История развития и становления Конституции Российской Федерации 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:16, реферат

Краткое описание

В апреле 1992 г. VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России. Выступая в июле 1992 г. на заседании Конституционной комиссии, он сделал следующее примечательное признание: "Все больше за это время убеждался и сейчас убежден, что работа, которую Комиссия проводит, несет особое значение: Намерен вновь, начиная с сегодняшнего заседания, и впредь активно включиться в деятельность и работу Конституционной комиссии лично как Президент и Председатель Конституционной комиссии. И буду работать с вами до принятия новой Конституции" Стенограмма пленарного заседания Конституционной комиссии 29 июля 1992 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Причины принятия новой Конституции………………………………...12
Особенности принятия Конституции 1993 г …………………………...14
Отличие Конституции РФ от Конституции 1978 года………………...15
Структура Основного закона РФ………………………………………...19
Характеристика действующей Конституции…………………………...24
Заключение………………………………………………………………..….27
Список используемой литературы………………………………………....28

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция 1993.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования  Рязанской  области

ОГБОУ СПО «Рязанский педагогический колледж»

 

 

Реферат

по дисциплине конституционное право на тему :

История развития и становления Конституции Российской Федерации 1993 года

 

 

                                         

                                         Реферат выполнили  студенты группы 2 Ю  

                                                     Зилевич А., Иванова И. , Райко Е., Тен И. ,

                                                      Фильченко А., Шамонина Е.

                                                     Преподаватель:  Тищенко О К

 

 

Рязань  2013

 

Содержание

     Введение……………………………………………………………………….3

  1. Причины принятия новой Конституции………………………………...12
  2. Особенности принятия Конституции 1993 г …………………………...14
  3. Отличие Конституции  РФ от Конституции 1978 года………………...15
  4. Структура Основного закона РФ………………………………………...19
  5. Характеристика действующей Конституции…………………………...24

Заключение………………………………………………………………..….27

     Список используемой литературы………………………………………....28

 

 

Введение

 

 

    Потребность в новой  конституции в любой стране возникает  после          каких – либо масштабных  событий  общественно-политического  характера:  революции, завоевание   независимости,   распада   государства,  образование    нового государственного  единства,  изменение  формы  правления   и   политического режима.

    Каждая новая конституция  обобщает конкретный опыт истории  и обогащает его новым содержанием.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г.

    Глубокие перемены общественного  строя после 1985  года  в  СССР  и  РФ, особенно после провала  августовского путча 1991 года, распад  СССР  не  могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года.  Она  неоднократно и существенно менялась.

      С  учетом  поправок  1989-1992   годов   Конституция   РФ   приобрела принципиально  новые черты: отказ от  социалистической  модели  общественного развития, монопольного положения  КПСС  в  политической  системе,  признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Проект конституции разрабатывался Конституционной комиссией  и Конституционным Совещанием. Проект конституции, выносимый на всенародное голосование, был готов в начале ноября 1993 г.

 

16 июня 1990 г., когда I Съезд народных  депутатов РСФСР принял постановление  об образовании Конституционной  комиссии для разработки новой  Конституции России. Конституции  предстояло закрепить новую социальную  систему и иную, чем прежде, модель организации государственной власти.

 

На Съезде было решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, его заместителем - первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов, ответственным секретарем - О.Г. Румянцев.

 

Задачи Конституционной комиссии были обозначены широко:

 подготовка проекта новой  Конституции РФ и проведение  конституционной реформы, подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции РФ после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений Съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

 

Для работы над проектом Конституции была сформирована рабочая группа Конституционной комиссии. В ее состав вошли депутаты от разных фракций: Л.Б. Волков, С.А. Ковалев, А.В. Ковлягин, И.В. Федосеев, Ф.В. Цанн-Кай-Си, В.Л. Шейнис, а также эксперты Е.А. Данилов, В.Д. Зорькин, В.А. Кикоть, В.И. Лафитский, Л.С. Мамут, Б.А. Страшун. На разных этапах в работе Конституционной комиссии участвовали Э.М. Аметистов, И.П. Ильинский, Т.Ф. Морщакова, В.М. Савицкий, Ю.А. Тихомиров и другие авторитетные ученые-правоведы.

 

Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 г. Сразу же развернулось его широкое обсуждение в средствах массовой информации, государственных органах, учебных, научных учреждениях.

 

В апреле 1992 г. VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России. Выступая в июле 1992 г. на заседании Конституционной комиссии, он сделал следующее примечательное признание: "Все больше за это время убеждался и сейчас убежден, что работа, которую Комиссия проводит, несет особое значение: Намерен вновь, начиная с сегодняшнего заседания, и впредь активно включиться в деятельность и работу Конституционной комиссии лично как Президент и Председатель Конституционной комиссии. И буду работать с вами до принятия новой Конституции" Стенограмма пленарного заседания Конституционной комиссии 29 июля 1992 г.

 

Свое обещание он не сдержал. К концу 1992 г. резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы. Каждая из противоборствующих сторон - Президент и руководство Верховного Совета РСФСР - предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах.

 

За время работы Конституционной комиссии, которая продолжалась вплоть до октября 1993 г., текст проекта постоянно дорабатывался. Участники Комиссии находились в самом центре пересечения интересов различных политических сил .

 

Также существовали и альтернативные проекты Конституции.

 

1. Проект рабочей группы в  составе: С.М. Шахрая (руководитель), Е.Б. Абросимовой, Н.П.Азаровой, И.А.Бунина, А.В. Маслова, Г.В. Минха, Р.Г. Орехова, А.Я. Сливы, О.А. Тарасова (1992 г.).

 

Интересно отметить, что все ее члены группы в то время были работниками Государственно-правового управления Президента РФ. Возможно, проект был подготовлен с негласного разрешения самого Президента как проба реакции общества на закрепление позиций "сильного" президента. В целом проект имел характер скорее "государственного", нежели "общественного". Интересно, что в тексте не нашлось места для определения (характеристики) самого государства.

 

2. Проект Политсовета Российского  Движения демократических реформ  в составе: мэра Санкт-Петербурга  А.А. Собчака, мэра Москвы Г.Х. Попова, С.С. Алексеева, Ю.Х. Калмыкова и С.А. Хохлова (1992 г.).

 

Авторы этого проекта отделили "основные права и свободы человека и гражданина" от "прав и обязанностей гражданина Российской Федерации", разместив их соответственно в первой и второй главах первого раздела. Форма государственного устройства России проектом определялась как федерация, в состав которой входят республики, губернии и автономные национальные сообщества. Равенства субъектов Федерации в проекте не предполагалось: республики признавались государственными образованиями, имеющими свои конституции, а губернии - территориальными государственно-административными образованиями.

 

Согласно проекту Президент - глава государства (а не глава исполнительной власти), его высшее должностное лицо, обеспечивающее единство государственности, незыблемость конституционного строя.

 

3. Проекты народных депутатов-коммунистов.

 

В период с 1990 по 1993 г. депутаты-коммунисты предложили три проекта Конституции России. Наиболее примечательным из них был проект, подготовленный депутатской фракцией "Коммунисты России" Верховного Совета РФ "Правда" 5 июня 1993 г.; и в уточненном варианте - в "Российской газете" за 24 июня 1993 г. .

 

В названном проекте содержалась довольно обстоятельная глава о социальной политике, закрепляющая задачи государства по обеспечению реализации гражданином его способностей и дарований, а также основы национальной политики. Отличительная черта проекта - исключение института президентства. Высший законодательный орган - Верховный Совет, высшей исполнительный и распорядительный орган - Совет министров.

 

4. Проект Президента РСФСР 30 апреля 1993 г.

В проекте отсутствовало понятие "конституционный строй". В главе 1 была предпринята попытка соединить общие принципы (характеристики) государства с основами статуса человека и гражданина. Предусматривалось, что Российская Федерация есть демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы (аналогичные положения закреплены сейчас в ст.1, 2 Конституции) .

 

Высшим законодательным органом является парламент (Совет Федерации и Государственная Дума), исполнительным - Правительство РФ. Президент выведен из системы разделения властей и обозначен как самостоятельный субъект власти.

 

Инициативу выхода с собственным проектом Конституции Президент Б.Н. Ельцин обосновал в Указе от 12 мая 1993 г. "О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации": преодоление конституционного кризиса и осуществление демократических реформ возможным только путем скорейшего принятия российской Конституции.

 

12 мая 1993 г. Президент РФ принял  также Указ "О созыве Конституционного  совещания и завершении подготовки  проекта Конституции Российской  Федерации" Речь шла о доработке  президентского проекта Конституционным  совещанием.

 

Верховный Совет Российской Федерации в ответ сформировал комитет по конституционному законодательству. Эти события не только усугубили противостояние между Верховным Советом и Президентом России, но и раскололи состав рабочей группы продолжавшей свою деятельность Конституционной комиссии: некоторые депутаты и большая часть экспертов перешли на сторону Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания.

 

На первом этапе Конституционное совещание работало на пленарных заседаниях и в группах, образованных из его участников.

 

Помимо групп была сформирована рабочая комиссия по доработке проекта Конституции, в задачи которой входило завершение работы над проектом с учетом решений групп представителей.

 

На втором этапе Конституционное совещание действовало в составе двух палат - Государственной и Общественной. Помимо указанных палат проект Конституции рассматривался в рамках рабочей комиссии по доработке проекта Конституции и в Комиссии конституционного арбитража.

 

По президентскому проекту изначально Государственная Дума была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой степени усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от Совета Федерации - утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке.

 

Примерно в те же дни, когда Конституционное совещание завершило подготовку президентского проекта, свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными - большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

Президент Б.Н. Ельцин принял решение вернуться к согласованию конституционных проектов, подписав соответствующее распоряжение от 8 сентября 1993 г. Переговорный процесс оказался недолгим. 21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал печально известный Указ N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3597.. Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект, подготовленный Конституционным совещанием, стал уже не альтернативным, а основным. Вместе с тем, поскольку Конституционная комиссия не была официально распущена, ее рабочая группа, хотя и в сильно усеченном составе, продолжала готовить проект Конституции, намереваясь представить его на референдум наряду с проектом Конституционного Совещания.

 

Срочно собравшийся X Съезд народных депутатов РСФСР в постановлении от 24 сентября 1993 г. "О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом" подтвердил оценку ситуации Верховным Советом

 

В этот сложнейший период Конституционная комиссия поставила себе новую задачу - разработать механизм выхода из кризиса. К 1 октября О.Г. Румянцев и В.И. Лафитский подготовили пакет документов, принятие которых с точки зрения Конституционной комиссии давало последний шанс мирного урегулирования противостояния Президента и парламента страны: проект поправок в действующую Конституцию 1978 г., Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции.

Информация о работе История развития и становления Конституции Российской Федерации 1993 года