Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 15:54, контрольная работа
1. Теоретическое задание: «Что относят к источникам семейного права и почему?».
2. Практическое задание: Решите письменно задачу.
Людмила Новгородова проживала со своей дочерью Ксенией, 10-ти лет, отдельно от своего мужа Леонида Громова, который был лишен родительских прав по отношению к своей дочери по той причине, что нещадно избивал ее во время запоев и выгонял из квартиры. На почве пьянства психика его пришла в расстройство. Он заболел психической болезнью и был признан недееспособным. Людмила Новгородова возненавидела своего мужа до такой степени, что не захотела, чтобы дочь Ксения носила фамилию отца. Она решила изменить фамилию дочери «Громова» на свою фамилию «Новгородова». Отец Ксении возражал против изменения ее фамилии.
1. Обладает ли Ксения правом на изменение своей фамилии?
2. Может ли мать (Людмила Новгородова) изменить фамилию дочери (Ксении) без ее согласия?
3. Какой орган вправе разрешить изменить присвоенную Ксении фамилию отца на фамилию матери?
4. По достижении какого возраста Ксения может изменить фамилию самостоятельно?
5. Должно ли быть учтено мнение Леонида Громова при изменении фамилии его дочери в данном случае?
План выполнения работы:
Людмила
Новгородова проживала со своей
дочерью Ксенией, 10-ти лет, отдельно
от своего мужа Леонида Громова, который
был лишен родительских прав по отношению
к своей дочери по той причине,
что нещадно избивал ее во время
запоев и выгонял из квартиры. На
почве пьянства психика его пришла
в расстройство. Он заболел психической
болезнью и был признан недееспособным.
Людмила Новгородова
1. Обладает ли Ксения правом на изменение своей фамилии?
2. Может ли мать (Людмила Новгородова) изменить фамилию дочери (Ксении) без ее согласия?
3. Какой орган вправе
разрешить изменить
4. По достижении какого
возраста Ксения может
5. Должно ли быть учтено мнение Леонида Громова при изменении фамилии его дочери в данном случае?
1.Теоретическое задание: «Что относят к источникам семейного права и почему?».
В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм. Отсюда следует, что источники семейного права — это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые подразделяются на семейное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права.
Главным источником любой отрасли права, в том числе и семейного, является Конституция Российской Федерации. Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что закреплено и в п. 1 ст. 3 Семейного Кодекса РФ1 (далее – СК РФ). Семейное законодательство включает СК РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ним, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например, ст. 19 - о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 - о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).
Основным источником семейного права, «сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.
Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК РФ могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с СК РФ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).
Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК РФ (п. 2 ст. 3), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ или федеральный закон.
К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, т. е. содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
Как следует из п. 3 ст. 3 СК. Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако, в отличие от законов субъектов РФ. Это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК РФ, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.
В соответствии с указами Президента РФ
нормативные правовые акты Правительства
РФ принимаются в основном по вопросам
организационно-
Существует значительное количество
нормативных актов федеральных
министерств и ведомств по вопросам
семейного права, развивающих и
конкретизирующих отдельные положения,
содержащиеся в постановлениях Правительства
РФ. Поскольку в ст. 3 СК РФ отсутствует
упоминание о таких источниках семейного
права, как нормативные акты федеральных
органов исполнительной власти, в
юридической литературе высказывается
мнение о необходимости существенного
ограничения возможности их применения
либо о их переутверждении на уровне
правительственных
В этой связи представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будут противоречить требованиям СК РФ.
Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», а также в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
Согласно названным актам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
Как указывалось выше, семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации (республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, а также автономными округами). В свою очередь акты субъектов Российской Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.
Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см., например, ст. 13 СК).
При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др., должны соответствовать положениям СК и других федеральных законов.
Также следует иметь в виду, что, согласно п. 1 ст. 170 СК РФ, на период после принятия СК и до приведения в соответствие с ним законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ (включая законодательные и иные нормативные акты Союза ССР, законы и иные нормативные правовые акты РФ), они применяются в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 15), постольку, поскольку не противоречат СК РФ.
На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению норм права, в том числе Семейного кодекса и других актов семейного законодательства.
Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, этим актам не противоречащей.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним, прежде всего, относятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
Кроме того, следует также иметь в виду,
что до принятия соответствующих законодательных
актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения
по их применению, содержащиеся в постановлениях
Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут
применяться судами в части, не противоречащей
Конституции РФ, законодательству РФ и
Соглашению о создании СНГ.
2. Практическое задание:
Людмила Новгородова проживала со своей дочерью Ксенией, 10 лет, отдельно от своего мужа Леонида Громова, который был лишен родительских прав по отношению к своей дочери по той причине, что нещадно избивал ее во время запоев и выгонял из квартиры. На почве пьянства психика его пришла в расстройство. Он заболел психической болезнью и был признан недееспособным. Людмила Новгородова возненавидела своего мужа до такой степени, что не захотела, чтобы дочь Ксения носила фамилию отца. Она решила изменить фамилию дочери «Громова» на свою фамилию «Новгородова». Отец Ксении возражал против изменения ее фамилии.
1. Обладает ли Ксения правом на изменение своей фамилии?
2. Может ли мать (Людмила Новгородова) изменить фамилию дочери (Ксении) без ее согласия?
3. Какой орган вправе разрешить изменить присвоенную Ксении фамилию отца на фамилию матери?
4. По достижении какого возраста Ксения может изменить фамилию самостоятельно?
5. Должно ли быть учтено мнение Леонида Громова при изменении фамилии его дочери в данном случае?
1. Каждый ребенок имеет право
на имя, отчество и фамилию
(ст.58 СК РФ). И каждый вправе
поменять их, не объясняя причин
своего решения. Однако в
2. П.2 ст.59 СК РФ установлено, что если родители проживают