Основные теории
происхождения государства
Человечество с давних пор интересовалось
проблемами, касающимися государства
и права. В результате сегодня мы имеем
множество теорий происхождения и государства,
и права. Эти теории разрабатывались в
различные исторические периоды и изменялись
в процессе развития общественных отношений
и экономики.
Основными теориями происхождения государства
принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном
начале в происхождении государства. Согласно
данной концепции государство было создано
и существует в современном мире по воле
Бога, при этом право считается божественной
волей. Таким образом, считалось, что власть
церкви имеет более высокое положение,
находится над светской властью, монарх
при вступлении на престол освящался церковью,
почитался представителем Бога на земле.
Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский,
Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальную
теорию. Согласно данной теории государство
произошло в результате исторического
развития семьи. Разросшаяся семья превратилась
в государство. Поэтому монарх приходится
отцом (патриархом) всем своим подданным,
которые обязаны его слушаться и относиться
к нему с большим почтением. Обязанность
же монарха – забота о своих подданных
и справедливое управление ими. Сторонниками
патриархальной теории являются: Аристотель,
Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский
и др.
3. Договорную теорию. По этой теории государство
является продуктом человеческого разума,
но не проявлением воли Бога. В результате
государство возникло вследствие заключения
людьми общественного договора между
собой, для того чтобы обеспечить общую
пользу и интересы. Если же будут нарушены
или не выполнены условия общественного
договора, то народ вправе расторгнуть
его, причем даже через революцию. Сторонники
договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж.
Руссо, А.Н. Радищев и др.
4. Материалистическую
теорию. В соответствии с этой теорией
образование государства стало результатом
трансформации общества под действием
социально-экономических причин. Сторонники
материалистической теории: К. Маркс, Ф.
Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
5. Психологическую
теорию. Данная теория состоит в том,
что возникновение государства связывается
с особенными свойствами человеческой
психики, а именно с тягой к власти одних
над другими и потребностью одних подчиняться
другим. Сторонники психологической теории:
Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия
считают, что государство возникло как
результат насилия, через завоевания более
слабых и беззащитных народов более сильными
и организованными племенами. Представители
теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский
и др.
7. Органическую теорию.
Сторонники органической теории считали, что государство появилось
и развивалось дальше как биологический
организм. Представители органической
теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
Материалистическая
теория происхождения государства: основоположники,
суть теории, ее достоинства и недостатки.
Теологическая концепция - официальная
доктрина Ватикана, автором которой является
Фома Аквинский (XII-XIII вв.). В науке существовало
и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения государства.
Это вполне естественно и понятно, ибо
каждая из позиций отражает взгляды и
суждения представителей различных социальных
групп, творивших в разное время, в неодинаковых
социально-политических условиях. За время
существования науки теории права и государства
были высказаны и обоснованы с той или
иной степенью Достоверности десятки
самых разных гипотез. Вместе с тем споры
о природе Права и государства продолжаются
и по сей день.
Теологическая теория является одной
из самых древних. Ее создатели считали,
что государство вечно существует в силу
божественной воли, а потому каждый обязан
смиряться перед этой волей, подчиняться
ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи
(древний Вавилон) говорилось о божественном
происхождении власти царя: «Боги поставили
Хаммурапи править "черноголовыми"»;
«Человек является тенью бога, раб является
тенью человека, а царь равен богу» (т.
е. богоподобен). В древнем Китае император
именовался сыном неба. В более близкие
нам времена идею богоустановленности
государственной власти продолжало развивать
христианство. «Всякая душа да будет покорна
высшим властям,— говорится в послании
апостола Павла к римлянам,— ибо нет власти
не от Бога, существующие власти от Бога
установлены». Уже философы античной древности
(Платон, Аристотель) считали законы откровением
и даром богов, а по Кодексу Юстиниана,
государь является посланником Божьим
на земле.
Согласно теологической теории творец
всего сущего на Земле, в том числе государства,
— Бог, проникнуть же в тайну божественного
замысла, постичь природу и сущность государства
невозможно. Не затрагивая научности данной,
основанной на агностицизме посылки, отметим,
что теологическая теория не отвергала
необходимости создания и функционирования
земного государства, обеспечения надлежащего
правопорядка. Придавая государству и
государственной власти божественный
ореол, она присущими ей средствами поднимала
их престиж, сурово осуждала преступность,
способствовала утверждению в обществе
взаимопонимания и разумного порядка.
В средневековой Европе в трудах ученых-теологов
(и, в частности, в работах классиков католицизма
— Августина Аврелия и Фомы Аквинского)
необходимость государства выводилась,
с одной стороны, из учения Аристотеля
о политической сущности человека, а с
другой — из определенного свыше предназначения
государства как политического института.
Поскольку человек, уже изначально предрасположен
к власти или к повиновению, постольку
государственный порядок рассматривается
как раз и навсегда устоявшийся, неизменный,
подчиненный исключительно Божественному
провидению.
Так, в теологических воззрениях святого
Августина противопоставляются друг другу
абсолютная вечность Бога и реальная изменчивость
материального и человеческого мира, «Град
Божий» и «Град земной». Стремясь преодолеть
противопоставление церковной и светской
властей, другой мыслитель Средневековья
— Фома Аквинский — утверждал божественное
происхождение всех видов власти. Основание
морального (естественного) закона, по
Аквинскому, лежит не в разуме законодателя,
а в природе вещей, разумной в силу разумности
творения, т. е. в разуме Бога.
Вместе с тем данная доктрина умаляет
влияние социально-экономических и иных
отношений на государство и не позволяет
определить, как совершенствовать форму
государства, как улучшать государственное
устройство. К тому же теологическая теория
в принципе недоказуема, так как построена
в основном на вере.
В наше время у богословия также имеются
немалые возможности для оздоровления
духовной жизни в стране и укрепления
российской государственности.
Недостаток - теологическая теория имеет
объективно-идеалистический характер,
так как ставит государство и право в зависимость
от воли Бога. Положительный момент этой
теории заключается в том, что теологи
рассматривают естественное право как
неотчуждаемое и неизменное.
10. Патриархальная
теория происхождения государства: основоположники,
суть теории, ее достоинства и недостатки
Патриархальная теория трактует происхождение
государства как результат исторического
разрастания патриархальной семьи.
Патриархальная теория была широко распространена
в Древней Греции и рабовладельческом
Риме, получила второе дыхание в период
средневекового абсолютизма и какими-то
отголосками дошла до наших дней. У истоков
ее стоял Аристотель, который считал, что
государство представляет собой естественную
форму человеческой жизни, что вне государства
общение человека с себе подобными невозможно.
Как существа общественные люди стремятся
к объединению, к образованию патриархальной
семьи. А увеличение числа этих семей и
их объединение приводят к образованию
государства. Аристотель утверждал, что
государственная власть есть продолжение
и развитие отцовской власти.
В Китае эту теорию развивал Конфуций
(551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство
как большую семью. Власть императора
уподоблялась власти отца, а отношения
правящих и подданных - семейным отношениям,
где младшие зависят от старших и должны
быть преданными правителям, почтительными
и слушаться во всем старших. Правители
же должны заботиться о своих подданных,
как это принято в семье.
В средние века, обосновывая существование
в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе
«Патриархия, или защита естественного
права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную
теорию доказывал, что первоначально Бог
даровал королевскую власть Адаму, который
поэтому является не только отцом человеческого
рода, но и его властелином.
Патриархальная теория нашла благоприятную
почву в России. Ее активно пропагандировал
социолог, публицист, теоретик народничества
Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н.
Покровский также считал, что древнейший
тип государственной власти развился
непосредственно из власти отцовской.
Видимо, не без влияния данной теории пустила
глубокие корни в нашей стране вековая
традиция веры в «отца народа», хорошего
царя, вождя, способного решать все проблемы
за всех. По сути своей такая традиция
антидемократична, обрекает людей на пассивное
ожидание чужих решений, подрывает уверенность
в себе, снижает у народных масс социальную
активность, ответственность за судьбу
своей страны.
Патернализм, вождизм порождает и многочисленных
идеологических «оруженосцев», готовых
на все лады восхвалять вождей, оправдывать
в глазах людей самые негативные их действия
и решения. Наиболее яро эта тенденция
проявилась во времена сталинского тоталитаризма.
Культовая идеология не только оправдывала,
но и всячески восхваляла концентрацию
неограниченной власти в руках Сталина,
сразу же превращая каждый его шаг в «исторический»,
«судьбоносный», «решающий». Вся страна
оказалась вовлеченной в это грандиозное
восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную
идеей непогрешимости, всеведения, всесилия
и всезнания одного человека. Человеческая
личность ни социально, ни юридически
не была защищена.
Патриархальную теорию критиковали многие
и в разное время. В частности, еще Дж. Локк
писал, что вместо научного подхода мы
находим в ее положениях «детские побасенки».
Ее называли «доктриной прописей», антинаучной
биологизацией такого сложного явления,
как государство.
Данная теория получила современное звучание
в идее государственного патернализма,
т.е. принятии государством на себя заботы
о своих гражданах и подданных в случаях
наступления неблагоприятной для них
ситуации - болезни, инвалидности, безработицы
и др. Позитивным в патриархальной теории
было то, что ее сторонники, в частности
Н. Михайловский, призывали устранять
из жизни все безнравственное, вредное,
неразумное по отношению к человеку. А
это возможно лишь в обществе, которое
построено по типу семейных отношений.
11.
Договорная теория происхождения государства:
основоположники, суть теории, ее достоинства
и недостатки
Теория договорного происхождения государства
возникла в глубине веков. В Древней Греции
некоторые софисты считали, что государство
возникло в результате договорного объединения
людей с целью обеспечения справедливости.
У Эпикура «впервые встречается представление
о том, что государство покоится на взаимном
договоре людей...». Но если в воззрениях
философов Древней Греции мы находим лишь
зачатки данной теории, то в трудах блестящей
плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция,
Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия),
Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо
(Франция) и др. она получила полное свое
развитие.
Столь пристальный интерес к названной
теории объясняется тем, что многие обоснованные
в ней положения неотчуждаемость личных
прав и свобод, делегирование властных
полномочий, юридическая ответственность
государственной власти и т. д.) были использованы
в качестве структурных элементов политической
программы третьего сословия (буржуазии)
в ходе борьбы с королевским абсолютизмом.
Согласно договорной теории государство
возникло в результате заключения общественного
договора. Люди договорились между собой
объединиться в государственный союз,
создать власть и подчиняться ей. Необходимость
объединения людей диктовалась появлением
общественного неравенства, породившего
несправедливость и конфликты, а также
целями выживания в условиях природной
стихии и окружения враждебными племенами.
Представители договорной теории возникновения
государства считали, что договор об образовании
государства заключался между каждым
членом общества и государством. По договору
люди передают часть своих прав государству,
которое обязуется охранять их собственность
и безопасность. Таким образом, не божественная
Воля, а сами люди, их сознательная деятельность
стали причиной образования государства.
Сторонники этой теории исходили из того,
что государству предшествует естественное
состояние общества. Оно по-разному трактовалось
различными учеными. Так, Гоббс считал,
что это было состояние "войны всех
против всех". Руссо, напротив, исходил
из того, что люди в этом состоянии обладали
естественными, прирожденными правами
и свободами, что это был "золотой век"
человечества. Но после появления частной
собственности возникло социальное неравенство.
По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит
народу в целом, а правители выступают
лишь уполномоченными народа и обязаны
отчитываться перед ним. Правители могут
быть сменены по воле народа, в том числе
и путем восстания.
Согласно естественно-правовой теории,
человеку от рождения присуще естественное
право, которое включает в себя право на
жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность
и частную собственность. Государство
создает позитивное право в форме законов.
Естественное право по отношению к позитивному
является высшим, поскольку воплощает
справедливость, а принципом позитивного
права является целесообразность.
Слабая сторона данной теории заключается
в том, что государственно-правовые явления
рассматриваются как продукт человеческого
разума и воли. Такая трактовка происхождения
государства и права является субъективно-идеалистической,
так как игнорирует объективные экономические
и социально-политические факторы. Положительной
стороной естественно-правовой теории
является признание приоритета естественного
права над позитивным.
12.
Теория насилия: основоположники, суть
теории, ее достоинства и недостатки
Идейные истоки этой теории зародились
еще в эпоху рабовладения. Ее представители
считали, что государство возникает в
результате насилия и завоевания. Более
развернутое научное обоснование теория
получила распространение в конце XIX —
начале XX вв. Теория насилия объясняет
возникновение государства завоеванием
одних племен другими, т.е. военно-политическим
фактором. После завоевания победители
стремятся с помощью насилия утвердить
свое господство и образуют для этих целей
государственную организацию. Ее основоположники
Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.
опирались на известные исторические
факты (возникновение германских и венгерских
государств). Мать государства, утверждают
сторонники теории насилия,— война и завоевание.
Так, австрийский государствовед Л. Гумплович
писал: «История не предъявляет нам ни
одного примера, где бы государство возникало
не при помощи акта насилия, а как-нибудь
иначе. Кроме того, это всегда являлось
насилием одного племени над другим, оно
выражалось в завоевании и порабощении
более сильным чужим племенем более слабого,
уже оседлого населения». Гумплович переносит
закон жизни животных на человеческое
общество, чем биологизирует социальные
явления. По его словам, над действиями
диких орд, обществ, государств царит сложный
закон природы.
К. Каутский, развивая основные положения
теории насилия, утверждал, что классы
и государство появляются вместе как продукты
войны и завоевания. «Государство и классы,—
писал он,— начинают свое существование
одновременно. Племя победителей подчиняет
себе племя побежденных, присваивает себе
всю их землю и затем принуждает побежденное
племя систематически работать на победителей,
платить им дань или подати. Первые классы
и государства - образуются из племен,
спаянных друг с другом актом завоевания»
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо
критиковал данную теорию, которая гипертрофировала
роль насилия и игнорировала социально-экономические
факторы. Чтобы возникло государство,
необходим такой уровень экономического
развития, который позволил бы содержать
государственный аппарат и производить
соответствующее военное оружие. Если
подобных экономических условий нет, никакое
насилие само по себе не может привести
к возникновению государства. Вместе с
тем бесспорно и то, что насилие, завоевание
играло немаловажную роль в государство
образующем процессе. Оно не было первопричиной
образования государства, но служило мощным
катализатором этого процесса.
В теории насилия, несомненно, присутствуют
элементы экономической концепции. Однако
эти две точки зрения на причины происхождения
общества и государства не совпадают в
главном. Если Маркс и Энгельс доказывают,
что государство не есть сила, извне навязанная
обществу, а есть результат его внутреннего
развития, то Дюринг, Гумплович и другие
в основу возникновения государства ставят
факторы внутреннего или внешнего насилия.
Несмотря на принципиальную несовместимость
данных теорий, они, тем не менее, строятся
на общей базе: действиях человека, которые
обусловлены экономическими и социальными
факторами его жизни.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя
не только из формальных соображений,
но и на основании исторического опыта,
который подтверждает, что завоевание
одних народов другими являлось реальным
фактом существования государственности
исторически длительное время (например,
Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего,
так и внешнего, объективно присутствовали
и сопровождали процесс возникновения
любого государства (римское, древнегерманское
государство. Киевская Русь). В более позднее
время непосредственное насилие сыграло
решающую роль в образовании американского
государства: борьба между Севером и рабовладельческим
Югом в итоге привела к образованию США.
Ясно, что эти реальные факты исторической
действительности лишь частично подтверждают
истинность теории насилия, но не позволяют
полностью игнорировать ее научные положения.
Данная теория преувеличивает роль насилия
в происхождении государства и ставит
на первое место военно-политические факторы
вместо социально-экономических.
13.
Материалистическая теория происхождения
государства: основоположники, суть теории,
ее достоинства и недостатки
В середине ХIХ в. возникла марксистская
теория происхождения государства. Ее
основные постулаты изложены в работах
К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология",
"Манифест Коммунистической партии",
в книге Энгельса "Происхождение семьи,
частной собственности и государства".
Основными причинами происхождения государства
основоположники марксизма считали раскол
общества на антагонистические классы
с непримиримыми интересами, что было
обусловлено изменениями в экономическом
базисе, которые, в свою очередь, привели
появлению частной собственности. Все
это подорвало изнутри родовое общество.
Отсюда они определяли государство как
результат, прежде всего социально-экономических
процессов развития общества. В государстве
власть начинает выражать интересы только
одной части населения - экономически
господствующего класса, который становится
и политически господствующим классом.
Государство возникает как орудие в руках
имущих классов для удержания в повиновении
и подавления сопротивления неимущих
слоев. Эта роль государства обеспечивается
созданием специальных органов принуждения
(армии, полиции, суда, тюрем и др.).
Суть теории заключается в том, что государство
явилось на смену родоплеменной организации,
а право - обычаям. Государство не навязывается
обществу извне, а возникает на основе
естественного развития самого общества,
связанного с разложением родового строя,
появлением частной собственности и социальным
расслоением общества по имущественному
признаку. Возникли классы и классовый
антагонизм, а значит, возникла потребность
во властном органе, способном обеспечивать
преимущество интересов одних членов
общества в противовес интересам других.
По утверждению представителей материалистической
теории оно является исторически преходящим,
временным явлением и отомрет с исчезновением
классовых различий.
Представители других концепций и теорий
происхождения государства считают положения
материалистической теории односторонними,
неверными, так как они не учитывают психологических,
биологических, нравственных, этнических
и других факторов, обусловивших формирование
общества и возникновение государства.
Тем не менее, огромная заслуга экономического
материализма состоит в доказательстве
выдающегося значения экономического
фактора.
Теологическая
теория происхождения государства
получила распространение в средневековье
в трудах Ф. Аквинского; в современных
условиях се развили идеологи исламской
религии, католической церкви (Ж. Маритен,
Д. Мерсье и др.).
По мнению представителей
данной доктрины, государство — продукт
божественной воли, в силу чего государственная
власть вечна и незыблема, зависима главным
образом от религиозных организаций и
деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться
государю во всем. Существующее социально-экономическое
и правовое неравенство людей предопределено
той же божественной волей, с чем необходимо
смириться и не оказывать сопротивления
продолжателю на земле власти Бога. Следовательно,
непослушание государственной власти
может расцениваться как непослушание
Всевышнему.
Основоположники этой
теории, выражая широко распространенное
ранее религиозное сознание, утверждали,
что государство создано и существует
по воле Бога. В связи с этим церковная
власть имеет приоритет над светской властью.
Именно поэтому вступление всякого монарха
на престол должно быть освящено церковью.
Это действие придает светской власти
особую силу и авторитет, превращает монарха
в представителя Бога на земле. Данная
теория широко использовалась для обоснования
и оправдания неограниченной монархии,
а также пропаганды смирения подданных
перед государственной властью.
Придавая государству
и государям (как представителям и выразителям
божественных велений) ореол святости,
идеологи данной теории поднимали и поднимают
их престиж, способствовали и способствуют
утверждению в обществе порядка, согласия,
духовности. Особое внимание здесь уделяется
«посредникам» между Богом и государственной
властью — церкви и религиозным организациям.
Вместе с тем данная
доктрина умаляет влияние социально- экономических
и иных отношений на государство и не позволяет
определить, как совершенствовать форму
государства, как улучшать государственное
устройство. К тому же теологическая теория
в принципе недоказуема, ибо построена
в основном на вере.
Патриархальная теория
происхождения государства
К наиболее известным
представителям патриархальной
теории происхождения государства
можно отнести Аристотеля, Р. Филмера,
Н. К. Михайловского и др.
Они исходят из того,
что люди — существа коллективные, стремящиеся
к взаимному общению, приводящему к возникновению
семьи. В последующем развитие и разрастание
семьи в результате объединения людей
и увеличения числа этих семей и приводит
в конечном счете к образованию государства.
Государство — это
результат исторического развития семьи
(разросшаяся семья). Глава государства
(монарх) является отцом (патриархом) по
отношению к своим подданным, которые
должны относиться к нему с почтением
и слушаться неукоснительно.
Отсюда власть государя
есть продолжение власти отца (патриарха)
в семье, которая выступает как неограниченная.
Поскольку признается изначально божественное
происхождение власти «патриарха», подданным
предложено покорно подчиняться государю.
Всякое сопротивление такой власти недопустимо.
Лишь отеческая забота царя (короля и т.
п.) способна обеспечить необходимые для
человека условия жизни. В свою очередь,
глава государства и старшие дети должны
(как это принято в семье) заботиться о
младших.
Как и в семье отец,
так и в государстве монарх не выбирается,
не назначается и не смешается подданными,
ибо последние — его дети.
Разумеется, известная
аналогия государства с семьей возможна,
так как структура государственности
возникла не сразу, а развивалась от простейших
форм, которые, действительно, вполне могли
быть сравнимы со структурой первобытной
семьи. Кроме того, эта теория создает
ореол святости, уважения государственности
власти, «родственности» всех в единой
стране. В современных условиях эта теория
получила отражение в идее государственного
патернализма (забота государства о больных,
инвалидах, престарелых, многодетных и
т. д.).
Вместе с тем представители
данной доктрины упрощают процесс происхождения
государства, по сути дела, экстраполируют
понятие «семья» на понятие «государство»,
а такие категории, как «отец», «члены
семьи», необоснованно отождествляются
соответственно с категориями «государь»,
«подданные». К тому же, по свидетельству
историков, семья (как социальный институт)
возникала практически параллельно с
возникновением государства в процессе
разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория происхождения
государства
Договорная
теория происхождения государства
была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах
Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.
По мнению представителей
договорной теории, государство возникает
как продукт сознательного творчества,
как результат договора, в который вступают
люди, находившиеся до этого в «естественном»,
первобытном состоянии. Государство —
не проявление божественной воли, а продукт
человеческого разума. До создания государства
был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо),
завершившийся появлением частной собственности,
расслоившей общество на бедных и богатых,
приведшей к «войне всех против всех»
(Т. Гоббс).
Согласно этой теории
единственным источником государственной
власти является народ, а все государственные
служащие, как слуги общества, обязаны
отчитываться перед ним за использование
властных полномочий. Права и свободы
каждого человека не являются «подарком»
государства. Они возникают в момент рождения
и в равной степени у каждого человека.
Поэтому все люди от природы равны.
Государство — это
рациональное объединение людей на основе
соглашения между ними, в силу которого
они передают часть своей свободы, своей
власти государству. Изолированные же
до происхождения государства индивиды
превращаются в единый народ. В итоге у
правителей и общества возникает комплекс
взаимных прав и обязанностей, а следовательно,
и ответственность за невыполнение последних.
Так, государство имеет
право принимать законы, собирать налоги,
наказывать преступников и т. п., но обязано
защищать свою территорию, права граждан,
их собственность и т. д. Граждане обязаны
соблюдать законы, платить налоги и проч.,
в свою очередь, они имеют право на защиту
свободы и собственности, а в случае злоупотребления
правителями властью — расторгнуть договор
с ними даже путем свержения.
С одной стороны, договорная
теория была крупным шагом вперед в познании
государства, ибо порывала с религиозными
представлениями о происхождении государственности
и политической власти. Эта концепция
имеет и глубокое демократическое содержание,
обосновывая естественное право народа
на восстание против власти негодного
правителя и его свержение.
С другой стороны,
слабым звеном данной теории является
схематичное, идеализированное и абстрактное
представление о первобытном обществе,
которое якобы на определенном этапе своего
развития осознает необходимость соглашения
между народом и правителями. Очевидна
недооценка в происхождении государственности
объективных (прежде всего социально-экономических,
военно-политических и др.) факторов и
преувеличение в этом процессе факторов
субъективных.
Теория насилия
Теория
насилия получила распространение
в XIX в. и в наиболее завершенном виде была
представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича,
К. Каутского и др.
Причину происхождения
государственности они видели не в экономических
отношениях, божественном провидении
и общественном договоре, а в военно-политических
факторах — насилии, порабощении одних
племен другими. Для управления завоеванными
народами и территориями необходим аппарат
принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей
данной доктрины, государство — «естественно»
(т. е. путем насилия) возникшая организация
властвования одного племени над другим.
Насилие и подчинение властвующим подвластных
является основой возникновения экономического
господства. В результате войн племена
перерождались в касты, сословия и классы.
Завоеватели превращали покоренных в
рабов.
Следовательно, государство
— не итог внутреннего развития общества,
а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические
факторы в образовании государственности
отвергать полностью нельзя. Исторический
опыт подтверждает, что элементы насилия
сопровождали процесс возникновения многих
государств (например, дрсв- негерманского,
древневенгерского).