Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:45, курсовая работа
Интеллектуальный труд является основой научно-технического прогресса. Выполняются все новые и новые авторские разработки. Однако авторские права разработчиков новшеств зачастую защищаются недостаточно. Это связано как с незнанием разработчиками действующих законодательств, так и с недостатками рекламы, внедрения новшеств в производство, их использования, невыгодной продажей внутри страны и за рубежом.
Понятием «защита авторских прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.
Введение
Интеллектуальный труд является основой научно-технического прогресса. Выполняются все новые и новые авторские разработки. Однако авторские права разработчиков новшеств зачастую защищаются недостаточно. Это связано как с незнанием разработчиками действующих законодательств, так и с недостатками рекламы, внедрения новшеств в производство, их использования, невыгодной продажей внутри страны и за рубежом.
Понятием «защита авторских прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике.
Смежные права впервые получили правовую охрану в нашей стране на основании статей 141 - 143 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года. Указанные нормы действовали в Российской Федерации ровно год – с 3 августа 1992 года по 3 августа 1993 года, когда вступил в силу Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».
С принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации к традиционным объектам смежных прав (исполнения, фонограммы, передачи (сообщения) в эфир или по кабелю радио- или телепередач) добавились новые объекты смежных прав (содержание баз данных, произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные публикатором после их перехода в общественное достояние). Кроме того, существенно изменились логика действия и структура норм, содержащих соответствующие правила. В частности, нормы о защите в основном помещены в гл. 69 ГК, являющейся общей для любых отношений интеллектуальной собственности. Непосредственно в гл. 70 ГК («Авторское право») изложены лишь некоторые уточняющие нормы (ст. ст. 1290, 1299 - 1302 ГК); кроме того, применительно к защите смежных прав имеются собственные правила (ст. ст. 1309 - 1312 ГК).
1. Интеллектуальные права и способы их защиты.
Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной деятельности, принадлежащий гражданину или организации, которые по своему свободному усмотрению могут предоставлять к нему доступ всем желающим либо определенным образом контролировать его использование. Интеллектуальную собственность можно обнаружить почти везде: в творческих произведениях, таких как книги, кинофильмы, аудио- и видеозаписи, музыкальные произведения, произведения искусства и программное обеспечение, и в самых обыденных предметах, например в автомобилях, компьютерах, лекарствах, сортах различных растений, – одним словом, во всем, что появилось благодаря развитию науки и технологии. Также к сфере интеллектуальной собственности могут относиться те средства индивидуализации, которые помогают нам определиться с выбором приобретаемых нами товаров, например особенности дизайна или наименование бренда. Определенные права могут быть связаны даже с местом изготовления какого-либо товара (например, Шампань и Горгонцолу). Многое из того, что мы видим и чем мы пользуемся в сети Интернет, будь то веб-страница или доменное имя, также может включать в себя элементы объекта интеллектуальной собственности или являться таким объектом.1
Благодаря системе прав интеллектуальной собственности стало возможно не только закрепить инновации и произведения за их авторами и создателями, но и обеспечить «право собственности» на такие объекты, а в конечном итоге – создать возможность извлечения из них экономической выгоды. Защищая интеллектуальную собственность, общество признает ту выгоду, которую она может принести, а также стимулирует вложение времени и ресурсов в развитие инноваций и расширение знаний.
Система интеллектуальной собственности предназначена для того, чтобы служить на пользу всему обществу в целом, будучи уникальным компромиссом между интересами потребителей и авторов. Как правило, права интеллектуальной собственности позволяют их обладателю в течение ограниченного срока определять порядок использования результата интеллектуальной деятельности. Предоставляя авторам такие права, само общество также получает ряд возможностей для извлечения выгоды.
Защита интеллектуальной собственности приносит обществу самую разнообразную пользу:
- увеличивается общий объем знаний, развивается культура;
- стимулируются конкуренция и производство широкого перечня качественных товаров и услуг;
- поддерживаются экономический рост и занятость населения;
- поощряется творческая и
- поддерживается технический и культурный прогресс и новые достижения.
Когда подходящие или достаточные в той или иной ситуации интеллектуальные права недоступны либо возникают сложности в их защите в суде, изобретатели и инновационные предприятия бывают вынуждены в большей степени полагаться на другие способы защиты от недобросовестной конкуренции. Альтернативой могут служить такие институты, как обычные договоры, защита коммерческой тайны, либо применение технических средств защиты от копирования. Однако для достижения указанных выше целей эти способы могут оказаться менее эффективными.2
В целом интеллектуальная собственность охраняется за счет предоставления автору произведения или изобретателю исключительного права извлекать экономическую выгоду из произведения или изобретения в течение определенного срока. Такие права можно уступать, передавать по лицензии или распоряжаться ими иным образом.
Права интеллектуальной собственности предоставляются в соответствии с национальным законодательством тех или иных государств или регионов. Кроме того, в сфере интеллектуальной собственности существует целый ряд международных договоров, которые закрепляют унифицированный подход к определенным вопросам, в том числе процедурным, либо позволяют производить регистрацию прав интеллектуальной собственности одновременно в нескольких государствах. Для охраны различных объектов интеллектуальной собственности, например литературных и художественных произведений, изобретений, брендов, дизайнерских решений и т.д., применяются различные способы:
- литературные и художественные произведения, например книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, аудио- и видеозаписи, а также программное обеспечение обычно охраняются с помощью авторского права или так называемых смежных прав;
- технические изобретения, как правило, охраняются патентами;
- такие средства
- особенности внешнего вида объектов, например предметов мебели, частей кузовов автомобилей, столовых приборов или ювелирных украшений, могут охраняться посредством института промышленных образцов;
- наименования мест
- законодательные акты, направленные
на предотвращение
- сорта растений преимущественно охраняются специальным «правом на селекционные достижения», относящимся к области прав интеллектуальной собственности, но могут охраняться и традиционными патентами либо двумя способами одновременно;
- ряд государств предоставляет
особую правовую охрану
Объект может в одно и то же время охраняться посредством сразу нескольких видов интеллектуальных прав на территории различных государств.3
Авторское право призвано поощрять создание оригинальных произведений искусства, музыки и литературы, начиная с книг и картин и заканчивая кинофильмами, аудио- и видеозаписями и программным обеспечением. Система авторского права поощряет творческое самовыражение, позволяя авторам извлекать экономическую выгоду из своих произведений. Кроме имущественных прав институт авторского права также предусматривает предоставление авторам личных неимущественных прав, которые, с одной стороны, позволяют создателям произведений требовать признания их авторства, а с другой стороны, препятствуют искажению или извращению произведений, порочащих репутацию их авторов.
Для того чтобы получить охрану в качестве объекта авторского права, произведение должно быть оригинальным, носить творческий характер, а также должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Авторское право автоматически возникает у автора с момента создания произведения, хотя в некоторых странах применяется принцип регистрации, который влечет за собой предоставление ряда дополнительных выгод. С момента своего возникновения права на произведение могут быть уступлены или переданы на основании лицензионного договора, чаще всего продюсеру или издательству. Охрана произведения авторским правом означает наличие у его автора исключительных срочных прав, которые, как правило, возникают в момент создания произведения и прекращаются по истечении пятидесяти или семидесяти лет с момента смерти автора.
Законы об авторском праве позволяют субъектам авторских прав определенным образом ограничивать использование своих произведений. К такому использованию, которое автор по своему усмотрению может разрешить или запретить, как правило, относят действия по воспроизведению и распространению: прокат, запись, публичный показ, сообщение в эфир, а также перевод либо иную переработку произведения. В некоторых странах авторы не вправе запретить использовать свои произведения определенным образом, однако за ними сохраняется право на получение вознаграждения за его использование. В законодательстве всех государств предусмотрены исключения, позволяющие третьим лицам определенным образом использовать произведения, не выплачивая их автору вознаграждения или не испрашивая его согласия. В качестве примера можно привести использование частей произведений или цитат из них в иллюстративных или образовательных целях. Предоставляемые субъектам авторских прав гарантии, равно как и предусмотренные законами об охране авторских прав ограничения и исключения, – это важнейшие элементы системы авторского права. Обеспечивая баланс интересов, они облегчают создание творческих произведений, а также способствуют появлению новых способов их распространения и использования.
В большинстве государств аналогичная защита действует также и в отношении изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания и исполнителей. В ряде стран интересы лиц, работающих с произведениями, охраняемыми авторским правом, гарантируются так же, как и интересы авторов этих произведений, то есть через посредство авторского права. В других странах интересы таких лиц охраняются с помощью смежных прав. Роль авторского права особенно возросла в связи с развитием цифровых технологий и сети Интернет, применительно к которым авторское право является основной формой охраны распространяемого онлайн-контента, и именно в этой сфере судебная защита авторских прав сталкивается с рядом трудностей.
Существует несколько международных договоров по вопросам охраны авторского права и смежных прав. К ним относятся Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года, Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 года, Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года, а также Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года. Два последних соглашения регулируют вопросы охраны прав авторов в области цифровых технологий. Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. представляет собой первый многосторонний международный договор, регламентирующий вопросы интеллектуальной собственности в сфере торговли. Он охватывает большинство видов интеллектуальной собственности, включая авторское право и смежные права.4
Понятие «смежные права» характерно для стран романо-германской правовой семьи. В российском законодательстве указанное понятие впервые появилось с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик в 1991 году и далее получило отражение в Законе РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу с 01.01.2008).
В ныне действующем гражданском законодательстве смежными правами являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (ст. 1303 ГК РФ). Смежные права охватывают исключительное право, а в случаях, установленных ГК РФ, также личные неимущественные права. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.
В части четвертой ГК РФ объектами смежных прав признаются исполнения; фонограммы; сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания; базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений (п. 1 ст. 1304 ГК РФ). Таким образом, в ГК РФ появились два новых объекта смежных прав.
ГК РФ не дает определения понятия «исполнение». По мнению одних авторов, исполнение – это «представление произведений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении».5 И.А. Зенин понимает под исполнением «представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, эфирного, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком)».6 С.А. Судариков считает исполнения воплощениями произведений или иных объектов реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств.7
Исполнение является результатом творческой деятельности лица. Законодатель предусматривает три вида исполнений: согласно п. 1 ст. 1304 ГК РФ к ним относятся исполнения артистов-исполнителей, дирижеров и постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. Важно отметить, что, в отличие от постановок спектаклей, постановки аудиовизуальных произведений являются объектами авторского права (ст. 1263 ГК РФ). Исполнения как объекты смежных прав охраняются в том случае, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК РФ).
Информация о работе Интеллектуальные права и способы их защиты