Основы защиты государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 11:52, реферат

Краткое описание

1. Система документов по защите государственной тайны.
2. Закон РФ “О государственной тайне”.
3. Закон РФ “Об информации, информатизации и защите государственной тайны”.

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.тайна.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)

План лекции: Система документов по защите государственной тайны. Закон РФ “О государственной тайне”

Название

План лекции: Система документов по защите государственной тайны. Закон РФ “О государственной тайне”

страница

1/4

Дата конвертации

27.01.2013

Размер

0.5 Mb.

Тип

Закон


 

 

  1   2   3   4

Лекция 3 
 
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ  
План лекции:

  1.  
    Система документов по защите государственной тайны.
  2.  
    Закон РФ “О государственной тайне”.
  3.  
    Закон РФ “Об информации, информатизации и защите государственной тайны”.

 

  1.  
    Система документов по защите государственной тайны

 
 
По функционально-целевому назначению документы по защите государственной тайны подразделяются на следующие основные классы: 
 
правовые; 
 
организационно-распорядительные; 
 
нормативные; 
 
плановые; 
 
информационные. 
 
Правовые вопросы защиты государственной тайны закрепляются в самостоятельных (специальных) правовых документах (актах) или отражаются в виде отдельных положений (разделов) правовых документов (актов) более общего характера. 
 
В правовых документах (актах) определяют концептуальные, правовые, организационные и экономические основы защиты государственной тайны, в том числе: 
 
основные направления государственной политики в области защиты государственной тайны; 
 
основные права и обязанности государства, организаций, предприятий и граждан в области защиты государственной тайны; 
 
основные органы государственного управления, ответственные за организацию защиты государственной тайны, сфера их компетентности; 
 
основные правила и процедуры аттестации объектов и сертификации средств защиты информации, а также средств контроля состояния защиты информации; 
 
основные правила и процедуры лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны; 
 
виды и формы ответственности организаций, предприятий и граждан за нарушение требований по защите государственной тайны; 
 
финансово-экономические основы обеспечения работ по защите государственной тайны. 
 
Правовые документы в области защиты государственной тайны включают: 
 
Федеральные законы; 
 
указы и распоряжения Президента Российской Федерации; 
 
постановления и распоряжения высших органов исполнительной и судебной властей Российской Федерации. 
 
К основным законам в области защиты государственной тайны относятся специальные законы “О государственной тайне”, “Об информации, информатизации и защите информации”, а также более общие правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Закон “Об участии в международном информационном обмене”, Закон “О федеральных органах правительственной связи и информации”, Закон и др. “Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации” и др. 
 
Организационно-распорядительные документы определяют состав и регламентируют деятельность соответствующих органов и служб при организации и осуществлении защиты государственной тайны. 
 
По характеру регламентируемых вопросов (решаемых задач) и продолжительности действия организационно-распорядительные документы подразделяют на два вида: 
 
основополагающие (руководящие) документы; 
 
распорядительные документы (документы оперативного управления). 
 
Основополагающие (руководящие) документы помимо самостоятельного использования служат основой при разработке нормативных, плановых и информационных документов. 
 
Основополагающие (руководящие) документы по защите государственной тайны являются в своем большинстве подзаконными актами, детализирующими и раскрывающими положения правовых документов. Они устанавливают основные направления, единые принципы, порядок организации защиты государственной тайны соответствующими органами и службами с приведением их долговременных задач, функций, прав, обязанностей и мер ответственности. 
 
Основополагающие (руководящие) документы издаются соответствующими органами государственного управления, ответственными за организацию защиты государственной тайны, и являются обязательными в пределах установленной при их утверждении сферы действия и области распространения. 
 
Основными видами основополагающих (руководящих) документов по защите государственной тайны являются: концепции, положения, руководства, наставления, инструкции, правила. 
 
В концепциях по защите государственной тайны на основе правовых документов формируются: 
 
направления государственной политики в области защиты государственной тайны; 
 
основные цели и задачи защиты; 
 
виды и средства технических разведок, другие угрозы безопасности государственной тайны, от которых необходимо защищать информацию; 
 
принципы осуществления защиты, типовые методы и способы защиты; 
 
основные направления технической политики в создании средств защиты информации и контроля ее эффективности; 
 
принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений; 
 
принципы оценки эффективности защиты государственной тайны, показатели эффективности защиты. 
 
Положения по защите государственной тайны издаются на основе правовых актов и принятых концепций по защите и детализируют указанные документы, в основном, по вопросам организации защиты государственной тайны в конкретном органе государственной власти (ведомстве) и, в частности, регламентируют: 
 
основные направления работ по защите государственной тайны; 
 
структуру органов и служб, ответственных за организацию и осуществление защиты государственной тайны, их права и обязанности; 
 
порядок организации и проведения типовых работ по защите государственной тайны для основных объектов защиты; 
 
финансово-экономические вопросы обеспечения работ по защите государственной тайны; 
 
вопросы государственного лицензирования в области защиты государственной тайны и др. 
 
Также могут издаваться Положения об органах по защите государственной тайны и Положения о структурных подразделениях по защите государственной тайны на предприятиях и в организациях. 
 
Детальные разъяснения отдельных практических вопросов по организации и осуществлению защиты государственной тайны, включаются в соответствующие инструкции и правила. 
 
Правовые и организационно-распорядительные документы носят нормативный характер, вводятся в действие правовым актом, являются обязательными для исполнения. Поэтому эти два вида документов также обозначают общим термином “нормативные правовые акты по защите государственной тайны”. 
 
Распорядительные документы - документы текущего (оперативного) управления издают во исполнение или в дополнение к основополагающим документам и устанавливают направления, методы (способы, приемы) организации работ по защите государственной тайны в зависимости от возникающих конкретных задач управления и условий защиты государственной тайны. Основными видами распорядительных документов по защите государственной тайны являются решения, приказы, директивы, распоряжения, указания. 
 
Нормативные документы (НД) устанавливают единые требования, нормы и правила защиты информации, составляющей государственную тайну, обязательные для исполнения в пределах установленной при их введении сферы действия и области их распространения. 
 
Основными видами нормативных документов, в которых регламентируются вопросы защиты государственной тайны, являются:  
 
специальные НД Гостехкомиссии России и других органов государственной системы защиты информации; 
 
НД государственной системы стандартизации. 
 
Наряду с государственными стандартами отдельные вопросы защиты информации для различных объектов защиты регламентируются в стандартах отраслей, предприятий, а также в технических условиях на отдельные виды продукции и в других нормативных документах. 
 
Видами специальных НД по защите информации являются: 
 
нормы (например, требования эффективности защиты от технических разведок); 
 
модели, методики и методические указания (например, оценки возможностей технических средств разведки, эффективности мероприятий по защите, контроля и др.); 
 
рекомендации (пособия, например, по способам и средствам защиты от технических разведок и др.); 
 
лицензии предприятиям на право осуществления работ по защите; 
 
сертификаты соответствия продукции требованиям по защите государственной тайны; 
 
аттестаты на объекты защиты, средства защиты информации и средства контроля эффективности ее защиты. 
 
Плановые документы включают целевые программы и планы в области защиты государственной тайны или соответствующие разделы программ и планов более общего характера, по которым осуществляется самостоятельное финансирование. 
 
Информационные документы служат для информационного обеспечения решения задач организации и осуществления защиты государственной тайны. По форме представления информационные документы могут быть следующих видов: 
 
справочные документы (справочные пособия, единые исходные данные и др.); 
 
отчетная научно-техническая документация; 
 
учебная и научная литература; 
 
документы служебного делопроизводства (акты, банки и базы данных, донесения, журналы и др.). 
 
Структура системы документов по защите государственной тайны представлена на схеме 3.1. 
2. Закон Российской Федерации “О государственной тайне”1 
ВВЕДЕНИЕ 
Закон “О государственной тайне” вступил в действие 21 сентября 1993 года. В чем состоит причина принятия этого закона? 
 
Дело в том, что в СССР существовала жестко централизованная система управления народным хозяйством, в том числе и при решении вопросов защиты государственной тайны. Это было вполне обосновано и определялось единой формой государственной собственности, ведомственной системой управления хозяйством. При таком управлении решения Совета Министров были обязательны для всех предприятий и организаций и поддерживались соответствующим материальным и финансовым обеспечением. Действовали закрытые документы в области защиты государственной тайны.  
 
С развитием разнообразных форм собственности, с отказом от централизованного планирования и обеспечения система управления процессами защиты государственной тайны оказалась нарушенной. Как и все хозяйство страны, эта система должна строится на новой правовой и базе. Основа такой базы составил Закон РФ “О государственной тайне”. 
 
Какова логика построения этого Закона? 
 
В разделе I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ – устанавливается сфера действия закона, основные понятия и полномочия органов государственной власти и должностных лиц. 
 
Раздел II - ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - целиком посвящен перечню сведений, которые потенциально могут быть отнесены к государственной тайне. 
 
В разделе III - ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ - приводятся принципы засекречивания сведений, степени и грифы секретности, указываются сведения, не подлежащие засекречиванию, излагается порядок отнесения сведений к государственной тайне. 
 
Раздел IV - РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ - устанавливает порядок рассекречивание сведений и их носителей, в том числе при исполнении запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти. 
 
В разделе V - РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - определяется порядок взаимной передачи сведений органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями в современных условиях хозяйствования, а также порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну другим государствам при международном сотрудничестве. 
 
Раздел VI - ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - устанавливает организационную систему защиты государственной тайны и формулирует основные положения механизма защиты. К элементам такого механизма относятся: 
 
1. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне  
 
2. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. 
 
3. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну. 
 
4. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. 
 
5. Сертификация средств защиты государственной тайны. 
 
6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне. 
 
Раздел VII - ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - определяет порядок такого финансирования. 
 
Раздел VIII - КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - вводит соответствующую систему контроля и надзора. 
 
Таким образом, закон охватывает все стороны проблемы защиты государственной тайны от отнесения сведений к государственной тайне до установления механизма защиты этих сведений, финансирования мероприятий по защите сведений, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. 
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
 
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона 
 
Место действия:  
 
1. На территории Российской Федерации (включая учреждения Российской Федерации за рубежом). 
 
2. За ее пределами — в силу специфичности Закона его требования обязательны для выполнения должностными лицами и гражданами, осведомленными в государственной тайне, в том числе и при их выездах за границу в служебные командировки или по частным делам. 
 
Время вступления Закона в силу – с момента опубликования (с 12 сентября 1993 г.). 
 
Субъекты правоотношений, деятельность которых регламентируется:  
 
1. Органы представительной, исполнительной и судебной властей всех уровней, органы местного самоуправления. 
 
2. Предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. 
 
3. Должностные лица и граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования настоящего Закона (например, народные депутаты, руководители органов государственной власти). 
 
В силу ограничительного характера Закона он должен распространяться только на сравнительно небольшую часть населения, добровольно вступившую с государством в правоотношения по защите государственной тайны. 
 
Граждане, получившие доступ к государственной тайне в силу сложившихся обстоятельств (нашедшие утраченные секретные документы, например), не должны ограничиваться из-за этого в своих правах. 
 
Такой подход к возникновению правовой ответственности граждан в сфере защиты государственной тайны полностью соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), определяющего в качестве основы для правоотношений между физическими и юридическими лицами наличие заключенного договора (контракта). 
 
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты 
Полномочия органов государственной власти и должностных лиц определены в соответствии с существующим принципом разделения функций органов представительной, исполнительной и судебной властей. Учитывая федеральный характер Закона, такие полномочия определены только для федеральных органов государственной власти. 
 
При этом органы государственной власти Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления (пункт 4) рассматриваются в качестве субъектов, исполняющих законодательство о государственной тайне. По этой же причине на уровне субъектов Федерации разделение функций между различными ветвями государственной власти не предусмотрено, а должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации не наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.  
 
Закон устанавливает следующие полномочия: 
 
“1.Палаты Федерального Собрания: 
 
осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны; 
 
рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны; 
 
определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания; 
 
2. Президент Российской Федерации: 
 
утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны; 
 
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; 
 
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; 
 
заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну; 
 
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации; 
 
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. 
 
3. Правительство Российской Федерации: 
 
организует исполнение Закона Российской Федерации “О государственной тайне”; 
 
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; 
 
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; 
 
устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; 
 
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны; 
 
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации; 
 
устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны; 
 
устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику государственной тайны в результате ее засекречивания; заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам; в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. 
 
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий: 
 
обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; 
 
обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; 
 
обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне; 
 
реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; 
 
вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны. 
 
5. Органы судебной власти: 
 
рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне; обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны; 
 
обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны; 
 
определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти”.


 

План лекции: Система документов по защите государственной тайны. Закон РФ “О государственной тайне”

Название

План лекции: Система документов по защите государственной тайны. Закон РФ “О государственной тайне”

страница

1/4

Дата конвертации

27.01.2013

Размер

0.5 Mb.

Тип

Закон


 

 

  1   2   3   4

Лекция 3 
 
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ  
План лекции:

  1.  
    Система документов по защите государственной тайны.
  2.  
    Закон РФ “О государственной тайне”.
  3.  
    Закон РФ “Об информации, информатизации и защите государственной тайны”.

 

  1.  
    Система документов по защите государственной тайны

 
 
По функционально-целевому назначению документы по защите государственной тайны подразделяются на следующие основные классы: 
 
правовые; 
 
организационно-распорядительные; 
 
нормативные; 
 
плановые; 
 
информационные. 
 
Правовые вопросы защиты государственной тайны закрепляются в самостоятельных (специальных) правовых документах (актах) или отражаются в виде отдельных положений (разделов) правовых документов (актов) более общего характера. 
 
В правовых документах (актах) определяют концептуальные, правовые, организационные и экономические основы защиты государственной тайны, в том числе: 
 
основные направления государственной политики в области защиты государственной тайны; 
 
основные права и обязанности государства, организаций, предприятий и граждан в области защиты государственной тайны; 
 
основные органы государственного управления, ответственные за организацию защиты государственной тайны, сфера их компетентности; 
 
основные правила и процедуры аттестации объектов и сертификации средств защиты информации, а также средств контроля состояния защиты информации; 
 
основные правила и процедуры лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны; 
 
виды и формы ответственности организаций, предприятий и граждан за нарушение требований по защите государственной тайны; 
 
финансово-экономические основы обеспечения работ по защите государственной тайны. 
 
Правовые документы в области защиты государственной тайны включают: 
 
Федеральные законы; 
 
указы и распоряжения Президента Российской Федерации; 
 
постановления и распоряжения высших органов исполнительной и судебной властей Российской Федерации. 
 
К основным законам в области защиты государственной тайны относятся специальные законы “О государственной тайне”, “Об информации, информатизации и защите информации”, а также более общие правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Закон “Об участии в международном информационном обмене”, Закон “О федеральных органах правительственной связи и информации”, Закон и др. “Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации” и др. 
 
Организационно-распорядительные документы определяют состав и регламентируют деятельность соответствующих органов и служб при организации и осуществлении защиты государственной тайны. 
 
По характеру регламентируемых вопросов (решаемых задач) и продолжительности действия организационно-распорядительные документы подразделяют на два вида: 
 
основополагающие (руководящие) документы; 
 
распорядительные документы (документы оперативного управления). 
 
Основополагающие (руководящие) документы помимо самостоятельного использования служат основой при разработке нормативных, плановых и информационных документов. 
 
Основополагающие (руководящие) документы по защите государственной тайны являются в своем большинстве подзаконными актами, детализирующими и раскрывающими положения правовых документов. Они устанавливают основные направления, единые принципы, порядок организации защиты государственной тайны соответствующими органами и службами с приведением их долговременных задач, функций, прав, обязанностей и мер ответственности. 
 
Основополагающие (руководящие) документы издаются соответствующими органами государственного управления, ответственными за организацию защиты государственной тайны, и являются обязательными в пределах установленной при их утверждении сферы действия и области распространения. 
 
Основными видами основополагающих (руководящих) документов по защите государственной тайны являются: концепции, положения, руководства, наставления, инструкции, правила. 
 
В концепциях по защите государственной тайны на основе правовых документов формируются: 
 
направления государственной политики в области защиты государственной тайны; 
 
основные цели и задачи защиты; 
 
виды и средства технических разведок, другие угрозы безопасности государственной тайны, от которых необходимо защищать информацию; 
 
принципы осуществления защиты, типовые методы и способы защиты; 
 
основные направления технической политики в создании средств защиты информации и контроля ее эффективности; 
 
принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений; 
 
принципы оценки эффективности защиты государственной тайны, показатели эффективности защиты. 
 
Положения по защите государственной тайны издаются на основе правовых актов и принятых концепций по защите и детализируют указанные документы, в основном, по вопросам организации защиты государственной тайны в конкретном органе государственной власти (ведомстве) и, в частности, регламентируют: 
 
основные направления работ по защите государственной тайны; 
 
структуру органов и служб, ответственных за организацию и осуществление защиты государственной тайны, их права и обязанности; 
 
порядок организации и проведения типовых работ по защите государственной тайны для основных объектов защиты; 
 
финансово-экономические вопросы обеспечения работ по защите государственной тайны; 
 
вопросы государственного лицензирования в области защиты государственной тайны и др. 
 
Также могут издаваться Положения об органах по защите государственной тайны и Положения о структурных подразделениях по защите государственной тайны на предприятиях и в организациях. 
 
Детальные разъяснения отдельных практических вопросов по организации и осуществлению защиты государственной тайны, включаются в соответствующие инструкции и правила. 
 
Правовые и организационно-распорядительные документы носят нормативный характер, вводятся в действие правовым актом, являются обязательными для исполнения. Поэтому эти два вида документов также обозначают общим термином “нормативные правовые акты по защите государственной тайны”. 
 
Распорядительные документы - документы текущего (оперативного) управления издают во исполнение или в дополнение к основополагающим документам и устанавливают направления, методы (способы, приемы) организации работ по защите государственной тайны в зависимости от возникающих конкретных задач управления и условий защиты государственной тайны. Основными видами распорядительных документов по защите государственной тайны являются решения, приказы, директивы, распоряжения, указания. 
 
Нормативные документы (НД) устанавливают единые требования, нормы и правила защиты информации, составляющей государственную тайну, обязательные для исполнения в пределах установленной при их введении сферы действия и области их распространения. 
 
Основными видами нормативных документов, в которых регламентируются вопросы защиты государственной тайны, являются:  
 
специальные НД Гостехкомиссии России и других органов государственной системы защиты информации; 
 
НД государственной системы стандартизации. 
 
Наряду с государственными стандартами отдельные вопросы защиты информации для различных объектов защиты регламентируются в стандартах отраслей, предприятий, а также в технических условиях на отдельные виды продукции и в других нормативных документах. 
 
Видами специальных НД по защите информации являются: 
 
нормы (например, требования эффективности защиты от технических разведок); 
 
модели, методики и методические указания (например, оценки возможностей технических средств разведки, эффективности мероприятий по защите, контроля и др.); 
 
рекомендации (пособия, например, по способам и средствам защиты от технических разведок и др.); 
 
лицензии предприятиям на право осуществления работ по защите; 
 
сертификаты соответствия продукции требованиям по защите государственной тайны; 
 
аттестаты на объекты защиты, средства защиты информации и средства контроля эффективности ее защиты. 
 
Плановые документы включают целевые программы и планы в области защиты государственной тайны или соответствующие разделы программ и планов более общего характера, по которым осуществляется самостоятельное финансирование. 
 
Информационные документы служат для информационного обеспечения решения задач организации и осуществления защиты государственной тайны. По форме представления информационные документы могут быть следующих видов: 
 
справочные документы (справочные пособия, единые исходные данные и др.); 
 
отчетная научно-техническая документация; 
 
учебная и научная литература; 
 
документы служебного делопроизводства (акты, банки и базы данных, донесения, журналы и др.). 
 
Структура системы документов по защите государственной тайны представлена на схеме 3.1. 
2. Закон Российской Федерации “О государственной тайне”1 
ВВЕДЕНИЕ 
Закон “О государственной тайне” вступил в действие 21 сентября 1993 года. В чем состоит причина принятия этого закона? 
 
Дело в том, что в СССР существовала жестко централизованная система управления народным хозяйством, в том числе и при решении вопросов защиты государственной тайны. Это было вполне обосновано и определялось единой формой государственной собственности, ведомственной системой управления хозяйством. При таком управлении решения Совета Министров были обязательны для всех предприятий и организаций и поддерживались соответствующим материальным и финансовым обеспечением. Действовали закрытые документы в области защиты государственной тайны.  
 
С развитием разнообразных форм собственности, с отказом от централизованного планирования и обеспечения система управления процессами защиты государственной тайны оказалась нарушенной. Как и все хозяйство страны, эта система должна строится на новой правовой и базе. Основа такой базы составил Закон РФ “О государственной тайне”. 
 
Какова логика построения этого Закона? 
 
В разделе I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ – устанавливается сфера действия закона, основные понятия и полномочия органов государственной власти и должностных лиц. 
 
Раздел II - ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - целиком посвящен перечню сведений, которые потенциально могут быть отнесены к государственной тайне. 
 
В разделе III - ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ - приводятся принципы засекречивания сведений, степени и грифы секретности, указываются сведения, не подлежащие засекречиванию, излагается порядок отнесения сведений к государственной тайне. 
 
Раздел IV - РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ - устанавливает порядок рассекречивание сведений и их носителей, в том числе при исполнении запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти. 
 
В разделе V - РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - определяется порядок взаимной передачи сведений органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями в современных условиях хозяйствования, а также порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну другим государствам при международном сотрудничестве. 
 
Раздел VI - ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - устанавливает организационную систему защиты государственной тайны и формулирует основные положения механизма защиты. К элементам такого механизма относятся: 
 
1. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне  
 
2. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. 
 
3. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну. 
 
4. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. 
 
5. Сертификация средств защиты государственной тайны. 
 
6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне. 
 
Раздел VII - ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - определяет порядок такого финансирования. 
 
Раздел VIII - КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - вводит соответствующую систему контроля и надзора. 
 
Таким образом, закон охватывает все стороны проблемы защиты государственной тайны от отнесения сведений к государственной тайне до установления механизма защиты этих сведений, финансирования мероприятий по защите сведений, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. 
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
 
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона 
 
Место действия:  
 
1. На территории Российской Федерации (включая учреждения Российской Федерации за рубежом). 
 
2. За ее пределами — в силу специфичности Закона его требования обязательны для выполнения должностными лицами и гражданами, осведомленными в государственной тайне, в том числе и при их выездах за границу в служебные командировки или по частным делам. 
 
Время вступления Закона в силу – с момента опубликования (с 12 сентября 1993 г.). 
 
Субъекты правоотношений, деятельность которых регламентируется:  
 
1. Органы представительной, исполнительной и судебной властей всех уровней, органы местного самоуправления. 
 
2. Предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. 
 
3. Должностные лица и граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования настоящего Закона (например, народные депутаты, руководители органов государственной власти). 
 
В силу ограничительного характера Закона он должен распространяться только на сравнительно небольшую часть населения, добровольно вступившую с государством в правоотношения по защите государственной тайны. 
 
Граждане, получившие доступ к государственной тайне в силу сложившихся обстоятельств (нашедшие утраченные секретные документы, например), не должны ограничиваться из-за этого в своих правах. 
 
Такой подход к возникновению правовой ответственности граждан в сфере защиты государственной тайны полностью соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), определяющего в качестве основы для правоотношений между физическими и юридическими лицами наличие заключенного договора (контракта). 
 
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты 
Полномочия органов государственной власти и должностных лиц определены в соответствии с существующим принципом разделения функций органов представительной, исполнительной и судебной властей. Учитывая федеральный характер Закона, такие полномочия определены только для федеральных органов государственной власти. 
 
При этом органы государственной власти Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления (пункт 4) рассматриваются в качестве субъектов, исполняющих законодательство о государственной тайне. По этой же причине на уровне субъектов Федерации разделение функций между различными ветвями государственной власти не предусмотрено, а должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации не наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.  
 
Закон устанавливает следующие полномочия: 
 
“1.Палаты Федерального Собрания: 
 
осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны; 
 
рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны; 
 
определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания; 
 
2. Президент Российской Федерации: 
 
утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны; 
 
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; 
 
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; 
 
заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну; 
 
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации; 
 
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. 
 
3. Правительство Российской Федерации: 
 
организует исполнение Закона Российской Федерации “О государственной тайне”; 
 
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; 
 
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; 
 
устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; 
 
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны; 
 
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации; 
 
устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны; 
 
устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику государственной тайны в результате ее засекречивания; заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам; в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. 
 
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий: 
 
обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; 
 
обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; 
 
обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне; 
 
реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; 
 
вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны. 
 
5. Органы судебной власти: 
 
рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне; обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны; 
 
обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны; 
 
определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти”.


 

План лекции: Система документов по защите государственной тайны. Закон РФ “О государственной тайне”

Название

План лекции: Система документов по защите государственной тайны. Закон РФ “О государственной тайне”

страница

1/4

Дата конвертации

27.01.2013

Размер

0.5 Mb.

Тип

Закон


 

 

  1   2   3   4

Лекция 3 
 
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ  
План лекции:

  1.  
    Система документов по защите государственной тайны.
  2.  
    Закон РФ “О государственной тайне”.
  3.  
    Закон РФ “Об информации, информатизации и защите государственной тайны”.

 

  1.  
    Система документов по защите государственной тайны

 
 
По функционально-целевому назначению документы по защите государственной тайны подразделяются на следующие основные классы: 
 
правовые; 
 
организационно-распорядительные; 
 
нормативные; 
 
плановые; 
 
информационные. 
 
Правовые вопросы защиты государственной тайны закрепляются в самостоятельных (специальных) правовых документах (актах) или отражаются в виде отдельных положений (разделов) правовых документов (актов) более общего характера. 
 
В правовых документах (актах) определяют концептуальные, правовые, организационные и экономические основы защиты государственной тайны, в том числе: 
 
основные направления государственной политики в области защиты государственной тайны; 
 
основные права и обязанности государства, организаций, предприятий и граждан в области защиты государственной тайны; 
 
основные органы государственного управления, ответственные за организацию защиты государственной тайны, сфера их компетентности; 
 
основные правила и процедуры аттестации объектов и сертификации средств защиты информации, а также средств контроля состояния защиты информации; 
 
основные правила и процедуры лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны; 
 
виды и формы ответственности организаций, предприятий и граждан за нарушение требований по защите государственной тайны; 
 
финансово-экономические основы обеспечения работ по защите государственной тайны. 
 
Правовые документы в области защиты государственной тайны включают: 
 
Федеральные законы; 
 
указы и распоряжения Президента Российской Федерации; 
 
постановления и распоряжения высших органов исполнительной и судебной властей Российской Федерации. 
 
К основным законам в области защиты государственной тайны относятся специальные законы “О государственной тайне”, “Об информации, информатизации и защите информации”, а также более общие правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Закон “Об участии в международном информационном обмене”, Закон “О федеральных органах правительственной связи и информации”, Закон и др. “Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации” и др. 
 
Организационно-распорядительные документы определяют состав и регламентируют деятельность соответствующих органов и служб при организации и осуществлении защиты государственной тайны. 
 
По характеру регламентируемых вопросов (решаемых задач) и продолжительности действия организационно-распорядительные документы подразделяют на два вида: 
 
основополагающие (руководящие) документы; 
 
распорядительные документы (документы оперативного управления). 
 
Основополагающие (руководящие) документы помимо самостоятельного использования служат основой при разработке нормативных, плановых и информационных документов. 
 
Основополагающие (руководящие) документы по защите государственной тайны являются в своем большинстве подзаконными актами, детализирующими и раскрывающими положения правовых документов. Они устанавливают основные направления, единые принципы, порядок организации защиты государственной тайны соответствующими органами и службами с приведением их долговременных задач, функций, прав, обязанностей и мер ответственности. 
 
Основополагающие (руководящие) документы издаются соответствующими органами государственного управления, ответственными за организацию защиты государственной тайны, и являются обязательными в пределах установленной при их утверждении сферы действия и области распространения. 
 
Основными видами основополагающих (руководящих) документов по защите государственной тайны являются: концепции, положения, руководства, наставления, инструкции, правила. 
 
В концепциях по защите государственной тайны на основе правовых документов формируются: 
 
направления государственной политики в области защиты государственной тайны; 
 
основные цели и задачи защиты; 
 
виды и средства технических разведок, другие угрозы безопасности государственной тайны, от которых необходимо защищать информацию; 
 
принципы осуществления защиты, типовые методы и способы защиты; 
 
основные направления технической политики в создании средств защиты информации и контроля ее эффективности; 
 
принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений; 
 
принципы оценки эффективности защиты государственной тайны, показатели эффективности защиты. 
 
Положения по защите государственной тайны издаются на основе правовых актов и принятых концепций по защите и детализируют указанные документы, в основном, по вопросам организации защиты государственной тайны в конкретном органе государственной власти (ведомстве) и, в частности, регламентируют: 
 
основные направления работ по защите государственной тайны; 
 
структуру органов и служб, ответственных за организацию и осуществление защиты государственной тайны, их права и обязанности; 
 
порядок организации и проведения типовых работ по защите государственной тайны для основных объектов защиты; 
 
финансово-экономические вопросы обеспечения работ по защите государственной тайны; 
 
вопросы государственного лицензирования в области защиты государственной тайны и др. 
 
Также могут издаваться Положения об органах по защите государственной тайны и Положения о структурных подразделениях по защите государственной тайны на предприятиях и в организациях. 
 
Детальные разъяснения отдельных практических вопросов по организации и осуществлению защиты государственной тайны, включаются в соответствующие инструкции и правила. 
 
Правовые и организационно-распорядительные документы носят нормативный характер, вводятся в действие правовым актом, являются обязательными для исполнения. Поэтому эти два вида документов также обозначают общим термином “нормативные правовые акты по защите государственной тайны”. 
 
Распорядительные документы - документы текущего (оперативного) управления издают во исполнение или в дополнение к основополагающим документам и устанавливают направления, методы (способы, приемы) организации работ по защите государственной тайны в зависимости от возникающих конкретных задач управления и условий защиты государственной тайны. Основными видами распорядительных документов по защите государственной тайны являются решения, приказы, директивы, распоряжения, указания. 
 
Нормативные документы (НД) устанавливают единые требования, нормы и правила защиты информации, составляющей государственную тайну, обязательные для исполнения в пределах установленной при их введении сферы действия и области их распространения. 
 
Основными видами нормативных документов, в которых регламентируются вопросы защиты государственной тайны, являются:  
 
специальные НД Гостехкомиссии России и других органов государственной системы защиты информации; 
 
НД государственной системы стандартизации. 
 
Наряду с государственными стандартами отдельные вопросы защиты информации для различных объектов защиты регламентируются в стандартах отраслей, предприятий, а также в технических условиях на отдельные виды продукции и в других нормативных документах. 
 
Видами специальных НД по защите информации являются: 
 
нормы (например, требования эффективности защиты от технических разведок); 
 
модели, методики и методические указания (например, оценки возможностей технических средств разведки, эффективности мероприятий по защите, контроля и др.); 
 
рекомендации (пособия, например, по способам и средствам защиты от технических разведок и др.); 
 
лицензии предприятиям на право осуществления работ по защите; 
 
сертификаты соответствия продукции требованиям по защите государственной тайны; 
 
аттестаты на объекты защиты, средства защиты информации и средства контроля эффективности ее защиты. 
 
Плановые документы включают целевые программы и планы в области защиты государственной тайны или соответствующие разделы программ и планов более общего характера, по которым осуществляется самостоятельное финансирование. 
 
Информационные документы служат для информационного обеспечения решения задач организации и осуществления защиты государственной тайны. По форме представления информационные документы могут быть следующих видов: 
 
справочные документы (справочные пособия, единые исходные данные и др.); 
 
отчетная научно-техническая документация; 
 
учебная и научная литература; 
 
документы служебного делопроизводства (акты, банки и базы данных, донесения, журналы и др.). 
 
Структура системы документов по защите государственной тайны представлена на схеме 3.1. 
2. Закон Российской Федерации “О государственной тайне”1 
ВВЕДЕНИЕ 
Закон “О государственной тайне” вступил в действие 21 сентября 1993 года. В чем состоит причина принятия этого закона? 
 
Дело в том, что в СССР существовала жестко централизованная система управления народным хозяйством, в том числе и при решении вопросов защиты государственной тайны. Это было вполне обосновано и определялось единой формой государственной собственности, ведомственной системой управления хозяйством. При таком управлении решения Совета Министров были обязательны для всех предприятий и организаций и поддерживались соответствующим материальным и финансовым обеспечением. Действовали закрытые документы в области защиты государственной тайны.  
 
С развитием разнообразных форм собственности, с отказом от централизованного планирования и обеспечения система управления процессами защиты государственной тайны оказалась нарушенной. Как и все хозяйство страны, эта система должна строится на новой правовой и базе. Основа такой базы составил Закон РФ “О государственной тайне”. 
 
Какова логика построения этого Закона? 
 
В разделе I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ – устанавливается сфера действия закона, основные понятия и полномочия органов государственной власти и должностных лиц. 
 
Раздел II - ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - целиком посвящен перечню сведений, которые потенциально могут быть отнесены к государственной тайне. 
 
В разделе III - ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ - приводятся принципы засекречивания сведений, степени и грифы секретности, указываются сведения, не подлежащие засекречиванию, излагается порядок отнесения сведений к государственной тайне. 
 
Раздел IV - РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ - устанавливает порядок рассекречивание сведений и их носителей, в том числе при исполнении запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти. 
 
В разделе V - РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - определяется порядок взаимной передачи сведений органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями в современных условиях хозяйствования, а также порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну другим государствам при международном сотрудничестве. 
 
Раздел VI - ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - устанавливает организационную систему защиты государственной тайны и формулирует основные положения механизма защиты. К элементам такого механизма относятся: 
 
1. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне  
 
2. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. 
 
3. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну. 
 
4. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. 
 
5. Сертификация средств защиты государственной тайны. 
 
6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне. 
 
Раздел VII - ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - определяет порядок такого финансирования. 
 
Раздел VIII - КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - вводит соответствующую систему контроля и надзора. 
 
Таким образом, закон охватывает все стороны проблемы защиты государственной тайны от отнесения сведений к государственной тайне до установления механизма защиты этих сведений, финансирования мероприятий по защите сведений, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. 
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
 
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона 
 
Место действия:  
 
1. На территории Российской Федерации (включая учреждения Российской Федерации за рубежом). 
 
2. За ее пределами — в силу специфичности Закона его требования обязательны для выполнения должностными лицами и гражданами, осведомленными в государственной тайне, в том числе и при их выездах за границу в служебные командировки или по частным делам. 
 
Время вступления Закона в силу – с момента опубликования (с 12 сентября 1993 г.). 
 
Субъекты правоотношений, деятельность которых регламентируется:  
 
1. Органы представительной, исполнительной и судебной властей всех уровней, органы местного самоуправления. 
 
2. Предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. 
 
3. Должностные лица и граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования настоящего Закона (например, народные депутаты, руководители органов государственной власти). 
 
В силу ограничительного характера Закона он должен распространяться только на сравнительно небольшую часть населения, добровольно вступившую с государством в правоотношения по защите государственной тайны. 
 
Граждане, получившие доступ к государственной тайне в силу сложившихся обстоятельств (нашедшие утраченные секретные документы, например), не должны ограничиваться из-за этого в своих правах. 
 
Такой подход к возникновению правовой ответственности граждан в сфере защиты государственной тайны полностью соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), определяющего в качестве основы для правоотношений между физическими и юридическими лицами наличие заключенного договора (контракта). 
 
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты 
Полномочия органов государственной власти и должностных лиц определены в соответствии с существующим принципом разделения функций органов представительной, исполнительной и судебной властей. Учитывая федеральный характер Закона, такие полномочия определены только для федеральных органов государственной власти. 
 
При этом органы государственной власти Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления (пункт 4) рассматриваются в качестве субъектов, исполняющих законодательство о государственной тайне. По этой же причине на уровне субъектов Федерации разделение функций между различными ветвями государственной власти не предусмотрено, а должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации не наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.  
 
Закон устанавливает следующие полномочия: 
 
“1.Палаты Федерального Собрания: 
 
осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны; 
 
рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны; 
 
определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания; 
 
2. Президент Российской Федерации: 
 
утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны; 
 
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; 
 
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; 
 
заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну; 
 
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации; 
 
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. 
 
3. Правительство Российской Федерации: 
 
организует исполнение Закона Российской Федерации “О государственной тайне”; 
 
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; 
 
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; 
 
устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; 
 
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны; 
 
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации; 
 
устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны; 
 
устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику государственной тайны в результате ее засекречивания; заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам; в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. 
 
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий: 
 
обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; 
 
обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; 
 
обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне; 
 
реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; 
 
вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны. 
 
5. Органы судебной власти: 
 
рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне; обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны; 
 
обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны; 
 
определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти”.


 

 


Информация о работе Основы защиты государственной тайны