Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 19:18, контрольная работа
1. Рассмотрите понятие основ конституционного строя, их закрепление в Конституции РФ
2. Какие существуют организационно-правовые формы общественных объединений, и какова их роль в становлении гражданского общества в России?
3. Раскройте структуру, порядок формирования и компетенцию Совета Федерации.
Задание 9
Конституционный строй – совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.
Совокупность норм конституционного права, регулирующих вышеуказанные отношения, составляет один из основных институтов конституционного права – основы конституционного строя. Понятие «основы конституционного строя» характеризуют закрепленные в Конституции базовые принципы государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного строя:
- базовые ценности народа: справедливость, равноправие, народовластие;
- важнейшие принципы построения государства: федерализм, самоуправление, разделение властей.
К основным чертам конституционного строя РФ относятся:
- демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления;
- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе;
- экономическое, политическое, идеологическое многообразие;
- свобода экономической
- разделение властей;
- разграничение предметов
- местное самоуправление;
- социальное государство;
- светское государство и др.
Глава 1 Конституции Российской Федерации называется «Основы конституционного строя», в статьях с 1 по 16 включительно прописаны незыблемые основы конституционного строя РФ, перечисленные выше:
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Перечисленные в первой главе основные принципы конституционного строя РФ обладают высшей юридической силой по сравнению иными конституционными нормами. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя:
Статья 16
2. Никакие другие положения
В заключении рассмотрения первого вопроса хотелось бы отметить, что главной обязанностью (функцией) государственной власти является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина– принцип конституционного строя, при котором человек и его права являются высшей ценностью общества.
Список литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998.
3. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. Конституционное право России (конспект лекций) /Авт.-сост. А.В. Якушев. М.: Приор, 1998.
4. Чиркин В.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2003.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007.
В соответствии с ст. 5 гл.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»:
Статья 5. Понятие общественного объединения
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Организационно-правовые формы общественных объединений определены в ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ:
Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Основной ролью общественных объединений в становлении гражданского общества в России можно назвать участие общественности в управлении делами государства и муниципалитета, работа с органами исполнительной власти, решение наиболее «острых» вопросов с учетом мнения общества. Все перечисленное выше оказывает положительное влияние на работу государственных служб и, в первую очередь, на самих граждан, повышая уровень ответственности каждого из нас, а также дает возможность чувствовать себя причастным к деятельности государственной власти и органов местного самоуправления, что, безусловно, повышает уровень гражданской ответственности в обществе.
Список литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
3. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. Конституционное право России (конспект лекций) /Авт.-сост. А.В. Якушев. М.: Приор, 1998.
4. Васильев В.Г. Конституционное право: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. ФГОУ ВПО СИБАГС, 2011.
Структура Совета Федерации:
Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации":
Статья 1. Основы формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
1. В Совет Федерации
2. Наделение полномочиями члена
Совета Федерации
3. Наделение полномочиями члена
Совета Федерации
4. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.
Компетенция Совета Федерации (полномочия и обязанности) определена Конституцией РФ.
Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому ее главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.
В соответствии с Конституцией РФ:
Статья 102.
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета
Статья 106.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Список литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
3. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998.
4. Конституционное право / Отв. ред. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. Конституционное право России (конспект лекций) /Авт.-сост. А.В. Якушев. М.: Приор, 1998.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"