Избирательные объединения и политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:26, доклад

Краткое описание

Важными субъектами избирательного права и процесса в современных условиях являются избирательные объединения (политические партии). Федеральный закон об основных гарантиях содержит следующее определение избирательного объединения: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные объединения и политические партии.docx

— 105.25 Кб (Скачать файл)

Избирательные объединения и политические партии

Важными субъектами избирательного права и процесса в современных условиях являются избирательные объединения (политические партии). Федеральный закон об основных гарантиях содержит следующее определение избирательного объединения: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации, либо общественного движения, и зарегистрировано не позднее чем за год до дня голосования.
Понятие избирательного объединения определяет его правовой статус, который распадается на две части: основной (общий) и процессуально-правовой статус избирательного объединения. Основной (общий) статус избирательного объединения означает его потенциальную возможность (способность) участвовать в избирательной кампании. Условием обладания таким статусом является государственная регистрация избирательного объединения в качестве политической партии.
Избирательным объединением может быть только политическая партия, которая создана и зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95 "О политических партиях". Согласно ст. 3 данного закона политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать необходимым требованиям – иметь не менее пятидесяти тысяч членов партии, не менее чем в половине субъектов Федерации должны быть созданы и зарегистрированы региональные отделения не менее чем с пятьюстами членами партии в каждом.
Политическая партия будучи избирательным объединением имеет ряд важных преимуществ: она является единственным видом общественных объединений, обладающим правом выдвигать кандидатов на выборные должности в органы государственной власти; она пользуется государственной поддержкой, государство оказывает партиям финансовую поддержку из бюджета при условии эффективного участия в выборах из расчета "один рубль – один голос".
Участие политической партии в выборах является не только правом, но и ее обязанностью. Поэтому главное заключается в том, что партия должна регулярно участвовать в выборах различного уровня. В противном случае, если это не делается партией в течение пяти лет, она подлежит ликвидации в установленном порядке. Партия считается участвующей в выборах, если на выборах проводилось голосование за:
а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ;
б) выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ;
в) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных органов не менее, чем в 20 % субъектах РФ;
г) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на выборах в органы местного самоуправления не менее, чем в 50 % субъектах РФ.
Намерение избирательного объединения участвовать в выборах выражается посредством выдвижения списка (списков) кандидатов.
Действующий ныне Федеральный закон об основных гарантиях не предусматривает возможности создания для участия в выборах избирательных блоков.
Избирательные объединения обладают определенными правами. Можно выделить следующие виды полномочий избирательных объединений, возникающие на разных стадиях избирательного процесса: полномочия в отношении кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения вправе: на своих съездах (конференциях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов; осуществлять сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), вносить избирательный залог для регистрации списка кандидатов и др. Избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Они имеют также полномочия в отношении избирательных комиссий. В соответствии с законом избирательные объединения вправе выдвигать представителей для назначения в составы избирательных комиссий членов с правом решающего голоса, а также назначать в комиссии членов с правом совещательного голоса и др.

Назначение  выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов.

Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:

1) выборы органов и депутатов являются   обязательными  и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Такие сроки могут устанавливаться  различным образом. Возможно установление твердой даты проведения выборов (например, выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области проводятся в последнее воскресенье марта того года, в котором истекают полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва). Срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (например, днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В региональном законодательстве содержится также такой способ установления срока проведения выборов, когда определяется период (интервал) между датой назначения выборов и датой голосования.

В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем  через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;

2) выборы назначаются уполномоченным   на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления;

3) голосование может быть назначено только на календарный  выходном (но не праздничный) день;

4) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лица) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении выборным органом или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий - не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов;

5) в случаях, если уполномоченный  на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная  комиссия не назначит в установленный  срок выборы органов или депутатов,  а также если соответствующая  избирательная комиссия отсутствует  и не может быть сформирована  в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

6) в случае, если срок полномочий  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации,  органа местного самоуправления  истек или полномочия были  досрочно прекращены, а соответствующий  закон субъекта Российской Федерации  о выборах отсутствует либо  не может быть применен вследствие  установленного судом его несоответствия  Конституции РФ, федеральным законам,  конституции (уставу), законам субъекта  Российской Федерации, соответствие  которым является обязательным  для проведения соответствующих  выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей этим федеральным законам.

Статья 34. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения 

 

1. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

2. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников. 

 

1. В комментируемом пункте раскрываются идентифицирующие институт самовыдвижения критерии, применяемые при реализации гражданином одного из основных своих прав – права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данный элемент правового статуса гражданина в демократическом обществе по своей правовой природе является индивидуальным, а не коллективным правом 1 . Этот вывод корреспондирует положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (пункт «b» статьи 25) 2 . Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ ( 1990 г.) в пункте 7.5 закрепил положение, что государства-участники уважают право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве без дискриминации. В Российской Федерации в 90-е годы XX века происходила глубокая переоценка предшествующей правовой базы, изменялся баланс интересов между гражданами Российской Федерации и государством в целом, формировался и закреплялся стабильный механизм ротации государственной и муниципальной публичной власти. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» ( 1994 г.) установил возможные правовые режимы выдвижения кандидатов, не дифференцируя при этом процедуры самовыдвижения и выдвижения кандидатов непосредственно избирателями.

Впервые в избирательном законодательстве положение о возможности гражданину выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения появилось в статье 28 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», однако отдельной статьи по реализации этой процедуры Федеральный закон еще не содержал. Начиная с 1997 года институт самовыдвижения начинает активно использоваться гражданами на выборах органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Так, с июля 1997 года на выборах должностных лиц было выдвинуто 816 кандидатов, из них избирателями – 66 процентов, в порядке самовыдвижения – 26,6 процента, избирательными объединениями и избирательными блоками – 7,4 процента 1 . На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 1997–2001 годах, избираемых по мажоритарной системе, из 20838 зарегистрированных кандидатов 66,1 процента было выдвинуто избирателями (группами избирателей), 17,43 процента – в порядке самовыдвижения, 16,47 процента – избирательными объединениями, избирательными блоками 2 . На выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва в 1999 году по 224 одномандатным избирательным округам было зарегистрировано 2233 кандидата, из них 198 кандидатов в порядке самовыдвижения (8,9 процента) 3 . Приведенная статистика убедительно свидетельствует, что в этот период наблюдалась нехарактерная для мировой политической практики тенденция, а именно: наибольшее число кандидатов выдвигали инициативные группы, меньшее количество кандидатов представляли самих себя, а выдвижение от политических партий являлось наименее заметным явлением. Инициативные группы избирателей, как правило, не имели устойчивых идеологических ориентиров и политических ценностей, создавались для реализации конкретных замыслов на конкретных выборах, являли собой имитацию коллективных решений, происходящую из социалистических традиций. На региональных выборах, по общему правилу, процедура самовыдвижения на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется подачей документов в соответствующую ОИК. При проведении муниципальных выборов кандидат на должность главы муниципального образования уведомляет о выдвижении ИКМО (или ТИК, если на нее возложены полномочия ИКМО). При выборах депутатов представительного органа местного самоуправления возможны два варианта подачи уведомления о самовыдвижении: в ОИК соответствующего избирательного округа, где кандидат производит самовыдвижение, либо в ТИК (ИКМО), если полномочия ОИК возложены на нее.

В 2012 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 41 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».

Согласно внесенным изменениям, политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей в поддержку кандидата при проведении любых выборов, за исключением выборов президента РФ.

Необходимость сбора подписей осталась у кандидатов, выдвинутых путем самовыдвижения, и кандидатов, выдвинутых на выборы в органы местного самоуправления общественными объединениями, не являющимися политическими партиями.

Однако, в Государственной Думе в данный момент идет обсуждение о возврате необходимости для новых партий собирать подписи избирателей в поддержку кандидата и/или списка кандидатов. http://www.gazeta.ru/politics/2013/05/17_a_5325389.shtml

Правила сбора подписей

Кандидатам на выборную должность, для регистрации которых необходим сбор подписей избирателей, правила сбора остались прежними.

Кампания по сбору подписей начинается после выдвижения кандидатов.

Правила сбора подписей избирателей в поддержку кандидата:

  • Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
  • Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.
  • Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину РФ, с которым избирательный фонд кандидата и/или избирательного объединения заключает договор
  • Оплата работы по сбору подписей осуществляется исключительно через избирательный фонд кандидата и/или избирательного объединения
  • Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи и дату внесения подписи
  • Запрещено:
    • участие в сборе подписей администраций предприятий, учреждений, организаций

    • участие в сборе подписей лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе или замещающим государственные или выборные муниципальные должности

    • принуждение в процессе сбора подписей

Информация о работе Избирательные объединения и политические партии