Осударственная политика в области занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:02, доклад

Краткое описание

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Вложенные файлы: 1 файл

ГРЭ.docx

— 19.09 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в области занятости населения

 

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей  развития общества или его отдельных  сфер. Она является средством, позволяющим  государству достичь определенных целей в конкретной области, используя  правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Постоянное поддержание  определенного уровня занятости  населения — сложная проблема для любой страны, в том числе  имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости  рынок не может оказывать автоматического  влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования  занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер  воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной  занятости населения является одной  из важнейших задач любого демократического общества.

Государственная политика в  области занятости должна решать два основных вопроса:

во-первых, удовлетворение потребности  в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично  и прибыльно функционирующий  капитал — лучшее свидетельство  эффективного использования рабочей  силы;

во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения  как условие нормального существования  людей. Забота о благосостоянии населения  является традиционной функцией государства.

Политика российского  государства в области занятости  осуществляется по следующим направлениям:

обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам  страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения  и вероисповедания;

соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;

обеспечение социальной защиты в области занятости;

поддержка самостоятельности  регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении  проблем занятости;

поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в  рамках законности;

координация деятельности в  области занятости с другими  направлениями деятельности государственных  органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование  и распределение доходов;

поощрение работодателей, создающих  новые рабочие места;

обеспечение занятости для  малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов  занятости;

международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика занятости  в стране направлена не только на регулирование  общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования  локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при  едином подходе к решению проблем  занятости, особенно в расчете на перспективу.     Для каждого  региона в соответствии с особенностями  рынка вообще, и рынка труда  в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:

1) для Центрального, Волго-Вятского  и Уральского регионов:

совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;

создание новых рабочих  мест;

поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;

поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;

2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного  регионов:

оценка перспектив занятости  в базовых отраслях регионов; поддержка  диверсификации производства на основе более полного     использования  богатых ресурсов регионов;

поддержка традиционных видов  занятости коренного населения;

расширение спектра профессий  и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;

образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;

3) для Поволжского, Центрально-Черноземного  и Северо-Кавказского регионов:

углубление агропромышленного  профиля подготовки и переподготовки работников;

содействие развитию самозанятости населения;

активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;

создание новых рабочих  мест, особенно в сфере услуг.

Государственная политика регулирования  занятости в различных странах  выработала различные подходы к  решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым  людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются  займы и субсидии, направляемые в  дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США  государство полностью освобождает  от налогов те средства, которые  направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего  использования для собственных  нужд, полностью или частично освобождаются  от уплаты взносов в фонд социального  страхования. В Великобритании работники  государственных служб занятости  заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой  переориентации работников. Во Франции  действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения  проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться  предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.

При проведении государственной  политики занятости все большее  значение приобретают конвенции  и рекомендации Международной организации  труда (МОТ). Разрабатываются различные  конвенции в области труда  и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная  организация труда была создана  в 1919 г. с целью содействия общественному  прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда  и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем  социального мира между различными слоями общества.

Для достижения этих целей  МОТ решает следующие задачи:

разрабатывает согласованную  политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;

разрабатывает и принимает  международные трудовые нормы в  виде конвенций и рекомендаций для  реализации принятой политики;

помогает странам-участницам в решении проблем занятости  и сокращения безработицы;

защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного  труда, дискриминации и т.п.;

организует и ведет  борьбу с бедностью, за улучшение  жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;

разрабатывает программы  в области улучшения условий  труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены  труда, охраны и восстановления окружающей среды;

содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно  с правительством по регулированию  социально-трудовых отношений;

разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Деятельность МОТ ведется  как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.

Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые  применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном  авторитете. Конвенция МОТ — это  международный договор, который  должен быть ратифицирован и соблюдаться  государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в  выработке политики, разработке национального  законодательства и практических мер  в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные  структуры, так и представители  организаций трудящихся и предпринимателей.

В настоящее время МОТ  стала, по существу, международным координатором  работ по организации труда, ведутся  работы в области охраны, гигиены  труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ  не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни  и признание принципа равенства  вознаграждения за равный труд. Уделяется  внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.


Информация о работе Осударственная политика в области занятости населения