Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:40, контрольная работа

Краткое описание

Задача №1. В субъекте РФ принят закон по вопросу назначения мировых судей. Законом предусмотрено, что назначение мировых судей осуществляется региональным парламентом с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ. Прокурором субъекта РФ соответствующая норма закона опротестована, поскольку, по мнению прокурора, высшие должностные лица субъектов РФ не вправе участвовать в процессе назначения мировых судей. Прав ли прокурор? Изменится ли решение, если речь идет о необходимости учета мнения представительного органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится соответствующий судебный участок? Проанализируйте и оцените практику Верховного Суда РФ по данному вопросу.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная по конституционному праву.docx

— 17.07 Кб (Скачать файл)

 

Вариант№1

Задача №1. В субъекте РФ принят закон по вопросу назначения мировых судей. Законом предусмотрено, что назначение мировых судей осуществляется региональным парламентом с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ. Прокурором субъекта РФ соответствующая норма закона опротестована, поскольку, по мнению прокурора, высшие должностные лица субъектов РФ не вправе участвовать в процессе назначения мировых судей. Прав ли прокурор? Изменится ли решение, если речь идет о необходимости учета мнения представительного органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится соответствующий судебный участок? Проанализируйте и оцените практику Верховного Суда РФ по данному вопросу.

ОТВЕТ: Конституция РФ предоставляет  значительные  возможности субъектам  РФ для формирования собственной  законодательной базы. Прокурор не прав.

В соответствии с Федеральный законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в редакции от 18.07.2011), Ст. 6.  О Порядке назначения (избрания) на должность мировых судей: Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются  требования, которые в соответствии с Законом РФ «О статусе судей  в РФ» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений Федерального закона.

В соответствии с Законом  «О мировых судьях в РФ» помимо назначения мирового судьи на должность  представительным органом субъекта федерации предусмотрена возможность  избрания мировых судей непосредственно  населением судебного участка. Однако исследование законов, принятых в субъектах  Федерации по данному вопросу, свидетельствует  о том, что ни в одном из субъектов  не нашла закрепления наиболее демократичная, на мой взгляд, процедура непосредственного  избрания мирового судьи населением судебного участка. Во всех регионах страны приняты законы, согласно которым  вопрос о назначении мировых судей  решается не путем выборов населением, а назначением их законодательными органами субъектов Федерации. Сроки  избрания мировых судей различны. Статья 7 Закона «О мировых судьях в  РФ» рекомендует избрать мировых  судей первоначально не более  чем на 5 лет, а повторно также  на пятилетний срок. Принятые в регионах законодательные акты по сравнению  с ФЗ ставят мировых судей в  большую зависимость от исполнительной и законодательной ветвей власти субъекта Федерации, а не от населения  участков, где им придется осуществлять правосудие. Тем самым понижается реальная самостоятельность и полнота  судебной власти, что непременно скажется на справедливости принимаемых судебных решений. Правовая природа института  мировых судей предполагает, что  они должны получать мандат доверия  непосредственно от населения, чьи  ежедневные житейские конфликты  вынуждены решать мировые судьи. Кроме того, выборность была бы гарантией  независимости мировых судей  от государственных органов Федерации, что в полной мере соответствовало  бы принципу разделения властей. Одним  из условий замещения должности  мирового судьи ранее было справедливое требование того, чтобы мировой судья был местным жителем, так как только такие люди знают условия местной жизни и смогут при вынесении решений обоснованно использовать местные обычаи и традиции. Кроме того, назначение мировых судей на должность в настоящее время осуществляется даже не местными органами самоуправления, действующего на территории участка, а законодательным органом субъекта Федерации,  достаточно удаленного из запросов и интересов конкретного судебного участка.

 проанализировав практику  и акты субъектов РФ, можно  сделать вывод, что   оставляют  законы, наделяющие правом представления  кандидатур на должности мировых  судей высших должностных лиц  субъектов РФ или руководителей  высших исполнительных органов  государственной власти. В ряде  субъектах РФ необходимо получение  согласия на представляемую кандидатуру  председателя областного и приравненного  к нему суда общей юрисдикции. А в соответствии со ст. 9 Закона  «О порядке назначения и деятельности  мировых судей в  Челябинской  области» и ст. 7 Закона «О мировых  судьях в Ямало-Ненецком автономном  округе» соответствующее представление  вносится совместно губернатором  и председателями областного  суда и суда автономного округа. В 5 актах предусмотрено выявление  мнения местного самоуправления, как правило, в лице его представительных  органов, причем речь идет как  о согласовании, так и о наличии  мнения соответствующих представительных  органов местного самоуправления, и только в двух случаях  необходимо получить согласие  главы администрации муниципального  образования. К этой группе  относят и законодательное решение,  принятое в Республике Дагестан, согласно ст.7 Закона «О мировых  судьях в Республике Дагестан»  представление о кандидатурах  на должности мировых судей  вносятся в парламент Государственным  Советом (правительством) этого субъекта  Российской Федерации, на основании  представления председателя Верховного  суда Республики Дагестан.

 

Задача № 2. За три дня  до проведения выборов депутатов  Барнаульской городской Думы житель краевого центра Тюрин за совершение преступления особой тяжести был осужден Алтайским краевым судом к 15 годам лишения свободы. В день выборов, находясь в изоляторе временного содержания г. Барнаула, он потребовал допустить его к участию в выборах. Вправе ли гражданин Тюрин участвовать в выборах? Если да, то каким образом возможно такое участие? Изменится ли решение, если Тюрин – житель Кытмановского района Алтайского края и речь идет о выборах органов местного самоуправления данного муниципального образования?

ОТВЕТ:

 

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (в  редакции от 27.07.2010) не имеют права  избирать, быть избранными, участвовать  в референдуме граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда. На момент выборов приговор суда в отношении гражданина Тюрина не вступил в законную силу, т.к. в соответствии с пунктом 1 статьи 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 №154-ФЗ приговор суда первой инстанции вступает  в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если приговор не был обжалован сторонами. Согласно пункту 1 статьи 356 УПК РФ срок обжалования приговора суда первой инстанции составляет 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае с гражданином Тюриным срок обжалования приговора суда не прошел, а следовательно приговор не вступил в законную силу.

В соответствии с положениями  Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», Федерального закона от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании по стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» граждане, находящиеся в местах содержания под стражей, обладают избирательным  правом. Следовательно, гражданин Тюрин  имеет право участвовать в  выборах.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» гражданину Тюрину для реализации своих прав на выборах должны предоставить справку установленной формы в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Порядок устанавливается  постановлением Правительства Российской  Федерации 02.07.2003г. №391 согласно  которому для участия в выборах  или в референдуме гражданам  Российской Федерации, находящимися  в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, не имеющим паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа, администрацией указанных мест содержания выдается справка по форме, определяемой совместно Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

В случае, если гражданин Тюрин является жителем Кытмановского района Алтайского края и речь идет о выборах органов местного самоуправления данного муниципального образования, то согласно статьи 3 Федерального закона от 26.11.1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав гражданина Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» не имеют права избирать в органы местного самоуправления граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. На момент выборов приговор суда  в отношении гражданина Тюрина не вступил в законную силу, следовательно, гражданин Тюрин имеет право на участие в выборах органов местного самоуправления данного муниципального образования.

 

Задача № 3. Центральная  избирательная комиссия РФ зарегистрировала инициативную группу по проведению референдума  по вопросу преобразования России из федеративного государства в  унитарное государство. Основанием послужили решения избирательных  комиссий 36 субъектов РФ о регистрации  соответствующих региональных подгрупп. Оцените ситуацию.

 В соответствии  с  ФЕДЕРАЛЬНЫМ КОНСТИТУЦИОННЫМ ЗАКОНОМ  О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ст15 п2 Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации.

 Так как в данной  ситуации всего лишь 36 решений  субъектов, а это не половина  всех субъектов так как в  РФ на данное время, согласно  Конституции РФ  ст. 65 п1 всего 83, из этого следует, необходимы решения еще как минимум 5 субъектов, всего должно было подать 42 или более, для того что бы была произведена регистрация в ЦИК РФ инициативной группы.

Нормативные правовые акты:

Конституция РФ;

Федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в  редакции от 08.06.2012);

Федеральный конституционный  закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме  Российской Федерации» (в редакции от 24.04.2008);

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в редакции от 18.07.2011);

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (в  редакции от 02.05.2012)


Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"