Основы теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 09:27, лекция

Краткое описание

1. Происхождение и сущность государства.
2. Сущность, типы и формы права.
3. Понятие и структура права России.
4. Понятие норм права, их структура и виды.
5. Понятие и структура правоотношения.
6. Понятие правонарушения, их виды и состав

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Основы теории государства и права.

 

План лекции.

 

  1. Происхождение и сущность государства.
  2. Сущность, типы и формы права.
  3. Понятие и структура права России.
  4. Понятие норм права, их структура и виды.
  5. Понятие и структура правоотношения.
  6. Понятие правонарушения, их виды и состав.

 

 

Теория государства и права представляет собой общественную науку о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, типах государства и права, правосознании, ответственности, законности.

 

1. Происхождение и сущность государства.

Государство представляет собой политическую организацию, при помощи которой осуществляется управление обществом. Возникновение государства связано с появлением частной собственности и разделением общества на классы. От самоуправления при первобытном строе государство отличается двумя признаками: 1)существуют учреждения общественной власти, которые выполняют функции управления и принуждения и осуществляются особыми отрядами людей; 2)осуществляется территориальное деление населения и распространение на них государственной власти.

Существуют различные теории происхождения государства. Рассмотрим основные из них.

Теологическая теория (Фома Аквинский, Жан Моритен) объясняет происхождение государства божественной волей. Теория отстаивает идей вечности государства, необходимость подчинения государственной власти как власти от бога, в то же время ставит государство в зависимость от божественной воли, которая проявляется через церковь и др. религиозные организации.

С точки зрения патриархальной теории (Аристотель) государство возникает из развивающейся в поколениях семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом, власть которого понимается как продолжение власти отца. Монарх является отцом всех подданных. Из этой теории также вытекает вывод о необходимости подчинения людей государственной власти.

Согласно органической теории человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство. Правительство, выполняя функции мозга, осуществляет руководство всем государством. Низшие классы реализуют внутренние функции (жизнедеятельности), а господствующие классы – внешние (оборона, сотрудничество).

Теория насилия  (Каутский, Дюринг) объясняет возникновение государства военно-политическими факторами – завоевание одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Согласно теории общественного договора (Руссо, Радищев)  в процессе развития человечества естественные права одних людей приходят в противоречие  с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, которому добровольно передают часть своих прав.

Смысл историко-материалистической теории (Морган, Энгельс) состоит в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества и связано с появлением частной собственности и расколом общества на классы. Появился класс богатых, который создал государство как орудие диктатуры для подавления эксплуатируемых классов.

Сущность любого эксплуататорского государства заключается в диктатуре, подавлении эксплуатируемых. Известны такие исторические типы государства, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный и бесклассовый. Сущность государства выражается в его функциях, т.е. основных направлениях государственной деятельности. К внутренним функциям государства относятся:  охрана собственности, подавление эксплуатируемых классов (для классового государства), организация общественного производства, руководство экономикой, оказание социальных услуг населению. Внешние функции: оборона, сотрудничество с другими государствами. Указанные функции осуществляются особыми органами государства, которые называют государственным механизмом.

Понятие форма государства включает в себя характеристику формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Различают следующие формы правления, то есть организации государственной власти:

  1. абсолютную монархию, где верховная власть принадлежит одному лицу;
  2. дуалистическую монархию, которая представляет собой переходную форму правления, когда слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами;
  3. конституционную монархию, когда власть монарха ограничена конституцией;
  4. президентскую республику с выборными органами власти, строгим разделением властей, соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;
  5. парламентскую республику, характеризующуюся  верховенством парламента, ответственностью перед ним правительства.

По форме государственного устройства, то есть по территориальной организации общества, различают  унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

  1. для унитарной формы государственного устройства характерно разделение территории на административные единицы, единая конституция, единые органы государственной власти, единое гражданство;
  2. федерация представляет собой союзное государство, состоящее из юридически и политически самостоятельных государственных образований, территория федерации не представляет единого целого, а состоит из территорий ее субъектов, субъекты федерации обладают своей государственной властью;
  3. конфедеративные союзы представляют собой добровольные союзы независимых суверенных государств.

Выделяют следующие типы политического режима, то есть способы осуществления государственной власти: демократический, тоталитарный и авторитарный.

1) демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, народ участвует в решении  государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод;

2) тоталитарный режим характеризуется таким устройством общества, основу которого составляет сильная личность, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, максимальное ущемление прав и свобод человека;

3) авторитарный режим основывается на сильной личной диктатуре, это режим насильственный. Такой режим, как правило, не ставит перед собой задачу полного преодоления предшествующего социального строя.

 

2. Сущность, типы и формы права.

Одновременно с государством возникло и право. С разделением общества на классы с противоположными интересами, обычаи перестали выражать общую волю и соблюдаться населением в добровольном порядке. Новые правила поведения – нормы права сделали волю господствующего класса обязательной для всех членов общества.

Сущность права заключается в его классовости. Ф.Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" определил право как "возведенную в закон волю господствующего класса". Типы права, определяющие его сущность, такие же, как и типы государства (рабовладельческий, феодальный, буржуазный и бесклассовый). Право бесклассового государства выражает и закрепляет волю  ее народа.

Форма права представляет собой способ выражения и закрепления юридических норм. Известны три формы права:

а) санкционированный обычай – это обычай, которому древнее государство придавало форму закона;

б) судебный и административный прецедент – решение по конкретному делу, которому придается обязательное значение при рассмотрении аналогичных дел. Эта форма  существует в Англии, Канаде);

в) нормативный акт -  издаваемый компетентным органом государства правовой акт, который устанавливает, изменяет или прекращает действие норм права. Для России характерна только эта форма права.

Система нормативно-правовых актов России состоит из законов (конституционных, федеральных, законов субъектов РФ) и подзаконных актов (Указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств). Высшей юридической силой обладают законы. Подзаконные нормативно-правовые акты должны соответствовать законам.

В обществе существует система социальных норм (правил поведения людей), среди которых наиболее важными являются нормы права и нормы морали.

Мораль представляет собой нормы поведения, традиции, сложившиеся в обществе и передаваемые из поколения в поколение. Отличие норм морали от норм права состоит в том, что невыполнение моральных норм не влечет неблагоприятных последствий со стороны государства. Нормы права и нормы морали тесно связаны  друг с другом: мораль способствует эффективному действию права, а право укрепляет мораль (напр., наказывая преступников).

Моральные стороны взаимодействия между медиком и пациентом являются предметом изучения биоэтики. Принципами биоэтики являются принципы "не навреди", "делай благо", принцип уважения автономии пациента, принцип справедливости.  Биоэтика рассматривает типы и формы взаимоотношений врача и пациента; этические проблемы искусственного аборта, новых репродуктивных технологий (искусственной инсеминации, экстрокорпорального оплодотворения, суррогатного материнства); трансплантологии, эвтаназии; этические проблемы оказания психиатрической помощи и др.

Правовая культура – составная часть культуры общества и личности, которая представляет собой совокупность его правовых знаний, отношения к праву и правового поведения.

Законность – точное и неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов    и основанных на них юридических актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством. За отступление от требований законности наступает юридическая ответственность. В результате соблюдения требований законности в обществе складывается правовой порядок. К юридическим средствам обеспечения законности относятся применяемые меры защиты прав и интересов граждан.

 

3. Понятие и структура права  Российской Федерации.

Право Российской Федерации – система установленных государством и охраняемых им общественных норм, которые выражают волю народа. Право связано с государством, так как государственная власть создает правовые нормы, выражает их в официальных юридических актах, обеспечивает их исполнение, а в случае необходимости обеспечивает и мерами принуждения.

Сущность права России состоит в выполнении воли ее народа. Это выражается в его общих (гуманизма, демократии) и специальных (законности, справедливости, правосудия) принципах.

Система права – это ее внутренняя структура. Система права охватывает все правовые нормы, действующие в государстве в их единстве и согласованности и представляет собой  сложный многоуровневый комплекс, состоящий из:

- норм права;

- правовых институтов;

- отраслей права.

Критерием разделения системы права на отрасли является предмет правового регулирования – общественные отношения, регулируемые нормами права. Например,  предметом правового регулирования гражданского права  являются имущественные и личные неимущественные отношения физических и юридических лиц в обществе, уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступления.

Отрасли права делятся на институты права – группы норм, которые регулируют однородные общественные отношения внутри отрасли права. Примерами институтов гражданского права являются институты собственности, обязательственного права, наследования и др., институтов уголовного права – институты преступления, уголовно-правового наказания, принудительных мер медицинского характера, обстоятельств, исключающих наказуемость деяния и др.

 

4. Понятие норм права, их структура  и виды.

 Нормы права это установленные государством и охраняемые им общеобязательные правила поведения, которые направлены на регулирование общественных отношений.

В юридической литературе выделяют следующие признаки норм права:

1) нормы права являются общеобязательными  правилами поведения, т.е. представляют собой правила поведения общего характера, они обязательны к исполнению всеми субъектами, которые оказались в условиях, предусмотренных данной нормой;

2) нормы права представляют собой  формально-определенное  правило  поведения, в котором четко определено, какие права и обязанности могут возникнуть на ее основании;

3) правовые нормы устанавливаются  или санкционируются компетентными  органами государства;

4) нормы права охраняются государством, то есть, предусмотрена возможность применения принуждения. Меры государственного принуждения, которые применяются в случае нарушения правовых норм, направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя.

Различают нормы регулятивные и правоохранительные. Регулятивные – регулируют положительное поведение человека, правоохранительные нормы регулируют незаконные действия людей. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение.

 

 

 

Всякая правовая норма практически состоит из двух элементов:

1) гипотезы, которая представляет собой описание условий действия правовой нормы (напр., "В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой…", "Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку…"),

2) диспозиции, которая содержит само правило поведения, указывает каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств (напр., "…происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке…").

3) санкции, которая предусматривает меры воздействия, применяемые к лицам, нарушившим предписания правовых норм (напр., "Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав…", "наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет").

Диспозиция и санкция не могут быть частями одной и той же нормы права.

В регулятивных нормах есть гипотеза и диспозиция. Рассмотрим ст. 49 Семейного кодекса РФ: "В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (гипотеза) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке …" (диспозиция). Отсутствие санкций в регулятивных нормах  не означает, что они не обеспечиваются государством. Они обеспечиваются государством с помощью норм, содержащих санкции.

Информация о работе Основы теории государства и права