Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:06, реферат
Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества.
Исторические формы брака и семьи
Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества.
Отечественная правовая наука рассматривает исторические формы семьи и брака по работе Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, в которой, как считается, раскрыты законы и основные этапы развития первобытнообщинного строя и причины его неминуемой гибели; показано возникновение и развитие семьи. На основе исследований ряда ученых по истории древнего общества Энгельс дал новое объяснение исторических форм семьи и брака.
Он начинает рассмотрение племенного периода. По его мнению, брачные отношения возникали без учета степени родства; допускались браки между родителями и детьми, братьями и сестрам; племя функционировало как неделимое кольцо без семьи, брака и других понятий.
Данный период именовался промискуитетом (от лат. promiscuus - смешанный, общий) – термин был введен в науку Дж. Мак-Леннаном для обозначения предполагаемой стадии ничем не ограниченных отношений между полами, предшествовавших установлению каких бы то ни было норм брака и форм семьи. П. не исключал временного сожительства отдельными парами, означая лишь отсутствие установленных обычаем ограничений половых связей. Промискуитет непосредственно не наблюдался ни у одного народа ни в древности, ни в современных отсталых обществах, однако у многих из них зафиксированы временные нарушения брачных норм (напр., оргиастические празднества). По мнению одних современных ученых, П. господствовал на всем протяжении эпохи "первобытного человеческого стада", по мнению других, - в конце этой эпохи неограниченный П. сменился ограниченным во времени.
Из него возникли две формы группового брака: кровнородственная семья и семья пуналуа - экзогамна.
Кровнор с. в пределах одного поколения все между собой считаются мужьями и женами. В этой форме семьи брачные (половые) отношения исключаются только между предками и потомками, между родителями и детьми, то есть табуированы только межпоколенческие браки. Так, братья и сестры – родные, двоюродные, троюродные и более далеких степеней родства – все считаются между собой братьями и сестрами и уже в силу этого мужьями и женами друг друга. Таким образом, первый шаг в организации семьи состоял в том, чтобы исключить половую связь между родителями и детьми.
Кровнородственная семья была гипотетически реконструирована Л. Морганом. Выделяя данную стадию Морган основывался на данных этнографии полинезийцев (как выяснилось в 20 в., ошибочных) и, в частности, на сохранившейся у них т. н. "малайской" терминологии родства. Сейчас большинство сов. специалистов отказались от гипотезы К. с. и считают древнейшей формой групповой семьи и группового брака экзогамно-родовые отношения.
Второй шаг организации семьи
состоял в исключении ее для сестер и братьев.
Он совершался не сразу. Вероятно, начался
с исключения половой связи между единоутробными
братьями и сестрами и закончился запрещением
брака даже в боковых линиях, то есть для
детей, внуков и правнуков родных братьев
и сестер. При этом общность жен и мужей
внутри определенного семейного круга,
оставалась. Из семейного круга исключались
братья жен и сестры мужей. Подобная групповая
семья была названа Морганом пуналуальной
семьей. Название этого вида семьи происходит
от гавайского слово “пуналуа”, так называли
себя мужья общих жен (они не должны были
быть братьями и не могли более так себя
называть) и жены общих мужей. Осуждение
половых связей между сестрами и братьями
привело к разделению детей братьев и
сестер, возникла необходимость в разряде
племянников и племянниц, двоюродных братьев
и сестер. Постепенно ряд или несколько
рядов сестер, не имеющие возможности
брать в мужья своих братьев, образовывали
ядро одной общины, а единоутробные братья,
отделявшиеся от своих сестер, - ядро другой.
Таким образом, из пуналуальной семьи
возник институт рода.
Во главе рода стояла женщина – родоначальница
общины. Так как при форме групповой семьи
было трудно установить, кто отец ребенка,
и доподлинно известна была только его
мать. Происхождение могло быть установлено
только с материнской стороны, а поэтому
признавалась только женская линия.
Чем больше развивался род,
тем многочисленнее становились группы
“братьев” и “сестер”, между которыми
брак был невозможен, и все сложнее было
выбрать себе брачного партнера. В результате
групповой брак вытесняется парной семьей.
При этом важно, что парная семья нисколько
не отменяла господства женщины при ведении
коммунального хозяйства. Все еще сохранялось
материнское право, по которому дети умершего
мужчины принадлежали не к его роду, а
к роду матери. То есть после смерти мужчины
его собственность и имущество отходило
его сестрам и братьям и к детям его сестер
или же к потомкам сестер его матери, его
собственные дети лишались наследства.
Но парный брак ввел в семью новый элемент.
А именно – отца. В парной семье не только
мать ребенка, но и его отец стал достоверным.
При этом собственность, которой владел
мужчина, увеличивалась. С развитием средств
производства, богатства росли, мужчина
занимал все более влиятельное положение
в семье, и назревала необходимость изменить
традиционный порядок наследования в
пользу детей. Так как ребенок при парной
семье имел достоверного отца, это давало
возможность ввести определение происхождения
по мужской и право наследования по отцовской
линии. Материнское право было заменено
на отцовское. Как лаконично отмечает
Ф Энгельс: «Мы ничего не знаем о том, как
и когда эта революция произошла у культурных
народов. … Ниспровержение материнского
права было всемирно-историческим поражением
женского пола».
Парная семья развивалась в направлении
прочной моногамии. Промежуточной формой
стала патриархальная семья, законченным
типом которой является римская семья.
Главными признаками подобной семьи является,
во-первых, отцовская власть, и во-вторых,
включение в состав семьи несвободных.
Дело в том, что первоначально слово familia
обозначало совокупность принадлежащих
одному человеку рабов и относилось только
к рабам, то есть к несвободным. Позднее
в понятие familia – семья – стали включаться
и свободные ее члены – жена и дети.
Моногамная семья возникает из парной и, как
отмечает Энгельс, ее приход ознаменовал
наступление эпохи цивилизации. Моногамная
семья основана на господстве мужа с определенно
выраженной целью рождения детей, происхождение
которых от определенного отца не должно
подлежать сомнению. Эта бесспорность
происхождения нужна потому, что дети
со временем выступают наследниками собственности
своего отца. Моногамная семья отличается
от парной гораздо большей прочностью
брачных уз. Этот брак трудней расторгнуть,
и как правило право на развод принадлежит
мужчине, также же как и право на супружескую
неверность остается за ним. Так женщина
превращается в орудие для рождения детей
от и для определенного отца, что, в частности,
является причиной контроля ее сексуальности.
Моногамная семья со временем также претерпевает
изменения. В первую очередь, под давлением
экономических трансформаций. В качестве
примера подобной зависимости Энгельс
приводит развитие крупной промышленности,
которая позволила женщинам выйти на рынок
труда и стать полноправными кормилицами
своих семьей, из-за чего господствующая
позиция мужчины в семье сильно пошатнулась
Необходимо отметить, что Энгельс рассматривал
женский вопрос в контексте вопроса о
разрешении классовых противоречий. Он
утверждал, что господство одного класса
над другим, как и господство мужчины над
женщиной есть следствие простого экономического
господства и само собой исчезает вместе
с последним. Что же придет на смену моногамной
семье? Можно задать и более общий вопрос
– что же придет на смену капиталистическому
производству после его уничтожения? Энгельс
считал, что «это определится, когда вырастет
новое поколение».
Рассматривая формы брака, необходимо упомянуть и о полигамном браке. Полига́мия — форма брака, при котором брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет две формы — полигиния и полиандрия.
Полиа́ндрия (многомужество) — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.
В XIX веке бытовала на Маркизских островах, у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых этнических групп в Южной Индии и на Тибете. Высказывалась гипотеза о существовании этой формы брака в древней Южной Аравии.
Полиандрическая семья может выступать в двух формах:
При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине.
Многожёнство или полигини́я —