Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:53, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1 Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
2 Провести юридический анализ иных источников конституционного права;
3 Охарактеризовать принципы конституционного права и иные источники конституционного права России.
Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права и их виды.
Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………6
1. Источники конституционного права…………………………….6
1.1 Характеристика источников конституционного права………..8
2. Система конституционного права………………………………..14
2.1 Институт, который объединяет нормы закрепляющие основы
конституционного строя……………………………………………………19
2.2 Нормы института, который определяет систему государственной власти и систему местного самоуправления……………………………..22
Заключение……………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………29
Список использованных источников………………………………..31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………………6
конституционного строя……………………………………………………19
2.2 Нормы института, который определяет
систему государственной
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………..31
Введение
Проблемы, связанные с источниками конституционного права, считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, занимают место в этих разделах.
Для того, чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовых отношений, нужно обратиться к источникам конституционного права.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.
С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело сложную систему источников.
Конституционные нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только самой Конституции Российской Федерации, , но и в других нормативно-правовых актах.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, в которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.
Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.
Правовая система современной России сложна, и едина. Для современной системы отечественного законодательства характерна двухуровневость. Достаточно ясно проявляют себя, с одной стороны, общефедеральное законодательство, а с другой - региональное законодательство, взятое в его единстве и различии по признаку количества субъектов Российской Федерации. Эта закономерность распространяет свое значение и на конституционное законодательство.
Задачи курсовой работы:
1 Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
2 Провести юридический анализ иных источников конституционного права;
3 Охарактеризовать принципы
Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права и их виды.
Основная часть
1 Источники конституционного права
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые называются источниками. Среди них – конституция, законы, указы и другие правовые акты. Такие формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права. Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме конституционных норм, законов, указов Президента, решений Конституционного Суда.
Формы конституционного права составляют иерархию, в ней одни акты выполняют роль актов высокой по юридической силе по отношению к другим. Важно, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения.
Признание акта источником конституционного права влечет за собой определенные правовые последствия. Акт может порождать для граждан определенные права и обязанности. Специфика форм, присущих нормам конституционного права в их содержании и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод граждан, осуществляется только Конституцией в соответствии с установленным порядком ее принятия и изменения.
Две сферы образуют источники конституционного права: естественное право и позитивное право.
В их качестве выступают признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения конституционно-правовых норм. Источники конституционного права представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. Главным источником национальной правовой системы и конституционного права является конституция, нормы которой регулируют наиболее важные общественные отношения, обладая наивысшей юридической силой.
Система источников конституционного права РФ представлена Конституцией РФ и федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, решениями Конституционного Суда РФ, нормативными договорами, нормами международного права и актами органов местного самоуправления. Соответственно, она объединяет три уровня источников конституционного права: федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ - конституции, уставы, законы, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти; акты региональных референдумов; акты органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов. Кроме того, нетрадиционными источниками конституционного права выступают конституционные обычаи.
Источники конституционного права - это признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм.
Первый источник – это Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России (см Приложение А).
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:1
Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.
Второй источник - Федеральные конституционные законы.
Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия.
Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам").2 Нельзя, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция.
Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, Это:
1)чрезвычайное положение;
2)военное положение;
3)образование новых субъектов Российской Федерации;
4)порядок принятия в
5)порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации;
6)описание и порядок
7)порядок назначения
8)статус Уполномоченного по правам человека;
9)порядок деятельности Правительства Российской Федерации ;
10)судебная система;
11)порядок созыва
Перечисленные вопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей Конституции. Это относится, к самой процедуре принятия федеральных конституционных законов, к процедуре заключения договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
На данный момент времени действуют три федеральных конституционных закона: один регулирует федеральный референдум, а два - институты судебной власти. Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом развитии государства.3
Третий источник - Федеративный договор.
Часть источников конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, которые объединяются общим наименованием Федеративный договор.
Федеративный договор был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию Российской Федерации России, а его основные положения вошли в состав ее текста.
В ныне действующей Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. В случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции действуют положения Конституции. В той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.
Четвертый источник - Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права
Возможные рамки такого договорного разграничения (взаимного делегирования) предметов ведения и полномочий конституционно не определены. Не определена и процедура заключения и прекращения указанных договоров.
На практике договорами нередко изменяется разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Он, имеет преимущество перед разграничением, содержащимся в Федеративном договоре.
Положения соответствующих договоров имеют высокую юридическую силу, чем статьи Конституции.
Порядок заключения таких договоров, следующий. Он заключается в том, что договоры подписываются Президентом Российской Федерации с федеральной стороны и Президентом или главой республики, главой администрации со стороны субъекта Российской Федерации и вступают в силу обычно со дня опубликования. Официальное опубликование на федеральном уровне не имеет место (в печати субъектов Российской Федерации договоры обычно публикуются).
Договоры для вступления в силу должны бы утверждаться Федеральным Собранием и представительным органом законодательной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Причем для принятия решения нужно предусмотреть требование квалифицированного большинства, необходимого соответственно для принятия поправок к Конституции на федеральном уровне и для изменения конституции (устава) на уровне субъекта Российской Федерации.