60-х годов и с самого начала имело стихийную (но достаточно отчетливо выраженную) антирегрессивную мотивацию. Оно формировалось в ответ на ресталинизацию внутренней жизни страны, которая раньше всего выразилась в подавлении независимого интеллектуального суждения (в публицистике, литературе, образовании, гуманитарных науках). Правозащитники вступались за преследуемых и тут же множили их число. Их поведение существенно отличалось от ранее известной России граждански-политической активности, которая всегда тяготела к выдвижению проспективных задач и миссий, к целевому и партийному сплочению.
а) В основе правозащитной практики лежало сугубо добровольное, нравственно мотивированное решение. Ее индивидуальные участники были связаны лишь обычными узами дружбы, которые превращались сперва в контакты по распространению «самиздата», а затем в единение для коллективных жалоб, протестов и актов поддержки. В диссидентской среде господствовало принципиальное отрицание каких-либо подобий «демократического централизма» (устава и программ, подпольного штаба и ячеек). В жестоких и горьких испытаниях (под угрозой крушения жизненной карьеры, ареста или заключения в психлечебницу) отыскивалась форма коммуникации, адекватная задаче отстаивания права и оппозиционная по отношению к задаче завоевания и удержания власти.
б) Правозащитники конца 60-х – начала
70-х годов ввязывались в дело,
не обладая ни юридическими познаниями,
ни достаточной информацией о
международной практике защиты прав
человека. Это было опытно-прецедентное
продвижение от очевидностей правовой
совести к безусловным
В 1965 г. пионер диссидентского просвещения А.Есенин-Вольпин начал разъяснять всем, кто желал и имел мужество его слушать, «простую, но совершенно непривычную для советских людей мысль»: руководствуясь уважением к достоинству человека и естественным сознанием справедливости, «надо понимать законы так, как они написаны, а не так, как их трактует власть, и требовать их буквального выполнения».
Правозащитники ригористически использовали скудные гуманитарные пространства существующей конституции и само ее декларативное лицемерие. Через преследования и трагические ошибки наивности они подымались к развитому и дифференцированному правосознанию. Решающее значение имели при этом следующие, на опыте выстраданные установки:
(1) Защита прав ближнего – это этическая обязанность, ничем принципиально не отличающаяся от сострадания или участия, но в условиях крайнего беззакония приоритетная по отношению к последним.
Наследуя дореволюционному либерализму в нравственном признании права, диссиденты 60-70-х годов пошли, однако, гораздо дальше, во-первых, в отвержении этатистских фетишей, во-вторых, в категорически-императивном толковании базисных прав личности.
Лидеры правозащитного движения умели действовать в духе «юридического рыцарства», как бы в соответствии с римской формулой «пусть погибнет мир, но восторжествует справедливость». Они не допускали возможности капитуляции перед резонами государственного блага и государственной целесообразности.
(2) Право независимого суждения (свобода совести, слова, обмена информацией) – это «право всех прав»: любые другие гарантированные государством личные правомочия являются обоснованными лишь в том случае, если оно уже предполагается.
Знаменитое «Обращение в ООН», подготовленное
Инициативной группой защиты прав человека
в 1969 г., видело корень деформации граждански-политической
жизни в СССР в «нарушении одного
из самых основных прав человека –
права иметь независимые
Можно сказать, что авторы «Обращения» действовали и проповедовали в духе великого девиза Спинозы, выразившего исходную мудрость эпохи борьбы за веротерпимость в Западной Европе: «Счастливо государство, где люди думают, что хотят, и говорят, что думают».
Правозащитное движение утверждало первоочередность гласности в гражданском опыте (первоочередность, под знаком которой в 1985-1989 гг. будет развертываться перестроечный процесс). В опытно-прецедентной последовательности правозащитной борьбы выявлял себя порядок осознания смысловой целостности прав человека, известный Западу со времен Локка: от пробудившейся совести – к свободному слову, а от него – к личной неприкосновенности и гарантиям социально-экономических возможностей.
(3) Первоначалом последовательного отстаивания права может быть лишь мирная петиционная практика, свободная от каких-либо партийно-политических пристрастий и апеллирующая ко все более широкому общественному мнению.
Логика развития правозащитного движения в СССР была логикой ненасильственных петиций и манифестаций (от «подписанства» осени 1968 г. до коллективных обращений к мировой общественности и демократическим правительствам осенью 1980 г.). Один петиционный шаг определял и подсказывал другой. Более того, сами правозащитные организации и центры формировались как свободные ассоциации на базе своеобразного петиционного братства (таковы уже упомянутая выше Инициативная группа (1969), Комитет прав человека в СССР (1970), Группа содействия выполнению хельсинских соглашений (1976) и др.).
(4) Гарантии соблюдения прав человека обеспечиваются национальным государством, но запрос на эти гарантии исходит не только от условий его существования; он порождается также потребностями выживания и цивилизационного самосохранения мирового сообщества.
Осознание космополитического измерения прав человека (соответственно – возможности не только просить, но и требовать поддержки у демократического Запада) давалось российскому диссидентству особенно трудно и утвердилось лишь после трагического 1968 года. Серьезное содействие этому процессу оказало подписание правительственной делегацией СССР Заключительного Акта хельсинских соглашений (1975).
В шестидесятых годах обязательства
по правам человека, которые коммунистическая
власть имела в отношении населения
собственной страны, тщательно замалчивались
(соответствующие документы
В 1976 г. в Москве возникла Группа содействия выполнению хельсинских соглашений во главе с Ю.Орловым; затем (в течение полугода) аналогичные ассоциации образовались на Украине, в Литве, Грузии и Армении. Это было явочное утверждение своего рода диссидентских конституционных судов, действующих от имени мирового сообщества.
Хельсинские группы нашли активную поддержку на Западе; правозащитное движение в СССР впервые сделалось видимым для него. «Голоса из России» сообщили «второе дыхание» международным организациям по защите прав человека и немало способствовали тому, что к концу 70-х годов проблематика права заняла центральное место в западной политологии, а философско-правовая мысль Европы и Америки развернулась в сторону своего рода «деонтологического либерализма».
Но, может быть, еще более важным было то, что благодаря инициативе Ю.Орлова и его соратников правозащитное движение в СССР впервые стало по-настоящему видимым для себя самого. Хельсинские группы сделались центром притяжения для всех форм граждански-правового недовольства, начиная с возмущения положением политических заключенных и преступлениями титулованных психиатров, кончая жалобами на отказы в выезде за рубеж и на незаконные исключения из колхозов. Можно согласиться с Л.Алексеевой, утверждающей, что к 1979 г. в СССР начало вырисовываться «нечто вроде народного фронта под хельсинским флагом».
Бытовало и бытует мнение, будто
российское диссидентство представляло
собой движение гуманитарной интеллигенции,
охватывавшее от силы несколько сот
человек (преимущественно москвичей).
Мнение это ошибочно: оно не соответствовало
фактам, известным уже к концу
70-х годов, и было полностью опровергнуто
исследованиями, проведенными в перестроечный
период. Как свидетельствует А.
А.Рагинский приходит к выводу, что известные в 70-х годах диссиденты-правозащитники были лишь вершиной огромного айсберга, подводное основание которого составляли миллионы людей, утративших идентификацию с режимом и испытывавших все более острое чувство несправедливости и бесправи. Стихийно, во множестве не связанных друг с другом точек, у представителей разных социальных слоев, нравственная совесть вызревала в совесть правовую.
Интерес к проблематике прав человека у верующих, притесняемых институтами государственного атеизма, а также внутри национальных движений всегда был в достаточной степени «низовым». После 1978 года (время активизации профсоюзов в Польше) в СССР наметилось низовое движение за социально-экономические права. В итоге «среди арестованных по политическим мотивам более 40% приходилось на рабочих, а вместе с технической интеллигенцией и «белыми воротничками» они составляли внушительное большинство» .
Есть основания утверждать, что послехельсинкский период диссидентства зафиксировал структурные изменения массового сознания, затрагивающие фундаментальную проблематику правопонимания.
Общество стояло перед возможностью
достаточно быстрого оформления граждански-политического
движения, родственного российскому
конституционному демократизму начала
века. Возможность эта была ликвидирована
в конце 1979 г., когда правительство
нагло положило конец разрядке и
ввело войска в Афганистан. Деятельность
хельсинских групп была пресечена
драконовыми мерами: в 1980-1981 гг. органы
КГБ арестовали около 500 наиболее активных
правозащитников. Однако ни для кого
уже было не по силам вернуть страну
в состояние политико-
Участники правозащитного движения 60-70-х годов (назову имена А.Амальрика и П.Прыжова (Г.Павловского), Б.Шрагина и Г.Померанца, Е.Барабанова и В.Маленковича, Д.Дудко и А.Меня) выступили как инициаторы антитоталитарного правового просвещения. В кратких пособиях по процессуальному праву, в убийственных критических анализах брежневской конституции, но также во многих памфлетах и эссе, вовсе не принадлежавших к жанру правоведческой литературы, они впервые в истории СССР заговорили о гуманистическом и этическом достоинстве права, о первоочередной значимости цивилизованных презумпций и юрисдикций, о возможностях христианского (а значит и православного) обоснования правового ограничения существующей власти, о примате духовной свободы по отношению к любым другим формам жизненно-практической независимости.
Несмотря на суровые меры по пресечению
«самиздата», манифесты разбуженного
правосознания, выходившие из под пера
диссидентов, инфицировали застойное
коммунистическое общество и вызывали
многообразные творческие отклики
в легальной художественной литературе
и публицистике, в социальном, этическом
и историко-философском
Особую роль в этом процессе сыграли выступления А.Д.Сахарова, где вся проблематика оздоровления советского общества замыкалась на гарантии прав человека, а сами эти права принимались в значении категорически обязательной ингредиенты мирового развития во второй половине ХХ столетия.
Начав с мужественного протеста против ресталинизации и с проповеди демократического социализма в духе Р.Медведева, А.Д.Сахаров к началу 70-х гг. определился на позициях открытого общества, принимающего аксиоматику базисных прав личности и обеспечивающего мирное слияние (конвергенцию) различных социально-экономических систем.
Политическая и экономическая программа Сахарова абстрактна, а в свете опыта последующих двух десятилетий, пожалуй, даже наивна. Но огромной убеждающей силой обладает обосновывающая эту программу этико-социальная экспозиция (представление о известном порядке настоятельных общественных задач и предполагаемых ими условий).
Исходным мотивом всех рассуждений А.Д.Сахарова можно считать острое беспокойство за судьбу человечества, стоящего перед опасностью ядерной катастрофы, – этику ответственности перед бытием, выросшую из совести физика-атомщика.
Условием предотвращения ядерной гибели является возможно более полное согласие, взаимопонимание и сотрудничество между различными обществами, входящими в мировое сообщество. Но согласие это немыслимо без устранения идеократий (режимов принудительного локального единомыслия), исключающих свободный обмен информацией, аргументированную дискуссию и поиски компромиссов. Но это означает, что вся задача выживания человечества (и как следствие – любая программа мирного улучшения его экономического, социального и культурного состояния) в качестве последней своей предпосылки подразумевает интеллектуальную свободу, развертывающуюся в систему неотчуждаемых прав.
Информация о работе Естественные и гражданские права человека