Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:04, дипломная работа
Актуальность настоящей дипломной работы определяется, во-первых, тем, какую роль имеет зарегистрированный брак, а именно зарегистрированный в органах загса в создании семьи. Ведь целью заключения брака является создание полноценной семьи. Когда эту цель достичь не удается, брак обычно прекращается путем его расторжения.
Данная тема очень актуальна как для работников загса, так и для юриста независимо от его специализации, и для судей при рассмотрении вопросов касающихся расторжения брака, и для каждого из нас.
Заключение брака является очень важным, а порой и сложным моментом в жизни двух людей и супругов.
51
ВВЕДЕНИЕ
Брак и семья
относятся к числу таких
Ныне действующий семейный закон - Семейный кодекс Российской Федерации не содержит легального определения брака, однако, законодатель весьма подробно урегулировал порядок и условия заключения брака, ведь надлежаще урегулировать этот вопрос - задача любого правового государства, как более крупной ячейки объединения людей.
Брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали выступающей наряду с правом в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов.
Семья существует не изолировано от окружающего ее мира. Множество нитей связывает семейную общность с государством и обществом в целом. Ст. 38 Конституции РФ, посвящена охране семьи, материнства и детства государством, правам и обязанностям родителей.
Государство заинтересованно в появлении семьи, способной выполнить свое назначение, это и объясняет, почему оно включает в сферу своего внимания брак, определяет порядок и условия его заключения и прекращение.
Создает с помощью норм семейного права препятствие на пути создания заведомо неполноценной семьи, а прекращение семейных отношений супругов путем развода, подчиняется определенным правилам, предназначенными для охраны интересов каждого из супругов, несовершеннолетних детей, государства.
Автор хочет подчеркнуть важность семейных отношений в обществе. Именно вопрос правового регулирования заключения брака, явился предметом исследования данной дипломной работы.
Актуальность настоящей дипломной работы определяется, во-первых, тем, какую роль имеет зарегистрированный брак, а именно зарегистрированный в органах загса в создании семьи. Ведь целью заключения брака является создание полноценной семьи. Когда эту цель достичь не удается, брак обычно прекращается путем его расторжения.
Данная тема
очень актуальна как для
Заключение брака является очень важным, а порой и сложным моментом в жизни двух людей и супругов. Также следует отметить, что данная проблема не утратила своей актуальности, а продолжает развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно также как это было в прошлом.
Объектом представленного исследования выступают общественные отношения, которые возникают в процессе правового регулирования порядка заключения брака, предметом – процедура заключения брака согласно нормам семейного законодательства Российской Федерации.
Основной целью данной работы является изучение порядка и условий заключения, анализ нормативных, литературных и иных источников необходимых для решения задач по вопросам данной дипломной работы.
При написании дипломной работы были поставлены следующие задачи:
В процессе исследования использовались нормативно-правовые акты и комментарии к ним, судебная практика, а также рекомендации иностранных и международных организаций.
Методологическую основу данной работы представляет комплекс специальных методов познания правовых явлений, к числу которых можно отнести диалектический метод, формально-логические методы – анализа, синтеза, а также специальные методы – историко-правовой и сравнительно-правовой.
Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Дипломная работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Исторические этапы развития и становления брачных правоотношений
1.1. Брачные правоотношения в Древней Руси
Брак есть защищаемый государством союз мужчины и женщины, основанный на моногамной связи. В Российской Федерации признается только единобрачный союз в отличие от полигамных браков, которые сохраняются в странах, где господствует мусульманское право, допускающее многоженство. Важно и то, что это союз лиц именно разных полов (мужчины и женщины).
Именно с моментом заключения брака законодатель связывает возникновение у супругов общей собственности, взаимных прав и обязанностей. Именно при заключении брака закладывается равенство сторон.
Заключение брака – важный шаг в жизни любого человека. Однако для его заключения не достаточно только желания брачующихся. Государство устанавливает ряд условий, специальный порядок, государственную регистрацию заключения брака [16, c.10].
Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права, восходит, как это принято считать, к праву Византии, когда в конце IX столетия (около 893 г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе как посредством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы, предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространено и на низшие слои общества — рабов и крепостных.
В западных христианских государствах сложилась иная, отличная от православной, трактовка брака. Римско-католическая церковь длительное время не считала обязательным для заключения брака соблюдение каких-либо особых процедур, хотя и рекомендовала католикам получение церковного благословения. Поэтому в государствах, где господствовал католицизм, признавались так называемые тайные браки, т.е. простое, не получившее церковного освящения, но обязательно основанное на взаимном согласии сожительство мужчины и женщины. Как отмечал Н.С.Суворов, несмотря на сложившийся к XIII в. народный обычай, по которому священник осуществлял передачу невесты жениху и объявлял их мужем и женой, только с постановлениями Тридентского собора (середина XVI в.) в западных христианских государствах юридическая действительность брака стала в полной мере связываться с соблюдением особой публичной процедуры. При этом обязательным было по-прежнему не церковное венчание, а выражение согласия на брак перед тремя свидетелями, одним из которых был приходской священник. В этот период только во Франции изданием блуасского ордонанса Генриха Третьего (1579г.) заключение брака требовало соблюдения процедуры церковного венчания.
В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы заключения брачных отношений.
Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний - похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.
В это время различны и формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста переселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступавшие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.
Ограничения и запреты к вступлению в брак касались возраста, родства, вероисповедания и т.д. Возрастные ограничения выражались в соблюдении очередности вступления в брак детей (особенно дочерей) согласно старшинству. Помимо обычного брака с переходом жены к мужу, встречался брак, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался «примаком», «подживотником», «привальнем», в шутку даже «молодухой»; говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем.
С 988 г. с крещения
Руси и присвоением церковью монополии
права начали складываться нормы
брачного права и серьезно меняются
представления о порядке
К концу 13 в. согласие сторон на брак стало фиксироваться в брачном сговоре, составлением которого занимались сваты или родственники. Заключительной частью брачного сговора является церковное обручение. Для вступления в сам венчальный брак от сторон требовалось выполнение многих условий. Одним из них был брачный возраст. Например, для женщин, в ХIV-ХV вв. он начинался с 12 до 18-20 лет. Русская церковь препятствовала заключению браков с несовершеннолетними. За преступную связь женщины наказывались постижением в монашки, позже ограничивались штрафом. Этот запрет не распространялся на великих княжон. Ограничивалось и число замужеств, нормы христианской морали допускали только два брака. Третий разрешался только в случае смерти второго супруга и отсутствия детей.
Постепенно усиливается роль светского законодательства. Однако дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. В многонациональной России браки заключались в основном по религиозным нормам, и, соответственно порядок заключения брака, например, у мусульман отличался от классического христианского брака.
1.2. Развитие брачных правоотношений в Советское время
До Октябрьской революции 1917 г. браком считался союз, оформленный по религиозным канонам конфессий, к которым принадлежали лица, вступавшие в брак. Исключение составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Именно эти браки представляли уже в то время не что иное, как «гражданские браки», т.е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви [18, c.41].
Введение гражданской
формы брака, заключаемого посредством
его регистрации в
Уже 21 октября 1918 г. было издано постановление ВЧК, которое объявляло, что «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц как состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т.е. срывом декретов рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции — преступлением по должности»[18, c.67]. Однако еще долгое время регистрация «де факто» не была обязательна.
Причину такого пренебрежения к действовавшей норме можно понять из контекста заявления Я.Н.Бранденбургского: «Регистрация - пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется, главным образом, как средство борьбы с церковным браком». Идея эта не нова. Еще в 1918 г. при принятии ЗАГСа гражданский (зарегистрированный) брак понимался как средство борьбы с браком церковным.
Об этом говорили не только Российский цивилисты, но и зарубежные исследователи, так французский ученый Альфред Наке в своем труде «К свободному союзу» (1908 г.), разделил точку зрения советских цивилистов, что «в коммунистическом обществе люди не будут нуждаться ни в том, чтобы общество вмешивалось в союз полов, даже в виде простой регистрации, ни в том, чтобы хотя бы малейшее моральное давление оказывалось по отношению к индивидууму».
Таким образом, новая государственная власть вслед за рядом европейских государств осуществила своего рода революцию и в регулировании матримониальной сферы — переход от брака церковного к браку гражданскому. Но это был только шаг на пути к признанию юридической силы за простым сожительством. В то время, по словам Г.М.Свердлова, «признание и охрана последствий фактических, незарегистрированных брачных отношений в условиях острой борьбы за гражданский брак означали бы признание и религиозных браков, ибо церковь всемерно стремилась к тому, чтобы религиозный брак не сопровождался светской формой и, следовательно, оставался тем, что называется фактическим браком».
Стоит отметить, что введение гражданского брака было воспринято населением поначалу отрицательно. Однако жесткая политика государственной власти на повсеместное распространение гражданской формы брака на фоне широких репрессий против церкви дала результаты: к середине 20-х годов наступил следующий этап реформирования брачно-семейного законодательства [18, c.89].
В проекте нового Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. содержалось правило о признании регистрации брака факультативной, о признании правовой силы и за внебрачным сожительством.
Информация о работе Заключение браков в Российской Федерации