Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:33, контрольная работа
К договорам перевозки относятся перевозка грузов, пассажиров, багажа, почты. Определим порядок заключения и исполнения каждого из этих договоров.
Согласно ч.1 ст.909 ГК по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор перевозки груза заключается в письменной форме в соответствии с нормами специального законодательства и предусматривает составление комплекта перевозочных документов с учетом вида транспорта, которым осуществляется перевозка груза.
К договорам перевозки относятся перевозка грузов, пассажиров, багажа, почты. Определим порядок заключения и исполнения каждого из этих договоров.
Согласно ч.1 ст.909 ГК по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор перевозки груза заключается в письменной форме в соответствии с нормами специального законодательства и предусматривает составление комплекта перевозочных документов с учетом вида транспорта, которым осуществляется перевозка груза. Например, при железнодорожной перевозке груза комплект перевозочных документов составляют: накладная, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о принятии груза. Перевозка груз оформляется специальным транспортным документом, которым и подтверждается заключение договора, при перевозках грузов железнодорожным и речным транспортом является накладная, автомобильным – товарно-транспортная накладная, морским – коносамент. Договор перевозки грузов, являясь реальным, считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации для перевозки. Договор перевозки заключается между двумя лицами – грузоотправителем и перевозчиком. Поскольку для перевозки груза характерно то, что грузополучателем, как правило, является не отправитель, а другое лицо, поэтому субъектами отношений перевозки грузов являются: перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель. Следовательно, договор перевозки груза можно рассматривать как договор в пользу третьего лица (получателя), для которого возникают не только права но и обязанности. Обратим внимание на ответственность каждого из субъектов. Особенностью ответственности за нарушение обстоятельств по перевозке груза является то, что она может наступить не только за нарушение уже заключенного договора перевозок, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозки. Это ответственность перевозчика за непредставление транспортных средств и отправителя – за их неиспользование. Эта ответственность имеет характер исключительной неустойки. Она может вытекать, как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из других оснований, которые предшествуют договору перевозки (административный акт при поставке по государственному контракту). По своей природе такая ответственность является гражданско-правовой. В ч.2 ст. 921 ГК приводится перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик и отправитель освобождаются от ответственности. А именно: а) непреодолимая сила, а также другие явления стихийного характера и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки груза в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) другие случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексом (прекращение производства на срок не менее 3 судок, задержка отправителем судов под загрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи) (ст.907 ГК).
Предусмотрен еще один вид ответственности перевозчика – ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, багажа, почты. Перевозчик несет ответственность за сохранение груза не только в процессе его транспортировки, но и в период нахождения груза в ведении перевозчика в пункт отправления. Особенностью ответственность в договор е перевозки грузов является специфическое действие принципа вины перевозчика за несохранность груза, однако этот принцип действует ограниченно и опосредовано – через установленный специальным транспортным законодательством перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за сохранность груза, которые разделяются на 2 группы. Это обстоятельства, наличие которых презюмирует отсутствие вины перевозчика, и обстоятельства, на которые по установленной практике перевозчику достаточно указать, чтобы освободить себя от ответственности. Ответственность наступает, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза возникли в результате обстоятельств, предотвратить которые не мог и устранение которых от него не зависело. Ответственность носит ограниченный характер, т.к. перевозчик возмещает лишь фактические убытки, возникшие во время перевозки, согласно ч.2 ст.924 ГК. Пределы ответственности перевозчика в случае недостачи груза, багажа, почты зависят от их объявленной стоимости: если она не была объявлена, то размер возмещения определяется его стоимостью, при порче и повреждении – в размере той сумы, на которую была снижена стоимость груза. Кроме того, перевозчик обязан возвратить провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, не сохраненного, испорченного или поврежденного багажа.
Перевозчик также несет
Разновидностью договора перевозки является договор перевозки пассажиров и багажа. Договор перевозки пассажиров принадлежит к консенсуальным договорам, при этом порядок заключения договора отличается определенной спецификой, которая заключается в том, что указанный договор является публичным, поэтому перевозчик обязан вступить с пассажиром в договорные отношения и выполнить такую перевозку. Эта особенность обусловлена субъектным составом указанного договора. В качестве пассажира выступает физическое лицо, а в качестве его контрагента – перевозчика – выступает транспортная организация, которая по действующему законодательству признается субъектом публичного права. Заключение договора перевозки пассажиров и багажа, согласно ч.2 ст.910 ГК, подтверждается выдачей соответственного билета и багажной квитанции, формы которых устанавливаются в соответствии с транспортными кодексами. Следовательно, доказательством заключения договора является пассажирский билет. Однако его нельзя рассматривать как письменную форму договора, поскольку он не подписывается сторонами. В соответствии с правилами перевозки утерянный билет не восстанавливается, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств. Согласно ст.922 ГК перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажиров, а также за опоздание прибытия транспортного средства, которое перевозит пассажиров, в пункт назначения. Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины и выражается в уплате неустойки (штрафа) в размере, установленном транспортным уставом или кодексом. Перевозчик несет ответственность, если не докажет, что задержка или опоздание имели место в результате непреодолимых сил, устранения неисправности транспортного средств, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, или других обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Кроме того, при отказе пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик возвращает пассажиру провозную плату. Перевозчик несет также ответственность за вред, причиненный увечьем, иным повреждением здоровья или смертью пассажира. Ответственность пассажира может возникать в случае неоплаты проезда, порчи транспорта и т.д., и носит административный характер, чаще всего выражается в применении к нарушителю штрафных санкций.