Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Порядок осуществления опеки …………………………………………….4
2. Порядок осуществления попечительства ………………………………….5
3. Статус органов опеки и попечительства …………………………………..7
4. Порядок прекращения опеки и попечительства …………………………..9
5. Основания для назначения опекуна (попечителя), их обязанности и права …………………………………………………………………………...11
6. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц ……………………………………………………………………………..16
Заключение ……………………………………………………………………20
Список используемой литературы …………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по гражданскому праву.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………3

1. Порядок осуществления  опеки …………………………………………….4

2. Порядок осуществления попечительства ………………………………….5

3. Статус органов опеки и попечительства …………………………………..7

4. Порядок прекращения опеки и попечительства …………………………..9

5. Основания для назначения  опекуна (попечителя), их обязанности и права …………………………………………………………………………...11

6. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц ……………………………………………………………………………..16

Заключение ……………………………………………………………………20

Список используемой литературы …………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тот факт, что определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, вызвал к жизни институт опеки и попечительства, который, прежде всего, имеет целью восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов.

Так как не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Этот институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя недееспособными или не полностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.

Опека (попечительство) устанавливается решением органа местного самоуправления, который, в соответствии с законодательством, является органом опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется судебного разбирательства.

На подопечного ребенка органом опеки и попечительства в большинстве случаев выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие опекуну (попечителю) в организации обучения, отдыха и лечения подопечного. Пособие выплачивается в следующих случаях: если родители ребенка лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах, по состоянию здоровья не могут самостоятельно исполнять родительские обязанности, умерли либо признаны судом умершими, находятся в местах лишения свободы или содержатся под стражей, признаны судом недееспособными или ограничено дееспособными, находятся в розыске либо признаны безвестно отсутствующими или в случае если они добровольно передали ребенка под опеку. В остальных случаях пособие не выплачивается.

По исполнении подопечному 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

Менее жесткие требования к кандидату в опекуны (попечители) в части дохода, не требуются справки об отсутствии судимости.

Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна (попечителя).

С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью.

 

  1. Порядок осуществления опеки

 

Статья 32 ГК РФ регулирует порядок осуществления опеки. Опека устанавливается над двумя категориями граждан: над малолетними, над признанными судом недееспособными. К числу малолетних относятся несовершеннолетние в возрасте до 14 лет. Дееспособность малолетних подопечных определяется ст. 28 ГК РФ. Опека устанавливается и над полностью недееспособным гражданином, не способным самостоятельно осуществлять, защищать свои права. От его имени сделки совершает опекун (п. 2 ст. 29 ГК РФ).

 

Гражданский кодекс, предусматривая правила, с помощью которых малолетний гражданин становится полноценным участником гражданских правоотношений, обеспечивает охрану его прав и возможность их реализации. То же самое можно сказать применительно к совершеннолетним гражданам, признанным судом недееспособными. С помощью опеки не обладающие дееспособностью лица выступают как полноправные субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них в их интересах осуществляет опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.

 

  1. Порядок осуществления попечительства

 

Ст. 33 ГК РФ определяет порядок осуществления попечительства. Попечительство устанавливается над двумя категориями граждан: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет; ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В первом случае основанием для попечительства служит возрастной критерий, а не состояние несовершеннолетнего. При этом учитывается, что уже в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. В отличие от опеки попечительство над несовершеннолетними касается главным образом имущественной стороны их отношений с попечителем.

При установлении попечительства над лицами, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками, учитывается, что они не выполняют своих обязанностей по отношению к лицам, которых должны содержать по закону, разоряют семью, ставят ее в бедственное положение. Превращая заработок, доход в источник удовлетворения своего болезненного пристрастия, такие граждане наносят и тяжелый моральный ущерб членам своей семьи, особенно престарелым и несовершеннолетним. Поэтому Гражданский кодекс РФ позволяет ограничить их дееспособность в соответствии со ст. 30. Однако ограничение дееспособности этой категории граждан касается лишь тех, кто еще не деградировал полностью, способен в какой-то степени управлять своими действиями и поступками. В противном случае речь может идти об установлении опеки после признания судом гражданина полностью недееспособным.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей совершать мелкие бытовые сделки (п. 2 ст. 26 ГК РФ), а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если эти сделки не требуют нотариального удостоверения либо государственной регистрации (см. п. 2 ст. 28 ГК РФ). На все остальные сделки требуется письменное согласие попечителя (п. 1 ст. 26 ГК РФ). В некоторых случаях суд или органы опеки и попечительства по ходатайству попечителя могут ограничить или лишить несовершеннолетнего, находящегося под попечительством, права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с п. 4 ст. 26 ГК РФ, например, если подросток неразумно тратит получаемые им средства, использует их на приобретение спиртных напитков, наркотиков, на азартную игру и т.п.

Ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, несколько иначе сказывается на объеме его прав и обязанностей. Поскольку здесь главная задача - предотвратить трату получаемых средств любого размера на алкоголь и наркотики, п. 1 ст. 30 ГК РФ разрешает ограниченно дееспособному лицу совершение мелких бытовых сделок. На все остальные сделки, связанные с получением заработка, пенсии и иных доходов, требуется в соответствии с п. 1 ст. 30 ГК РФ согласие его попечителя. Однако это обстоятельство не освобождает такого гражданина от самостоятельной имущественной ответственности по совершенным сделкам и за причиненный им вред (п. 1 ст. 30 ГК РФ).

 

Предоставление подопечному, имеющему попечителя, относительной свободы в гражданско-правовой сфере не означает, что ему вовсе не нужна помощь в осуществлении прав, исполнении обязанностей, прежде всего, имущественного порядка. Эта помощь (содействие) может заключаться в совете, как поступить в той или иной ситуации, в посещении организаций, способных помочь как подростку, так и ограниченно дееспособному гражданину. Активным должно быть участие попечителя в оформлении наследства, причитающегося подопечному, в предъявлении, рассмотрении иска, направленного на защиту имущественных прав подопечного или против него, а также при исполнении вынесенного судом решения. Помощь и поддержка попечителя нужны и при защите личных прав подопечного, его чести и достоинства, перемене имени, фамилии и т.п. Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц в самом широком смысле слова, например, ограждать подростка от плохого окружения, использующего его физическую, психическую незрелость, вовлекающего подростка в совершение асоциальных поступков, в нетрезвый образ жизни.

 

  1. Статус органов опеки и попечительства

 

Ст. 34 ГК РФ определяет правовой статус органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства относятся к органам местного самоуправления. Постановления, касающиеся опеки и попечительства - назначение опекуна или попечителя, его освобождение, отстранение от должности и другие вопросы, глава местной администрации выносит единолично. Его постановление обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, общественными организациями, как любое другое постановление административного органа. При этом не имеет значения, где оно вынесено. Оно действительно на всей территории РФ и не нуждается в подтверждении.

В своей работе органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией, Гражданским кодексом  РФ, Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами, как федерального уровня, так и принятыми субъектами РФ в пределах их компетенции.

Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу. Источником получения этой информации могут служить сигналы органов социальной защиты, правозащитных органов, полиции, органов ЗАГС, жилищных органов, суда, прокуратуры, заявления соседей, родственников и просто посторонних граждан. Эти сигналы немедленно проверяются органами опеки и попечительства по месту нахождения нуждающегося в их помощи гражданина для принятия необходимых мер защиты. Степень обязательности информации о попавших в бедственное положение недееспособных, ограниченно дееспособных граждан зависит от характера деятельности организаций, получивших соответствующую информацию, наличия или отсутствия родственных связей гражданина с лицом, нуждающимся в помощи со стороны государства. Для большинства организаций, так или иначе охраняющих права граждан, поставить в известность о случившемся органы опеки и попечительства - обязательная часть их работы, их профессиональный долг. Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина полностью или ограниченно дееспособным.

Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Такой надзор обязателен и касается всех категорий недееспособных. Осуществляя его, органы опеки и попечительства тем самым сводят к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному. Причем всякий раз речь идет о постоянном, регулярном и систематическом обследовании условий жизни подопечного. При контроле за деятельностью опекуна полностью недееспособного лица обращается внимание на меры по физическому уходу за ним, оказанию ему медицинской помощи. При попечительстве над ограниченно дееспособным важно знать, оправдывает ли себя такая мера, как попечительство. Чаще всего надзор за условиями воспитания подопечного поручают педагогам и воспитателям. Контроль за деятельностью опекуна (попечителя) сочетается с различного рода помощью в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т.п.

 

  1. Порядок прекращения опеки и попечительства

 

Ст. 40 ГК РФ определяет порядок прекращения опеки и попечительства.

Признание судом полностью недееспособного совершеннолетнего гражданина дееспособным в результате его выздоровления означает, что он может сам себя защищать, заботиться самостоятельно о своих насущных потребностях, разумно руководить своими действиями и поступками, связанными с защитой как личных, так и имущественных прав. Поэтому опекун ему уже не нужен. Тогда опека прекращается, но не автоматически, а по заявлению опекуна или по инициативе органов опеки и попечительства. То же самое происходит с попечителем при отмене судом ограничения дееспособности лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами.

 

Опека переходит в попечительство автоматически, если подопечный достиг 14 лет. Тогда опекун становится попечителем без всяких к тому усилий со своей стороны и без согласия на то органов опеки и попечительства.

Потребность в попечительстве прекращается автоматически по достижении 18 лет. Если же данный гражданин не может разумно руководить своими действиями и поступками по не зависящим от него причинам, например, из-за тяжелого психического заболевания, требуется решение суда о признании его недееспособным, что дает возможность установить над ним опеку. Злоупотребление 18-летним гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами может повлечь признание его ограниченно дееспособным с последующим установлением над ним попечительства.

После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК РФ) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства. Надобность в попечительстве над несовершеннолетним отпадает и в случае его эмансипации (ст. 27 ГК РФ).

Основанием для прекращения опеки и попечительства должно быть также нарушение условий назначения опекуна, попечителя, предусмотренных п. 2 ст. 35 ГК РФ. Опека и попечительство прекращаются в случае смерти подопечного или его опекуна или попечителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт опеки и попечительства направлен на обеспечение защиты интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в частно - правовой сфере.

 

 

 

  1. Основания для назначения опекуна (попечителя), их обязанности и права

 

Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):

  • факт отсутствия попечения со стороны родителей или лиц их

Информация о работе Опека и попечительство